Цель:
дать понятие добра и зла, добрых и злых поступков. Показать,
что добро всегда побеждает зло – это вековая мечта людей.
Убедить, что добрые отношения люди создают в жизни сами.
План.
- Понятие «добро», «зло»,
«добрый человек», «злой человек», «поступок».
- Добрые и злые герои, их
отношения между собой и к людям.
- Почему мы любим сказки?
- Рисование «добрых» и «злых
сердец».
- Подведение итогов учителем
вместе с учениками.
Прочитайте слово «добро». Какие
ассоциации вызвало у вас это слово?
Добрый человек – это человек,
который помогает людям в трудную минуту жизни, в работе, в
учёбе, не требуя платы.
Добрый поступок – дело,
действие, которое совершает человек на пользу людям, стране,
классу, в котором учится, родителям и т.д.
Хороший поступок – положительный, тот, который
должен быть.
Что означает слово «добро»? (Всё положительное, хорошее,
очень нужное людям и животным.)
Найди, что общего между определениями добрый и хороший
поступок, в чём их разница.
Плохой поступок – лишённый положительных качеств,
неудовлетворительный, не соответствует каким-то требованиям.
Произнесите слово «зло». Какие ассоциации вызываются с
произнесением этого слова?
Зло – всё очень вредное,
недоброе, дурное. Злой человек – человек, который совершает
злые, нехорошие поступки специально.
Злой поступок – это неприятный
поступок, событие.
Злой человек – это нехороший
человек, вредный, жестокий.
Правило этики:
Не делай другому того, чего сам себе не желаешь!
В каких произведениях хорошо виден контраст добра и зла? (В
сказках.)
Сейчас мы с вами попутешествуем по сказкам.
Что такое сказка? (Сказка – народно-поэтическое произведение
о вымышленных лицах, событиях с участием волшебных,
фантастических сил, часто выдумка, неправда, ложь.)
Как вы думаете, какого героя в сказках называют «добрым»?
Вспомните несколько разных сказок и приведите примеры добрых
героев. Почему они добрые?
Каких героев в сказках называют «злыми»?
Приведите примеры из сказок злых героев. Почему они злые?
Вспомним сказку «Двенадцать
месяцев»
Скажите, доброй ли была Принцесса? А мачеха с её дочкой?
Кто победил в этой сказке? Почему?
Кто помогал в беде падчерице? Почему помогали?
Что в сказке побеждает «добро» или «зло»? (Добро.)
Может ли человек в одиночку победить зло? Почему?
Чему учит эта сказка?
В жизни всегда добро побеждает зло? Почему?
Может ли добрый человек совершить нехороший поступок?
(Может.) Почему? (Человеку свойственно ошибаться, или его
могут обмануть.)
Можно ли всех людей разделить на добрых и злых? (Нет.)
Почему? (Добрый человек может совершить плохой поступок без
умысла, нечаянно.)
Когда, допустим, Денис толкнул Лену, это значит, что он
недобрый, плохой человек? (Нет.) Значит нужно говорить о
поступке, а не о человеке.
Что в сказках делают герои из того, что мы совершаем каждый
день? (Едят, пьют, ходят, говорят, слушают, спят.)
Поэтому они близки нам, и мы можем тогда без труда сказать
(определить) хороший, положительный, добрый герой или,
наоборот, плохой, отрицательный, злой герой.
Слышали ли вы когда-нибудь такое понятие, как «доброе
сердце», «злое сердце»? О ком так говорят?
Каким цветом вы бы нарисовали доброе сердце? Злое сердце?
В тетрадях нарисуйте сердца и раскрасьте их.
Что получилось в ваших рисунках? Пусть каждый объяснит, что
он нарисовал и почему. Какое у всех должно быть сердце?
(Доброе.)
Домашнее задание. Почему мы
называем одних героев добрыми, а других злыми? Написать
черты сказочных героев ваших любимых сказок. |