Цель: формирование представлений учащихся об общечеловеческих качествах – доброте, сострадании и их значимости в системе человеческих отношений. Задачи: 1) создание условий для эмоционального восприятия значимости доброты, милосердия в числе качеств характера человека. 2) формирование способности давать собственную оценку фактам, событиям и ситуациям жизни. 3) развитие творческого воображения.
Оборудование: капельки разноцветные, в центре доски цветок с
лепестками, на которых с обратной стороны написаны общечеловеческие
качества (отзывчивость, забота об окружающих, приветливость,
бескорыстие) разноцветные цветочки. Магнитофон. Диски с записями
«Маленькая страна», «Если добрый ты». Ход урока. 1. Орг. момент, психологический настрой.
Мы сегодня снова встретились. Я рада, что все здоровы и все у вас
хорошо. Мы встретились снова в нашем классе в нашей маленькой стране.
Давайте споем песню с таким же названием и поднимем себе настроение
(Звучит аудиозапись, дети исполняют песню «Маленькая страна») 2. - Ребята, а существует ли такая страна на самом деле? - Что же должно произойти в мире, чтобы она существовала? - Как вы думаете, для чего нужны людям руки? - А можно ли с помощью рук общаться? Какими бывают наши руки? - Могут ли руки быть добрыми? - А злыми? - Потрогайте руки друг друга. Что можно о них сказать? - Можно ли обидеть человека, если у него такие теплые, добрые руки? - Какие руки бывают, когда они злые?
- Могут ли руки помочь подружиться? А если хочется обидеть кого-нибудь
из товарищей: стукнуть, толкнуть, о каких руках нужно вспомнить? 3. – Ребята, как вы думаете, чего на земле больше: добра или зла? Почему? (высказывания детей)
На столе у вас лежат капельки выберите любую и напишите на ней качество
или событие, которое по-вашему самое злое. Давайте закрепим их на
доске. Получился дождь зла. - А может ли добро победить зло? Выберите снова капельку и напишите на ней добрые качества и поступки, которыми можно исправить и уничтожить зло. (закрепляем сверху на капельках зла и уничтожаем их) У нас на уроке произошло, как в сказке, добро победило зло. Но не всегда в жизни все происходит так просто. 4. - Как вы думаете, что такое доброта? Напишите на листочке. (Дети зачитывают свои предложения). - Какого человека мы можем назвать добрым? А) - Отзывчивый человек – это … Можно ли назвать его добрым? Б) - «Слово лечит» слышали ил такое выражение? Как вы его понимаете? - «Словом можно убить человека» Какое отношение пословица имеет к нашему разговору? Добрый человек должен быть приветливым. Приветливый человек всегда подбодрит, поможет человеку, успокоит его. Давайте проверим, знаете ли вы добрые приветливые слова. Растает даже ледяная глыба От слова теплого (спасибо). Зазеленеет старый пень. Когда услышит (добрый день) Если больше есть не в силах, Скажем маме мы (спасибо) Мальчик вежливый и развитый Говорит, встречаясь, (здравствуйте). Когда нас бранят за шалости, Говорим (прости, пожалуйста). И во Франции, и в Дании На прощанье говорят (до свиданья). В)- Что значит бескорыстие? Бескорыстный человек? Совершая доброе деяние Не жди добра в ответ Сведет такое ожиданье Добро твое на нет. Г) - А попробуйте мне ответить, какое отношение к теме урока имеет стихотворение? Я предал пса. Что был ко мне привязан, Как добрый человек и друг большой. Я подарил его, как дарят вазу, Забыв, что он с понятьем и душой. Своей судьбе он покорился молча, Но глянул мне в глаза с такой тоской! А у чужих всю ночь он выл по-волчьи, Бросая вызов совести людской. Он звал меня. И я его услышал, Я тоже был с разлукою знаком. И вот он у меня под боком дышит. И руку лижет липким языком.
Содержание стихотворение обсуждается. Дети отвечают, что добрый человек
– это человек, заботливо относящийся к животным, друзьям, близким. Д) А сейчас мы проведем эксперимент.
Я попрошу выйти сюда двух человек. Садитесь на стульчики спиной друг к
другу, и попросим их в таком положении рассказать друг другу что-то
интересное, не меняя положение. Детям неудобно говорить. Почему? «Глаза
не помогают». А, если повернуться лицом друг к другу? Тогда оказывается
легче рассказать. Если друг пришел поделиться с тобой своей
проблемой, ждет твоего совета, будь к нему предупредительным. И еще,
чтобы помочь человеку, надо обязательно его выслушать, учитесь этому.
5. От того какие у вас будут друзья, каким и вы будете людьми, зависит
только от вас. Я хочу, чтобы вы прочли небольшую притчу. Эта
история произошла давным-давно в старинном городе, в которой жил великий
мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного
города. Но был в городе человек, который завидовал его славе. И вот
решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И
он пошел на луг, поймал бабочку, посадил её между сомкнутых ладоней и
подумал: "Спрошу-ка я у мудреца: скажи, о, мудрейший, какая бабочка у
меня в руках – живая или мертвая? Если он скажет – живая, я сомкну
ладони, и бабочка умрет, а если он скажет мертвая, я раскрою ладони и
бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее”. Так все и
случилось. Завистник поймал бабочку, посадил её между ладонями и
отправился к мудрецу. И он спросил у того: "Какая бабочка у меня в
руках, о мудрейший: живая или мертвая? - Как вы думаете, что ответил мудрец? И тогда мудрец, который действительно был, очень умным человеком сказал: "Все в твоих руках”. 6. Подведение итога
- Все в ваших руках, какие совершать поступки. Сейчас, пожалуйста,
выберите один из цветочков. Подумайте, какой добрый поступок совершили
вы сегодня и вчера. Напишите его на листочке. А сейчас мы разместим его на доске. Получилась у нас поляна доброты. 7. В заключении урока мы исполним песню Кота Леопольда «Если добрый ты». |