Цели:
- Объяснение понятий "стереотип”,
"предрассудок”, выявление существующих у детей
предрассудков, осознание их и попытка
преодоления;
- Сравнение особенностей ментальности, культуры
своего и других народов на примере Дагестана,
осознание универсальности основных
человеческих ценностей и идеалов;
- Объяснение понятия "толерантности” и
выявление у себя качеств толерантной личности.
Основная часть: учитель делит
класс на группы по национальному признаку (не
объясняя принцип деления), но в каждую группу
включает представителя другой национальности.
- Группы получают задание на карточках: закончить
следующие утверждения, отразив качество
характерное для данного народа
Все цыгане…
Все чукчи…
Все русские…
Все китайцы…
Все дагестанцы…
Все арабы…
Все немцы…
Все украинцы…
Все чеченцы…
Обсуждаем полученные утверждения (одно за
другим, пропускаем – дагестанцы), сравниваем
разные варианты (отметить положительные
качества, похвалить ребят за уважительное
отношение к другим народам). Просим объяснить, на
чем основано то или иное мнение, привести
примеры. Приводим контр-примеры. На доске пишем:
"Все мальчики двоечники” или "Все девочки
плаксы”. Спрашиваем, что думает класс об этом
утверждении? Верно ли оно? После обсуждения
возвращаемся к изречениям, вновь их разбираем.
Даем понятия "предубеждение”, "предрассудок”,
"стереотип” и объясняем их влияние на наше
восприятие других людей.
Задаем вопрос: не обидно ли, что часто кавказцев
называют террористами, ваххабитами? Почему
сложилось такое мнение? Как реагировать?
"Нельзя ненавидеть целый народ, коль скоро он
включает в себя все мыслимые противоположности
– женщин и мужчин, стариков и детей, богатых и
бедных, злодеев и людей достойных…” -
подумайте над словами французского писателя А.
Франса. Кому бы вы их адресовали?
- Задаем вопрос: Какое понятие в данной группе
относится к нам? – Дагестанцы. Обсуждаем
данное утверждение (скорей всего оно
положительное). В чем его отличие от других? (Все
остальные понятия называют отдельные народы, а
данное – общность народов, проживающих на
территории Дагестана, то есть мы можем написать
так: " Дагестанцы: …(предлагаем продолжить).
Дагестан – уникальная республика, где
проживает более 50 народностей. И каждая имеет
свою историю, обычаи, культуру. Лишь зная и
сохраняя их, можно научиться уважать историю и
культуру других народов. И тогда мы можем
говорить о культуре мира.
Представьте, что к вам приехала группа туристов
из какой-нибудь далекой страны. Вы хотите
поразить, удивить их рассказом о своем народе.
Попробуйте подготовить такой рассказ (каждая
группа готовит сообщение о своем народе по
примерному плану, в помощь ученикам раздаются
учебники по истории Дагестана, литературе
Дагестана, Антология дагестанской поэзии):
- Из истории
- Назвать поселения, ремесла
- Обычаи, традиции
- Поэты, писатели
- Знаменитые люди
- Написать на отдельном листе пословицы,
поговорки своего народа о дружбе, о добре и зле (с
переводом) – раздать разноцветные листы
- Выбрать из предложенных фотографий те, которые
наиболее ярко иллюстрируют ваш рассказ о своем
народе.
Рассказчиком от группы назначается тот, кто в
группе является представителем другой
национальности.
После презентаций всех групп рассказчикам
задаются вопросы:
- Как себя чувствовал в группе во время работы?
- Смог ли принять участие?
- Как считаешь, не подвел ли ты свою группу?
Вопросы к группам:
- Как вы отнеслись к тому, что в группе был
представитель другой национальности?
- Ваши чувства, когда именно ему поручили
выступить от группы?
- Ваше мнение – справился ли он? Все рассказал?
- Что вызвало интерес, уважение, восхищение в
рассказах о других народах?
После обсуждения дать понятие
"толерантности”, зачитать пословицы, указать на
то, что они перекликаются у разных народов.
Да, все мы разные, и, конечно, невозможно
знать обычаи, традиции, языки всех народов. Но как
правильно вести себя, чтобы не оскорбить других
словом или поступком?
(Надо читать книги и смотреть передачи о
других народах; когда едешь куда-нибудь,
постараться узнать о традициях и обычаях этого
края; нельзя смеяться над чужими обычаями,
внешним видом, нужно наблюдать за поведением
других людей, вести себя вежливо, приветливо,
спокойно)
Подвести итог:
Что обычно желают люди друг другу, поздравляя с
праздниками? (Счастья, добра, благополучия, мира).
Да, об этом мечтает каждый. Но чтобы сохранить мир
на нашей планете, приумножить добро и добиться
благополучия для всех, нужно научиться понимать
друг друга, принимать друг друга такими, какие мы
есть, уважать культуру и внутренний мир других,
быть терпимыми к непохожести других на нас. Ведь
все мы – люди, жители одного дома – планеты под
названием Земля.
Задание на дом: Заполните анкету,
проставив баллы от 1 до 5 в колонке А в зависимости
от того, насколько данное качество присуще вам. В
колонке В отметьте 5 качеств, наиболее
характерных для толерантной личности. Постарайтесь быть объективными в своих
оценках. |