Цель: изучить климат Южной Америки и факторы его формирования Задачи: Образовательные:
1. Сформировать у учащихся представление о главных чертах и
особенностях климата Южной Америки через систему географических задач. 2.
Рассмотреть причины, определяющие особенности климата. 3.
Установить взаимосвязь между климатообразующими факторами и
особенностями климата. 4. Продолжить формирование умения работать с
климатическими диаграммами и географическими картами. 5. Расширить и
углубить знания учащихся о климате Земли. Развивающие: 1.
Продолжить работу по развитию познавательного интереса школьников 2.
Продолжить работу по развитию картографических навыков через работу с
физической картой Южной Америки и атласом 3. Развивать логическое
мышление. Воспитательные: 1. Продолжить работу по формированию
географической культуры учащихся, через восприятие и усвоение новых
понятий 2. Формирование научного мировоззрения на основе зависимости
климата от климатообразующих факторов. Оборудование: физическая карта
Южной Америки, атлас и контурные карты для 7 класса, учебник,
климатограммы Тип урока: изучение нового материала Структура урока этап
время методы приемы средства Организационный момент 3мин Объяснение
нового материала 30 мин Словесные (объяснение, рассказ, беседа),
наглядные (демонстрация) Графический, картографический, сравнительный
Слово учителя, физическая карта, атласы Закрепление 10мин
Частично-поисковый картографический Контурные карты Домашнее задание 2
мин Конспект урока: Этап Деятельность учителя Деятельность
учащихся Организационный момент Приветствие, подготовка к уроку
Приветствие учителя Изучение нового материала 1.Откройте тетради и
запишите число, тему урока: Климат Южной Америки. 2. Мы с вами
изучили уже почти все южные материки и каждый из них уникален, и имеет
свои рекорды. Австралия - самый сухой материк, Антарктида - самый
холодный материк, Африка - самый жаркий материк. Южная Америка- самый
влажный материк на Земле. Это мы с вами сегодня и докажем. Давайте
вспомним какие факторы влияют на формирование климата юной Америки и
всех материков в целом? Во-первых, это географическое положение.
Географическое положение между 12° с.ш. и 56° ю.ш. обусловливает высокие
значения солнечной радиации почти на всей территории Южной Америки. Во-вторых,
это рельеф. Воздушные потоки, идущие со стороны Атлантического океана,
свободно проникают на запад вплоть до подножия Анд. На западе и отчасти
на севере барьер Анд оказывает влияние на воздушные течения, идущие с
Тихого океана и Карибского моря.
В-третьих, это течения. Велико
значение течений Атлантического и Тихого океанов у берегов материка.
Гвианская и Бразильская ветви Южного Пассатного течения в Атлантическом
океане создают у берегов Южной Америки зимнюю положительную аномалию
порядка 3 °С. Перуанское же холодное течение в Тихом океане, проникающее
почти до самого экватора, выносит на север массы холодных вод из
Антарктики и снижает температуру в экваториальной зоне на 4 °С по
сравнению со средней величиной для этих широт.
В-четвертых, это
воздушные массы. Важнейший тип циркуляции атмосферы для большей части
Южной Америки — пассатная циркуляция обоих полушарий. В северном
полушарии на материк оказывает влияние Северо-восточный пассат, принося
теплые воздушные массы, а в южном Юго-восточный. Большое влияние
оказывает Западные ветры умеренных широт.
3. Южная Америка
расположена основной своей частью в пределах экваториального, обоих
субэкваториальных и южного тропического климатических поясов. На крайнем
юге она заходит в субтропический и умеренный пояса.
Давайте
подробно рассмотрим каждый из поясов и охарактеризуем их. Для этого
заполним таблицу (на доске) и используя данные из атласа и учебника. Климатический
пояс Воздушные массы Средние температуры,°С Годовое количество осадков,
мм, режим их выпадения января июля 1.Экваториальный
Экваториальная +24 +24 до 5000 в течение всего года 2.Субэкваториальный
Летом – экваториальная, зимой – тропическая +24 +20 Около 2000 мм,
летом 3.Тропический Тропическая +24 +16 От менее 100 мм на западе до
2000 мм на востоке 4.Субтропический Летом – тропическая, зимой –
умеренная +16 +8 От 100 мм на западе до 1000 мм на востоке 5.Умеренный
Умеренная +8 +4 От 250 мм на востоке, до 5000 мм на западе.
(ученики
по очереди выходят к доске и заполняют таблицу, показывают
климатические пояса на карте)
4. А теперь давайте поработаем с
климатограммами. Сначала вспомним какие основные элементы отображает
кламатограмма? (Рассмотрев на примере одну из предложенных в учебнике и
атласе) Задание: из предложенных климатограмм выберите ту, которая
относится к определенному климатическому поясу
Кроме того,
на материке есть области высокогорного климата, где он находится? (в
Андах) Вопрос: Назовите основные характерные черты горного климата?
(разряженный сухой воздух, большие колебания температур в течение суток,
сильные ветры, обилие ультрафиолетовых лучей). Покажите на карте.
Записывают тему урока
(географическое положение,
рельеф, воздушные массы, течения)
Заполняют таблицу,
отвечают у доски
Средняя температура и количество осадков
Экваториальный,
субэкваториальный, тропический, субтропический, умеренный
Отвечают
на вопрос: В Андах, показывают на карте.
Закрепление изученного
материала Итак, мы с вами изучили особенности каждого климатического
пояса Южной Америки отдельно, а теперь давайте проанализируем в целом
климатическую карту материка и дадим ответы на следующие вопросы: 1.почему
Южную Америку называют самым влажным материком? (на материке выпадет
большое количество осадков, чем па других материках) 2. Почему
северная часть материка жарче чем южная? (Так как северная часть в
экваториальном поясе, а южная в умеренном) 3. Почему на побережье
Тихого океана протягивается полоса пустынь? (Так как проходит холодное
течение) 4. Благоприятен ли климат для хозяйственной деятельности
жителей материка? (На материке можно возделывать все тропические
культуры, собирать несколько урожаев в год, но случаются стихийные
бедствия: заморозки, когда с юга вторгаются холодные воздушные массы, и
на равнинах Патагонии морозы достигают -35°С; реки выходят из берегов,
затопляя поля). Отвечают на вопросы Домашнее задание Параграф в
учебнике, Отметить климатические пояса в контурной карте Записывают
домашнее задание в дневник
|