Цель: 1. Сформировать представления учащихся о годовом
цикле – временах года, месяцах их последовательности; учить
выделять характерные признаки времен года. 2. Развивать
познавательную активность через использование дополнительных
источников информации, внимание, эрудицию, творческий потенциал и
логическое мышление. 3. Воспитывать умение видеть красоту каждого времени года,
художественный вкус. Планируемые достижения учащихся: усвоить, в какой
последовательности сменяются времена года, как результат
вращения Земли вокруг Солнца; научиться узнавать время года по
характерным признакам. Оборудование: учебник, рабочая тетрадь,
рисунки сказочных персонажей муравья и черепахи, рисунки с
изображением времен года, годового круга теллурий, календари,
мультимедиа проектор, клей, энциклопедии юного биолога Предварительная работа:
во время
прогулки понаблюдать с детьми за зимними явлениями в природе. Ход
урока I. Организационный
момент
Сегодня на
урок к нам пришел необычный гость. А кто это,
вы узнаете, если отгадаете
загадку: Мы лесные жители, Мудрые строители. Из иголок всей артелью Строим дом себе под елью (муравей) - А как вы догадались? (Вывешивается
изображение муравья) - Правильно, к нам пришел наш старый знакомый муравей Вопросик. И
он снова пришел к нам за помощью и
просит вас помочь. II. Сообщение темы урока и постановка
проблемной ситуации. Прошлый раз узнал муравьишка, когда придет суббота. А теперь
для него новая задача «когда же наступит лето?(слайд 2) Ведь у ребят
будут каникулы». Побежал
он за ответом к Мудрой Черепахе(вывешивается
изображение черепахи), а она встречает его новой загадкой.(Вывешивается картина, на которой изображены цифры 3, 4, 7, 9, 12, 28, 29, 30, 31 (слайд 3))
У.- Давайте же, ребята, поможем нашему муравью разгадать ребус
Мудрой черепахи. Каждая цифра скрывает
какую-то тайну, например, 3 – три месяца в каждом времени года. У. - Рассмотрите внимательно рисунок? Кто-то готов разгадать загадку? (Дети отвечают. 4 – четыре времени года, 7 - семь дней в неделю, 9 – девять
месяцев длится учебный год, сентябрь девятый месяц в году, 12 – двенадцать месяцев в году, 28, 29 – двадцать восемь дней в
феврале, 30, 31 – тридцать и тридцать один дней в месяцах) III. Изучение нового
материала 1. Беседа на тему «Когда наступит лето» У.- Чтобы ответить
на этот вопрос, нужно установить по
какому принципу она их подбирала, а для
этого постараемся ответить на новую загадку. Четыре ковра
рукодельницы ткут Один за другим их
на землю кладут. Белый, зелёный,
пестрый, жёлтый. Ответ здесь
мудреный, его нашел ты? (Времена года.) У.- Ребята, кто
догадался, о чём загадка? Д.- О временах года. У.- А какое сейчас время года? Д.- Зима. У.- Кто поможет
Муравьишке разобраться, когда наступит лето? Д.- После зимы наступит весна, а
после весны лето. Когда закончится лето, наступает осень. 4 – времена
года. 2. Беседа на тему «Узнай время
года» Ученики вырезают
из приложения к Рабочей тетради картинки с изображением времен года.
Затем учитель читает загадки, а учащиеся, отгадывая их, выбирают
соответствующие картинки и кладут их на годовой круг в учебнике. Тройка-тройка прилетела, Скакуны в той тройке белы, А в санях сидит царица, Белокоса, белолица. Как махнула рукавом, Все покрылось серебром. (Зима) Ученики
кладут картинку с изображением зимы, называют
признаки зимы. Учитель вывешивает на доске. Д.- Зима на Урале
продолжается больше пяти месяцев – с ноября по март. Она устанавливается когда температура перейдет отметку ниже 5
градусов холода и установится устойчивый снежный покров. Аналогично ведется
работа с другими временами года. Пришла, улыбнулась — утихли метели. Позванивать стал колокольчик капели. Река пробудилась, растаяли льды. Наряд белоснежный надели сады. Взревев, за работу взялись трактора. А птицы пропели: «Вить гнезда пора!» (Весна) Д.- На Южном Урале весна
начинается в конце марта и заканчивается в первых числах июня. Оно за весною к нам в гости идет, С собою приносит немало забот. Горячие долгие дарит деньки, Чтоб зрели скорей на полях колоски. Велит нам обильный собрать урожай. Румяный, душистый испечь каравай. (Лето) Д.- Оно начинается с момента перехода среднесуточной температуры
через + 15 градусов. Хорошим признаком начала лета служит зацветание
шиповника. Прошла по лугам, по
лесам, по полям. Припасы она заготовила
нам. Упрятала их в потреба, в
закрома. Сказала: «За мною
нагрянет зима». (Осень) Д.- Осень – время
подготовки и перехода растений и животных к зимнему покою. Она
начинается с первыми заморозками на почве. У.- Сколько всего времен
года? Д.- Четыре. Далее учитель сообщает, что времена года идут
друг за другом так, что получается круглый год. А за одним годом наступает, следующий. И так без конца.
У.- Скажите еще раз, какое сейчас время
года? Д.- Зима. У.- Найдите его на годовом круге.
Посмотрите и скажите, какое время года было до него? Д.- Осень. У.- А какое будет после? Д.- Весна. У.- А кто ответит Муравьишке, когда наступит лето? Д.- Лето наступит тогда, когда закончится зима и пройдет весна. Затем дети снимают картинки с годового круга и
наклеивают их на с 30 (задание 2) в Рабочей тетради, начиная с весны, в
правильной последовательности дома. IV. Физкультминутка Используется стихотворение Б. Заходера «Как приходит лето». Учитель читает стихотворение, а дети изображают движения ласточки,
крота, медведя, коня, зайца.
Всё зима… А где же лето? Звери, птицы! Жду
ответа! — Лето, — Ласточка считает, — Очень скоро прилетает. Лету нужно
торопиться, И оно летит, как птица! — Прилетает? — Фыркнул крот. — Под землей оно ползет! Говорите, Скоро лето? Не надеюсь я на это! Проворчал Топтыгин: — Лето Спит в своей берлоге Где-то… Конь заржал: — А где
карета? Я сейчас Доставлю лето! —Лето, — Зайцы мне сказали, — Сядет в поезд на вокзале, Потому что может лето Ездить зайцем — Без билета! V. Закрепление
изученного материала3. Работа по учебнику. У.- Ребята, а кто уже догадался и разгадал ребус Мудрой
Черепахи. (Ответы детей) У.- Откройте, пожалуйста, ваши учебники на странице 70.
Что изображено на рисунке? (выставляется годовой круг на доску) У. - Отгадайте загадку. Двенадцать братьев Разно
называются И разными делами Занимаются. (Месяцы
года) Работа продолжается с
опорой на годовой круг. У.- Сколько месяцев в году? Д.- Двенадцать. У.- Сколько месяцев в
каждом времени года? Д.- Три. У.- Кто знает почему же наступает смена времен года? Д.- Потому что, Земля постоянно движется вокруг
Солнца. Демонстрация
теллурия.(Слайд 9) У.-
Назовите и запомните зимние месяцы, весенние,
летние, осенние.(По ходу прослушиваются
предположения детей о зашифрованных цифрах.) Во многих странах и у нас тоже месяцы называют
так, как это придумали в древнем городе – Риме. Римляне придумали эти
названия не сразу, а постепенно. Вначале они называли месяцы просто по
номерам: 1, 2, 3, а считать начинали с
марта. Посмотрите, что получилось (Демонстрация
календарей, разгадка цифр 28, 30, 31) Выполняются задания
со с. 70 учебника. - В каком месяце ты отмечаешь свой день рождения? Найди этот
месяц на картинке и нарисуй флажок. - В какое время года
это бывает? - В разные времена года носят разную одежду. Подумайте, в какое
время года Муравьишка надевал такую одежду (с. 71 учебника)? - Есть ли у вас
любимое время года? Какое? Почему? (Ответы
детей.) - Эти картинки нарисовал Муравьишка Вопросик. Он очень
старался, но кое-что перепутал. Найдите ошибки. Назовите последовательно
времена года, начиная с весны. - Ребята, Черепаха
придумала вот такие условные знаки для каждого времени года. Кто
догадался, какому времени года соответствует первый (второй, третий,
четвертый) знак? Почему? Д.- Первый знак — весна,
весной распускается много цветов. Второй знак — лето, летом светит яркое солнце. Третий знак — осень, осенью
часто идут дожди. Четвертый знак — зима, зимой бывает снег. У.- придумайте свои
знаки для каждого времени года и нарисуйте их в правильной последовательности, начиная с весны, на с.
71 учебника После этого, работая в парах, ученики проверяют задания друг другу называя, какому времени года соответствуют знак, нарисованный соседом. По годовому
кругу проверяют последовательность времен года. 4. Работа в Рабочей тетради. - Назовите времена года. - Сколько месяцев в
каждом времени года? - А в каком месяце вы родились? - А какое это время
года? - Нарисуйте время года, когда у вас день рождения.
После выполнения работы учащиеся комментируют свой рисунок. - Посмотрите на доску и
продолжите цепочки. На доске запись (которая появляется пока ученики рисуют): · Времена года: весна... · Весенние месяцы: март... · Летние месяцы: июнь... · Осенние месяцы:
сентябрь... · Зимние месяцы: декабрь...
V. Итог урока У.- Мы с
вами смогли разгадать загадку Мудрой черепахи. Какие тайны хранились в
этих цифрах? (Ответы детей.) У.- Молодцы, ребята, вы сумели помочь муравьишке Вопросику ответить на очередной
вопрос «когда наступит лето?» Что нового, интересного узнали на сегодняшнем
уроке? |