Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Четверг, 26.12.2024, 08:56:55
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [164]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [218]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [200]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

Кольцов и его эпоха в стихотворении "Песня пахаря"
05.09.2011, 11:35:29
Тип урока: внеклассное чтение.

Технология: проектно-исследовательская; в процессе подготовки к уроку создаются группы учащихся по интересам и склонностям: "биографы”, "лингвисты”, "историки”, "краеведы”, "искусствоведы”, "фольклористы”, "актеры”, "читатели”, "компьютерщики”.

Цель урока: "проникнуть” в эпоху Кольцова с помощью изучения жизни писателя и анализа его стихотворения "Песня пахаря”.

Задачи урока:

  • с помощью анализа стихотворения "Песня Пахаря” подчеркнуть святость и особую значимость труда хлебопашца;
  • постараться постичь глубокий смысл, явленный в слове поэта;
  • показать связь творчества Кольцова с фольклором;
  • учить учащихся работать со справочной и художественной литературой.

Оборудование: презентация к уроку (см. диск), В.И.Даль "Толковый словарь живого великорусского языка” (в 4томах); С.И.Ожегов "Словарь русского языка”; запись на доске (тема, эпиграф к уроку), сборники стихотворений А.В.Кольцова на партах учащихся; репродукция картины Н.Рериха "Микула Селянинович”, рисунок П.Бореля "Литературный вечер у П.А.Плетнева”; выставка книг о жизни и творчестве Кольцова.

Предварительные задания для групп учащихся

Группа "лингвисты”

Задание: поработать с языковыми толковыми словарями для подготовки к уроку в качестве консультантов.

Группа "биографы”

Задание: изучить статьи из книг Скатова, Белинского, "Родные поэты” (см. литературу в конце конспекта), отобрать и заучит цитаты.

Группа "краеведы”

Задание: подбор краеведческого материала по теме урока и для презентации.

Группа "литературоведы”

Задание: подбор цитат к теме урока из статьи Белинского, писем (высказывания современников Кольцова, цитаты Кольцова).

Группа "историки”

Задание: беседа с учителем истории, составление кратких исторических справок об эпохе Кольцова.

Группа "искусствоведы””

Задание: подбор тематических репродукций к презентации по темам "Страда”, "Пахарь”, "Конь”; работа с рисунком П.Бореля "Литературный вечер у П.А.Плетнева” и репродукцией картины Н.Рериха "Микула Селянинович”.

Группа "актеры”

Задание: подготовка инсценировки диалога из книги Н.Н.Скатова "Кольцов”.

Группа "фольклористы”

Задание: изучить следующие главы из книги Аполлона Коринфского "Народная Русь: сказания, поверия, обычаи и пословицы русского народа”: "Мать Сыра Земля”, "Хлеб насущный”, "Конь-пахарь”. Подготовить краткие сообщения по данным темам и выписать пословицы, поговорки.

Группа "читатели”

Задание: внимательно прочитать "Песню пахаря”, отметить изобразительно-выразительные средства языка, подготовить выставки к уроку (см. "Оборудование”)

Группа "компьютерщики” Задание: систематизировать весь материал, собранный учащимися каждой группы; под руководством учителя создать презентацию и демонстрировать слайды по ходу занятия.

Ход урока

I. Мотивация. (Учитель цитирует эпиграф к уроку, объявляет тему, цель, задачи). [Слайд 1]

    Пишу не для мгновенной славы –
    Для развлеченья, для забавы.
    Для милых, искренних друзей,
    Для памяти минувших дней
    .

    А.В.Кольцов

II. Встреча с А.В.Кольцовым. Выступление учащихся группы "Биографы”. [Слайд 2]

1-й учащийся – "биограф”: "Мое знакомство с поэтом Кольцовым началось с книги "Родные поэты”. В ней я прочла, что Алексей Васильевич Кольцов родился в Воронеже. Отец его был прасол – торговал скотом. Учиться в школе Кольцову почти не пришлось. Отец взял его из второго класса – решил приучать к торговле.

А Кольцов очень хотел учиться; он любил читать, но и книг для чтения в доме Кольцовых не было. В школе подружился Кольцов с мальчиком, у которого был целый сундук с книгами. Мальчики читали и мечтали поскорей вырасти и стать такими же славными и могучими богатырями, как Илья Муромец.

С десяти лет Кольцов стал помогать отцу: вел счетные книги, ездил по степным селам и хуторам покупать и продавать скот. Очень он любил степь: горячие летние дни, темные ночи с яркими звездами, ковыль-траву, разговоры с прохожим у костра.

Любовь к чтению и книгам росла у Кольцова с годами. Он всеми силами всю жизнь старался пополнить свои знания. Но больше всего полюбил поэзию”.

2-й учащийся – "биограф”: " В шестнадцать лет Кольцов написал свои первые, не совсем складные, стихи, которые он назвал "пьесами”. Писал он очень много, постепенно стихи становились лучше и лучше. Они напоминали русские народные песни – вольные, широкие, звонкие. В них Кольцов описывал родную природу, тяжелую долю крестьянина, его труд в поле:

Ах ты, степь моя,
Степь привольная,
Широко ты, степь,
Пораскинулась,
К морю Черному
Понадвинулась!

Стихи Кольцова стали печатать в газетах и журналах. В Москве, куда он ездил по делам отца, поэт познакомился с великим русским критиком Белинским и со многими известными писателями. Кольцов, который обычно трудно сходился с людьми, всем сердцем привязался к Белинскому, о котором говорил: "Я обязан ему всем: он меня поставил на настоящую дорогу”. [Слайд 3]

3-й учащийся – "биограф”: "В 1835 году вышла первая книга Кольцова, в следующем году он был в Петербурге, познакомился с Пушкиным, читал ему свои новые стихи.

Горе Кольцова было безгранично, когда в Воронеж пришло известие о смерти Пушкина. Алексей Васильевич посвятил Пушкину одно из лучших своих стихотворений – "Лес”.

Жить в Воронеже Кольцову было очень тяжело. Родные не понимали его. Отец считал, что надо "дело делать” – торговать, а не стихи писать, которые никаких доходов не приносят. Кольцов хотел уйти из дому, бросить торговлю, зажить по-новому. Но тяжелая болезнь и ранняя смерть помешали осуществиться его мечтам”.

Учитель: Спасибо нашим "биографам” за сообщения. Есть ли какая-нибудь дополнительная информация у представителей других рабочих групп?

III. Выступление группы "краеведов”.

1-й учащийся – "краевед”: "В 1830 году Кольцов сближается с Андреем Серебрянским, сыном сельского священника, студентом Воронежской семинарии, поэтом, талантливым исполнителем своих и чужих стихов. Серебрянский относится к другу серьезно, помогает ему словом и делом. Он же прививает Кольцову вкус к самообразованию, знакомит с профессорами семинарии”.

2-й учащийся – "краевед”: "Я бы хотел к выступлениям "биографов” добавить вот что: однажды Кольцов познакомился с сыном богатого воронежского помещика Станкевичем, который прочитал стихотворения начинающего поэта, одобрил их. А в 1835 году издал за свой счет маленькую книжечку из 18 стихотворений Кольцова, которая доставила Алексею Васильевичу большую известность в литературном мире”.

3-й учащийся – "краевед”: "Летом 1837 года Кольцова навещает в Воронеже Жуковский. Этот визит возвышает поэта в глазах отца, который к литературным трудам сына относится прохладно, однако ценит связи с высокопоставленными людьми, рекомендуя использовать их для продвижения торговых предприятий и успешного решения судебных дел”.

IV. Выступление "искусствоведа” [Слайд 4]

1-й учащийся – "искусствовед”: "Как вы поняли из предшествующих выступлений, Кольцов был очень скромным человеком. Он был вхож в литературный круг. В Петербурге познакомился с князем Одоевским, с Пушкиным, Жуковским и князем Вяземским, Плетневым, был хорошо ими принят.

Обратимся к рисунку П.Бореля "Литературный вечер у П.А.Плетнева” (Плетнев – поэт и критик). Художник очень точно схватил положение Кольцова в плетневской гостиной. Его неловкая фигура (на втором плане) в какой-то просительной позе. Поэт как будто боится выделиться. По свидетельствам современников, художникам не удавалось передать тонкого и умного выражения глаз Кольцова. Но писатели, в том числе и Тургенев, свидетельствовали: "Одетый в длиннополый двубортный сюртук, короткий жилет с голубой бисерной часовой цепочкой и шейный платочек с бантом, он сидел в уголку, скромно подобрав ноги, и изредка покашливал, торопливо поднося руку к губам. Человек этот поглядывал кругом не без застенчивости, прислушивался внимательно; в глазах его светился ум необыкновенный, но лицо его было самое простое, русское – вроде тех лиц, которые часто встречаются у образованных самоучек из дворовых мещан… эти лица почти всегда носят отпечаток робкой мягкости и грустного раздумия”. А Кольцов думал и говорил: "У этих людей есть чему поучиться”.

2-й учащийся – "искусствовед”: [Слайды 5, 6]

"О жизни замечательного русского поэта Алексея Кольцова, о 30-х годах XIX века рассказывают художественные фильмы "На заре туманной юности” и "Песнь о Кольцове”, посмотреть которые и обсудить нам предстоит в старших классах.

А еще я хотел бы отметить, что к  песням Кольцова обращались многие композиторы, сочинившие свыше семисот музыкальных произведений. Среди этих композиторов М. И. Глинка, А. А. Алябьев, А. С. Даргомыжский, М. П. Мусоргскии, Н. А. Римский-Корсаков, А. К. Глазунов, С. В. Рахманинов”.

Учащийся – "краевед”: [Слайды 7, 8, 9]

"А.В. Кольцов – визитная карточка Воронежа, в котором есть Кольцовская улица, драматический театр им. А.В. Кольцова, гимназия им. А.В. Кольцова, установлено два памятника Кольцову (один в Кольцовском сквере, другой – на Советской площади). Сохранилась могила Кольцова в литературном некрополе (на пересечении улиц Моисеева и 20летия Октября). Даже в быту мы используем имя нашего поэта. Есть кафе "Кольцовское” и конфеты "Песни Кольцова”.

V. Выступление группы "актеры”: Инсценировка диалога из книги Н.Н.Скатова "Кольцов”.

VI. Беседа с классом, выступление учащихся – "историков” и "литературоведов”.

Учитель: – Итак, наше сегодняшнее открытие – Алексей Васильевич Кольцов.

– Назовите факты биографии поэта, которые вас больше всего поразили.

– Каким предстает перед нами Кольцов в диалоге с Аскоченским?

– Почему Аскоченский сравнивает Кольцова с Ломоносовым?

– Что такое эпоха?

1-й ученик-"лингвист”: "Читаю в словаре Ожегова: эпоха – длительный период времени, выделяемый по каким-нибудь характерным явлениям, событиям. Например, эпоха феодализма, эпоха Кольцова.

Учитель: Какой вы представляете эпоху Кольцова по рассказам "биографов”, выступлению "артистов”? А теперь краткая историческая справка от наших "историков”.

Ученик – "историк”: "Эпоху, в которую Кольцов созревал, как гражданин и художник, принято именовать безвременьем. Это был мрачный период русской истории. Император Николай, воцарившийся с помощью пушек (восставших декабристов расстреливали в упор картечью), создал в стране атмосферу полицейского произвола. Те, кто выражал недовольство николаевскому режиму, ссылались в Сибирь или попадали в крепости-тюрьмы. Скрытый общественный протест несли литературные кружки, объединения. Поэты и писатели понимали: мысль свободна, на нее нельзя наложить запрет. Кольцов понимал свое предназначение, говоря "Пишу… Для памяти минувших дней” (обращение учащихся к эпиграфу урока)”.

1-й ученик – "литературовед”: "Кольцов открыл отечественной литературе ее настоящего героя – скромного мужичка, на плечах которого держалась вся Россия. Крепостные крестьяне показаны Кольцовым не как холопы, а как индивидуальности. Русские люди, говорит своими стихами Кольцов, – это люди широкой, вольной натуры. Трудиться – так до мозолей на ладонях и ломоты в костях, биться с врагом – так до победы или погибели, а любить – так до гробовой доски!”

2-й ученик – "литературовед”: "Кольцов вырос в среде, близкой к простому люду, поэтому усвоил привычки, обычаи и даже суеверия, свойственные крестьянам. Критик Белинский писал: "В его песни смело вошли и лапти, и рваные кафтаны, и всклокоченные бороды, и старые онучи, и вся эта грязь превратилась у него в чистое золото поэзии”.

VII. Чтение учителем стихотворения "Песня пахаря”, или прослушивание записи из фонохрестоматии (учащиеся следят по тексту), или прослушивание романса на музыку Бороздина "Песня пахаря”. [Слайд 10]

Учитель: – Сейчас, ребята, мы попытаемся вместе с пахарем выйти в поле и разделить вместе с ним его путь, трудный, тяжелый. Но давайте постараемся быть при этом не праздными, а сосредоточенными, умелыми наблюдателями. Как и кольцовский землепашец, мы будем бережно и внимательно постигать глубокий смысл слов поэта.

VIII. Анализ "Песни пахаря”

Учитель: – Вас удивило стихотворение Кольцова? Чем? [Слайд 11]

1-й ученик – "фольклорист”: Труд человека, работающего на земле, безусловно, тяжел, и не случайно время уборки урожая называется страда: страдает отдающий все силы земле крестьянин, страдает и сама земля-кормилица, у которой просили прощения за причиненную ей боль работающие на ней, обращаясь к Матери-земле с такими словами:

Ты прости меня, земля-матушка,
Что рвала я твою грудушку
Сохой острою, разрывчатой…
Не урядливым гребешком чесывала,
Рвала грудушку боронушкой,
Со железными зубьями ржавыми.

Учитель:  Как Кольцов поведал о том, что пахарю действительно тяжело и трудно? Возврат к [Слайду 10]

Учащиеся – "читатели” отмечают неоднократное обращение к лошади: "Ну! Тащися, сивка!” Именно "тащися”, так как путь долог и труден. Видимо, доброму товарищу и помощнику хлебопашца очень тяжело, ведь он часто останавливается, чтобы передохнуть.

Важная деталь: просьба к коню звучит не через равные промежутки времени (не в начале каждой строфы, например, и каждой второй). Это говорит о том, что поле распахивается с большими усилиями. Возможно, попадаются наиболее легкие для пахоты участки и такие, для вспахивания которых требуются большие усилия. А однажды сивке и его хозяину было так тяжело, что пахарю даже пришлось прервать свою речь повторной просьбой:

Выйдет в поле травка –
Ну! Тащися, сивка!
Выйдет в поле травка –
Вырастет и колос…

Учитель: Каковы отношения крестьянина и того, кто разделяет вместе с земледельцем его труд, к кому обращены ласковые и тихие слова, чье прозвище так просто – сивка?

Ученики – "читатели”: "Обращение пахаря к сивке – не приказ, не грубое понукание. Это ласковая просьба, произносимая с пониманием того, как ему трудно: с сочувствием, с состраданием к животному, которое безропотно и кротко служит человеку. Мы видим обилие слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами: не заря, а зорька, не солнце, а солнышко, пашенька, зернышко, травка”.

2-й ученик-"фольклорист”: После окончания работы пахарь обещает коню накормить его досыта, напоить "водою, водой ключевой” – чистая ключевая вода (вода – стихия живоносная, чистая) придаст ему бодрости и возвратит ему утраченные силы. Но это не просто "расчет” по окончании работы, всегда неукоснительно соблюдалось правило: как бы ни был голоден сам, в первую очередь накорми коня. Сивка для пахаря – не "орудие труда”, которое хороший хозяин всегда содержит в порядке. Нет:

Я сам-друг с тобою,
Слуга и хозяин.

"Слуга”, а потом уж "хозяин”. Без коня невозможна жизнь крестьянского семейства, поэтому его необходимо беречь, жалеть, о нем нужно заботиться и за него нужно отвечать. "Служить” коню – это значит убирать за ним, кормить, мудро им распоряжаться. А с другом можно сердечно говорить и вместе совершать ответственное дело:

Выбелим железо
О сырую землю…
Зернышку сготовим
Колыбель святую.

Учитель: – Как вы понимаете слова "Выбелим железо о сырую землю”?

3-й ученик – "фольклорист”: "Белый цвет – цвет, содержащий сияние божественной чистоты. Можно подумать, что земля может испачкать железо плуга, и при плохом уходе оно заржавеет. В книге Апполона Коринфского "Народная Русь” есть глава "Мать Сыра Земля”, в которой я прочла, что земля в представлении наших предков "настолько чиста и свята, что не держит в себе ничего нечистого” Железо не оскверняется в земле, а, наоборот, выбеливается. А "зернышко”, бережно положенное в святую колыбель” Матери-земли, будет ею взращено, вскормлено и возвращено тому, кто "сготовил” эту колыбель, "спелым колосом” обильного урожая.

Учитель: Почему в стихах Кольцова мы не слышим привычных рифм?

– Почему же оно так напевно?

– "Песня пахаря”: оправдано ли это заглавие?

– Как стихотворение становится песней? (Стихотворение-песня – излюбленная форма крестьянской поэзии. Своеобразие ее поэтики: обращения, лексические и звуковые повторы, метафоры, мелодичность).

– Что услышали и увидели в ней? (Светлая печаль, радостное мировосприятие)

– Почему грусть все-таки отступает?

Ученик – "читатель”: Готовясь к изнурительной работе, пахарь "весело” ладит соху и борону, "весело” глядит "на гумно, на скирды”, на сердце пахаря "весело”).

Ученики – "читатели”: "Ну! Тащися, сивка! – звучат первые слова пахаря, обращенные к своему помощнику, и перед нами открывается восхитительная картина утра, радостно встречающего вышедших в поле:

Красавица зорька
В небе загорелась.
Из большого леса
Солнышко выходит.

Рано утром, когда вновь народившееся чистое, по-детски невинное солнце выходит в мир и стихии света и тепла набирают силу, начинается работа хлебопашца. По народным поверьям, дело, начатое на восходе солнца, обязательно должно увенчаться успехом. Вспомним народную мудрость: "Кто рано встает, тому Бог подает”. Пахарь выходит в поле еще до первых лучей солнца. Создается впечатление, будто солнце, завидев пахаря, выходит ему навстречу. Таким образом, трудной работе хлебопашца придается торжественный смысл.

Учитель: Каким видит свое назначение пахарь?

Ученик-"читатель”: – О своем труде он говорит скромно, а ведь ему он посвящает всю свою жизнь: "Зернышку сготовим колыбель святую”. Зернышко "вспоит” Мать-земля. Она – кормилица, ее роль представляется пахарю более важной, чем своя.

Ученик – "искусствовед”: "Сопоставляя стихотворение Кольцова "Песня пахаря” и картину Рериха "Микула Селянинович”, я понял, что эти два произведения объединяет радость труда на Матушке-земле пахаря и былинного богатыря. Посмотрите, как художник изобразил сильного, могучего богатыря. Он появляется из глубины картины. Богатырь словно вырастает из-под земли позади лошади и плуга, он будто неотъемлемая часть самой земли. Ветер треплет густые пряди русых кудрей добра молодца. Это настоящая поэма в красках, посвящённая легендарному русскому прошлому, воспевающая трудолюбие, силу и мощь пахаря. (Сам Рерих первоначально называл картину "Великий Пахарь – Микула Селянинович”).

Учитель: Как входит в "Песню пахаря” иное настроение?

Ученик – "читатель”: – Особое настроение входит вместе с молитвой пахаря. Хлебопашец понимает, что на все воля Божья. Он просит: "Уроди мне, Боже, хлеб – мое богатство”.

Ученик – "историк”: "1839 год принес земледельцам много бед – сушь, жара, ни единого дождя. Для Кольцова этот год тоже был "неурожайным”. В письме к Белинскому он прямо связывает одно с другим: нет настроения сочинять, когда "поля, горелые степи наводят на душу уныние и печаль”. Это пример нравственной близости поэта к народу”.

Учитель: [Слайд 12]

"Я обращаюсь к группе "фольклористов”: назовите запомнившиеся вам из книги "Народная Русь”, с которой вы работали самостоятельно, пословицы, поговорки, предания, относящиеся к жизни и труду пахаря. Согласны ли вы с тем, что эти народные "жемчужины” характеризуют быт, нравы, обычаи простых людей и эпохи Кольцова”?

4-й ученик-"фольклорист”: "Я поняла, что люди должны относиться к Матери Сырой Земле не потребительски, а почтительно, с любовью. Хлеборобы русских деревень говорили: "От земли взят, землей кормлюсь, в землю пойду!”, "Поклонись матушке-землице, наградит тебя сторицей!”, "Корми – как земля кормит; учи – как земля учит; люби – как земля любит”.

5-й ученик – "фольклорист”:

"Меня привлекли народные приметы, связанные с конем, ведь человек с ним бок о бок провел многовековую жизнь. От старых людей я слышала: "Ржет конь – к добру, ногою топает – к дороге, закидывает лошадь голову – к долгому ненастью. Конский череп страшен для темной силы – нечисти. Оттого до сих пор в некоторых деревнях можно видеть черепа лошадей, воткнутые на частокол вокруг дворов”. Друг-слуга пахаря-народа, конь-пахарь остается верным ему даже т после своей смерти”.

1-й ученик – "фольклорист”: [Слайд 13]

"В русском народе от мала до велика знают, что Господь повелел от земли кормиться: "Земля мать подает клад”, "Какова земля, таков и хлеб”, "Чего на землю не падет, того земля не подымет”. А как вам загадки о хлебе: "Что без кореньев растет, без костей встает”, "Лежит бугор между гор, пришел Егор, унес бугор (хлеб в печи)”? Таким образом, фольклор нам помогает представить отношение к земле, коню и хлебу оратая былинных времен, пахаря времен Кольцова и современного земледельца”.

Учитель: – Как вы прочитаете "Песню пахаря”?

IX. Итог урока. Чтение наизусть учащимся или учителем стихотворения (или отрывка со слов "Сегодня полтораста песен…” Анатолия Бабенко.

[Слайд 14]

X. Домашнее задание. Выучить стихотворение наизусть и ответить на вопрос: "Какое значение придается в стихотворении А.В.Кольцова труду землепашца”?

Категория: РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА | Добавил: Вилли | Теги: урок русской литературы в школе, открытый урок, русская литература, для учителя, конспект урока, скачать бесплатно, презентация powerpoint
Просмотров: 3860 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 4.0/3
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 8
Гостей: 8
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0