Тип урока: внеклассное чтение.
Технология: проектно-исследовательская; в
процессе подготовки к уроку создаются группы
учащихся по интересам и склонностям:
"биографы”, "лингвисты”, "историки”,
"краеведы”, "искусствоведы”, "фольклористы”,
"актеры”, "читатели”, "компьютерщики”.
Цель урока: "проникнуть” в эпоху
Кольцова с помощью изучения жизни писателя и
анализа его стихотворения "Песня пахаря”.
Задачи урока:
- с помощью анализа стихотворения "Песня
Пахаря” подчеркнуть святость и особую
значимость труда хлебопашца;
- постараться постичь глубокий смысл, явленный в
слове поэта;
- показать связь творчества Кольцова с
фольклором;
- учить учащихся работать со справочной и
художественной литературой.
Оборудование: презентация к уроку
(см. диск), В.И.Даль "Толковый словарь живого
великорусского языка” (в 4томах); С.И.Ожегов
"Словарь русского языка”; запись на доске (тема,
эпиграф к уроку), сборники стихотворений
А.В.Кольцова на партах учащихся; репродукция
картины Н.Рериха "Микула Селянинович”, рисунок
П.Бореля "Литературный вечер у П.А.Плетнева”;
выставка книг о жизни и творчестве Кольцова.
Предварительные задания для групп
учащихся
Группа "лингвисты”
Задание: поработать с языковыми
толковыми словарями для подготовки к уроку в
качестве консультантов.
Группа "биографы”
Задание: изучить статьи из книг
Скатова, Белинского, "Родные поэты” (см.
литературу в конце конспекта), отобрать и заучит
цитаты.
Группа "краеведы”
Задание: подбор краеведческого
материала по теме урока и для презентации.
Группа "литературоведы”
Задание: подбор цитат к теме урока из
статьи Белинского, писем (высказывания
современников Кольцова, цитаты Кольцова).
Группа "историки”
Задание: беседа с учителем истории,
составление кратких исторических справок об
эпохе Кольцова.
Группа "искусствоведы””
Задание: подбор тематических
репродукций к презентации по темам "Страда”,
"Пахарь”, "Конь”; работа с рисунком П.Бореля
"Литературный вечер у П.А.Плетнева” и
репродукцией картины Н.Рериха "Микула
Селянинович”.
Группа "актеры”
Задание: подготовка инсценировки
диалога из книги Н.Н.Скатова "Кольцов”.
Группа "фольклористы”
Задание: изучить следующие главы из
книги Аполлона Коринфского "Народная Русь:
сказания, поверия, обычаи и пословицы русского
народа”: "Мать Сыра Земля”, "Хлеб насущный”,
"Конь-пахарь”. Подготовить краткие сообщения по
данным темам и выписать пословицы, поговорки.
Группа "читатели”
Задание: внимательно прочитать "Песню
пахаря”, отметить изобразительно-выразительные
средства языка, подготовить выставки к уроку (см.
"Оборудование”)
Группа "компьютерщики” Задание:
систематизировать весь материал, собранный
учащимися каждой группы; под руководством
учителя создать презентацию и демонстрировать
слайды по ходу занятия.
Ход урока
I. Мотивация. (Учитель цитирует эпиграф к уроку,
объявляет тему, цель, задачи). [Слайд
1]
Пишу не для мгновенной славы –
Для развлеченья, для забавы.
Для милых, искренних друзей, Для памяти минувших дней
. А.В.Кольцов
II. Встреча с А.В.Кольцовым. Выступление
учащихся группы "Биографы”. [Слайд
2]
1-й учащийся – "биограф”: "Мое
знакомство с поэтом Кольцовым началось с книги
"Родные поэты”. В ней я прочла, что Алексей
Васильевич Кольцов родился в Воронеже. Отец его
был прасол – торговал скотом. Учиться в школе
Кольцову почти не пришлось. Отец взял его из
второго класса – решил приучать к торговле.
А Кольцов очень хотел учиться; он любил
читать, но и книг для чтения в доме Кольцовых не
было. В школе подружился Кольцов с мальчиком, у
которого был целый сундук с книгами. Мальчики
читали и мечтали поскорей вырасти и стать такими
же славными и могучими богатырями, как Илья
Муромец.
С десяти лет Кольцов стал помогать
отцу: вел счетные книги, ездил по степным селам и
хуторам покупать и продавать скот. Очень он любил
степь: горячие летние дни, темные ночи с яркими
звездами, ковыль-траву, разговоры с прохожим у
костра.
Любовь к чтению и книгам росла у
Кольцова с годами. Он всеми силами всю жизнь
старался пополнить свои знания. Но больше всего
полюбил поэзию”.
2-й учащийся – "биограф”: " В
шестнадцать лет Кольцов написал свои первые, не
совсем складные, стихи, которые он назвал
"пьесами”. Писал он очень много, постепенно
стихи становились лучше и лучше. Они напоминали
русские народные песни – вольные, широкие,
звонкие. В них Кольцов описывал родную природу,
тяжелую долю крестьянина, его труд в поле:
Ах ты, степь моя,
Степь привольная,
Широко ты, степь,
Пораскинулась,
К морю Черному
Понадвинулась!
Стихи Кольцова стали печатать в
газетах и журналах. В Москве, куда он ездил по
делам отца, поэт познакомился с великим русским
критиком Белинским и со многими известными
писателями. Кольцов, который обычно трудно
сходился с людьми, всем сердцем привязался к
Белинскому, о котором говорил: "Я обязан ему
всем: он меня поставил на настоящую дорогу”. [Слайд 3]
3-й учащийся – "биограф”: "В 1835 году
вышла первая книга Кольцова, в следующем году он
был в Петербурге, познакомился с Пушкиным, читал
ему свои новые стихи.
Горе Кольцова было безгранично, когда
в Воронеж пришло известие о смерти Пушкина.
Алексей Васильевич посвятил Пушкину одно из
лучших своих стихотворений – "Лес”.
Жить в Воронеже Кольцову было очень
тяжело. Родные не понимали его. Отец считал, что
надо "дело делать” – торговать, а не стихи
писать, которые никаких доходов не приносят.
Кольцов хотел уйти из дому, бросить торговлю,
зажить по-новому. Но тяжелая болезнь и ранняя
смерть помешали осуществиться его мечтам”.
Учитель: Спасибо нашим "биографам”
за сообщения. Есть ли какая-нибудь
дополнительная информация у представителей
других рабочих групп?
III. Выступление группы "краеведов”.
1-й учащийся – "краевед”: "В 1830 году
Кольцов сближается с Андреем Серебрянским, сыном
сельского священника, студентом Воронежской
семинарии, поэтом, талантливым исполнителем
своих и чужих стихов. Серебрянский относится к
другу серьезно, помогает ему словом и делом. Он же
прививает Кольцову вкус к самообразованию,
знакомит с профессорами семинарии”.
2-й учащийся – "краевед”: "Я бы
хотел к выступлениям "биографов” добавить вот
что: однажды Кольцов познакомился с сыном
богатого воронежского помещика Станкевичем,
который прочитал стихотворения начинающего
поэта, одобрил их. А в 1835 году издал за свой счет
маленькую книжечку из 18 стихотворений Кольцова,
которая доставила Алексею Васильевичу большую
известность в литературном мире”.
3-й учащийся – "краевед”: "Летом 1837
года Кольцова навещает в Воронеже Жуковский.
Этот визит возвышает поэта в глазах отца, который
к литературным трудам сына относится прохладно,
однако ценит связи с высокопоставленными людьми,
рекомендуя использовать их для продвижения
торговых предприятий и успешного решения
судебных дел”.
IV. Выступление "искусствоведа” [Слайд 4]
1-й учащийся – "искусствовед”: "Как
вы поняли из предшествующих выступлений, Кольцов
был очень скромным человеком. Он был вхож в
литературный круг. В Петербурге познакомился с
князем Одоевским, с Пушкиным, Жуковским и князем
Вяземским, Плетневым, был хорошо ими принят.
Обратимся к рисунку П.Бореля
"Литературный вечер у П.А.Плетнева” (Плетнев –
поэт и критик). Художник очень точно схватил
положение Кольцова в плетневской гостиной. Его
неловкая фигура (на втором плане) в какой-то
просительной позе. Поэт как будто боится
выделиться. По свидетельствам современников,
художникам не удавалось передать тонкого и
умного выражения глаз Кольцова. Но писатели, в
том числе и Тургенев, свидетельствовали: "Одетый
в длиннополый двубортный сюртук, короткий жилет
с голубой бисерной часовой цепочкой и шейный
платочек с бантом, он сидел в уголку, скромно
подобрав ноги, и изредка покашливал, торопливо
поднося руку к губам. Человек этот поглядывал
кругом не без застенчивости, прислушивался
внимательно; в глазах его светился ум
необыкновенный, но лицо его было самое простое,
русское – вроде тех лиц, которые часто
встречаются у образованных самоучек из дворовых
мещан… эти лица почти всегда носят отпечаток
робкой мягкости и грустного раздумия”. А Кольцов
думал и говорил: "У этих людей есть чему
поучиться”.
2-й учащийся – "искусствовед”: [Слайды 5, 6]
"О жизни замечательного русского
поэта Алексея Кольцова, о 30-х годах XIX века
рассказывают художественные фильмы "На заре
туманной юности” и "Песнь о Кольцове”,
посмотреть которые и обсудить нам предстоит в
старших классах.
А еще я хотел бы отметить, что к
песням Кольцова обращались многие
композиторы, сочинившие свыше семисот
музыкальных произведений. Среди этих
композиторов М. И. Глинка, А. А. Алябьев, А. С.
Даргомыжский, М. П. Мусоргскии, Н. А.
Римский-Корсаков, А. К. Глазунов, С. В.
Рахманинов”.
Учащийся – "краевед”: [Слайды
7, 8, 9]
"А.В. Кольцов – визитная карточка
Воронежа, в котором есть Кольцовская улица,
драматический театр им. А.В. Кольцова, гимназия
им. А.В. Кольцова, установлено два памятника
Кольцову (один в Кольцовском сквере, другой – на
Советской площади). Сохранилась могила Кольцова
в литературном некрополе (на пересечении улиц
Моисеева и 20летия Октября). Даже в быту мы
используем имя нашего поэта. Есть кафе
"Кольцовское” и конфеты "Песни Кольцова”.
V. Выступление группы "актеры”:
Инсценировка диалога из книги Н.Н.Скатова
"Кольцов”.
VI. Беседа с классом, выступление
учащихся – "историков” и "литературоведов”.
Учитель: – Итак, наше сегодняшнее
открытие – Алексей Васильевич Кольцов.
– Назовите факты биографии поэта,
которые вас больше всего поразили.
– Каким предстает перед нами Кольцов в
диалоге с Аскоченским?
– Почему Аскоченский сравнивает
Кольцова с Ломоносовым?
– Что такое эпоха?
1-й ученик-"лингвист”: "Читаю в
словаре Ожегова: эпоха – длительный период
времени, выделяемый по каким-нибудь характерным
явлениям, событиям. Например, эпоха феодализма,
эпоха Кольцова”.
Учитель: Какой вы представляете
эпоху Кольцова по рассказам "биографов”,
выступлению "артистов”? А теперь краткая
историческая справка от наших "историков”.
Ученик – "историк”: "Эпоху, в
которую Кольцов созревал, как гражданин и
художник, принято именовать безвременьем. Это
был мрачный период русской истории. Император
Николай, воцарившийся с помощью пушек
(восставших декабристов расстреливали в упор
картечью), создал в стране атмосферу
полицейского произвола. Те, кто выражал
недовольство николаевскому режиму, ссылались в
Сибирь или попадали в крепости-тюрьмы. Скрытый
общественный протест несли литературные кружки,
объединения. Поэты и писатели понимали: мысль
свободна, на нее нельзя наложить запрет. Кольцов
понимал свое предназначение, говоря "Пишу… Для
памяти минувших дней” (обращение учащихся к
эпиграфу урока)”.
1-й ученик – "литературовед”: "Кольцов
открыл отечественной литературе ее настоящего
героя – скромного мужичка, на плечах которого
держалась вся Россия. Крепостные крестьяне
показаны Кольцовым не как холопы, а как
индивидуальности. Русские люди, говорит своими
стихами Кольцов, – это люди широкой, вольной
натуры. Трудиться – так до мозолей на ладонях и
ломоты в костях, биться с врагом – так до победы
или погибели, а любить – так до гробовой доски!”
2-й ученик – "литературовед”: "Кольцов
вырос в среде, близкой к простому люду, поэтому
усвоил привычки, обычаи и даже суеверия,
свойственные крестьянам. Критик Белинский писал:
"В его песни смело вошли и лапти, и рваные
кафтаны, и всклокоченные бороды, и старые онучи, и
вся эта грязь превратилась у него в чистое золото
поэзии”.
VII. Чтение учителем стихотворения
"Песня пахаря”, или прослушивание записи из
фонохрестоматии (учащиеся следят по тексту), или
прослушивание романса на музыку Бороздина
"Песня пахаря”. [Слайд 10]
Учитель: – Сейчас, ребята, мы
попытаемся вместе с пахарем выйти в поле и
разделить вместе с ним его путь, трудный, тяжелый.
Но давайте постараемся быть при этом не
праздными, а сосредоточенными, умелыми
наблюдателями. Как и кольцовский землепашец, мы
будем бережно и внимательно постигать глубокий
смысл слов поэта.
VIII. Анализ "Песни пахаря”
Учитель: – Вас удивило
стихотворение Кольцова? Чем? [Слайд
11]
1-й ученик – "фольклорист”: Труд
человека, работающего на земле, безусловно,
тяжел, и не случайно время уборки урожая
называется страда: страдает отдающий все силы
земле крестьянин, страдает и сама
земля-кормилица, у которой просили прощения за
причиненную ей боль работающие на ней, обращаясь
к Матери-земле с такими словами:
Ты прости меня, земля-матушка,
Что рвала я твою грудушку
Сохой острою, разрывчатой…
Не урядливым гребешком чесывала,
Рвала грудушку боронушкой,
Со железными зубьями ржавыми.
Учитель: Как Кольцов поведал о
том, что пахарю действительно тяжело и трудно? Возврат к [Слайду 10]
Учащиеся – "читатели” отмечают
неоднократное обращение к лошади: "Ну! Тащися,
сивка!” Именно "тащися”, так как путь долог и
труден. Видимо, доброму товарищу и помощнику
хлебопашца очень тяжело, ведь он часто
останавливается, чтобы передохнуть.
Важная деталь: просьба к коню звучит не
через равные промежутки времени (не в начале
каждой строфы, например, и каждой второй). Это
говорит о том, что поле распахивается с большими
усилиями. Возможно, попадаются наиболее легкие
для пахоты участки и такие, для вспахивания
которых требуются большие усилия. А однажды
сивке и его хозяину было так тяжело, что пахарю
даже пришлось прервать свою речь повторной
просьбой:
Выйдет в поле травка –
Ну! Тащися, сивка!
Выйдет в поле травка –
Вырастет и колос…
Учитель: Каковы отношения
крестьянина и того, кто разделяет вместе с
земледельцем его труд, к кому обращены ласковые и
тихие слова, чье прозвище так просто – сивка?
Ученики – "читатели”: "Обращение
пахаря к сивке – не приказ, не грубое понукание.
Это ласковая просьба, произносимая с пониманием
того, как ему трудно: с сочувствием, с
состраданием к животному, которое безропотно и
кротко служит человеку. Мы видим обилие слов с
уменьшительно-ласкательными суффиксами: не заря,
а зорька, не солнце, а солнышко, пашенька,
зернышко, травка”.
2-й ученик-"фольклорист”: После
окончания работы пахарь обещает коню накормить
его досыта, напоить "водою, водой ключевой” –
чистая ключевая вода (вода – стихия живоносная,
чистая) придаст ему бодрости и возвратит ему
утраченные силы. Но это не просто "расчет” по
окончании работы, всегда неукоснительно
соблюдалось правило: как бы ни был голоден сам, в
первую очередь накорми коня. Сивка для пахаря –
не "орудие труда”, которое хороший хозяин
всегда содержит в порядке. Нет:
Я сам-друг с тобою,
Слуга и хозяин.
"Слуга”, а потом уж "хозяин”. Без
коня невозможна жизнь крестьянского семейства,
поэтому его необходимо беречь, жалеть, о нем
нужно заботиться и за него нужно отвечать.
"Служить” коню – это значит убирать за ним,
кормить, мудро им распоряжаться. А с другом можно
сердечно говорить и вместе совершать
ответственное дело:
Выбелим железо
О сырую землю…
Зернышку сготовим
Колыбель святую.
Учитель: – Как вы понимаете слова
"Выбелим железо о сырую землю”?
3-й ученик – "фольклорист”: "Белый цвет – цвет, содержащий
сияние божественной чистоты. Можно подумать, что
земля может испачкать железо плуга, и при плохом
уходе оно заржавеет. В книге Апполона
Коринфского "Народная Русь” есть глава "Мать
Сыра Земля”, в которой я прочла, что земля в
представлении наших предков "настолько чиста и
свята, что не держит в себе ничего нечистого”
Железо не оскверняется в земле, а, наоборот,
выбеливается. А "зернышко”, бережно положенное
в святую колыбель” Матери-земли, будет ею
взращено, вскормлено и возвращено тому, кто
"сготовил” эту колыбель, "спелым колосом”
обильного урожая.
Учитель: Почему в стихах Кольцова мы
не слышим привычных рифм?
– Почему же оно так напевно?
– "Песня пахаря”: оправдано ли это
заглавие?
– Как стихотворение становится
песней? (Стихотворение-песня – излюбленная форма
крестьянской поэзии. Своеобразие ее поэтики:
обращения, лексические и звуковые повторы,
метафоры, мелодичность).
– Что услышали и увидели в ней?
(Светлая печаль, радостное мировосприятие)
– Почему грусть все-таки отступает?
Ученик – "читатель”: Готовясь к
изнурительной работе, пахарь "весело” ладит
соху и борону, "весело” глядит "на гумно, на
скирды”, на сердце пахаря "весело”).
Ученики – "читатели”: "Ну!
Тащися, сивка! – звучат первые слова пахаря,
обращенные к своему помощнику, и перед нами
открывается восхитительная картина утра,
радостно встречающего вышедших в поле:
Красавица зорька
В небе загорелась.
Из большого леса
Солнышко выходит.
Рано утром, когда вновь народившееся
чистое, по-детски невинное солнце выходит в мир и
стихии света и тепла набирают силу, начинается
работа хлебопашца. По народным поверьям, дело,
начатое на восходе солнца, обязательно должно
увенчаться успехом. Вспомним народную мудрость:
"Кто рано встает, тому Бог подает”. Пахарь
выходит в поле еще до первых лучей солнца.
Создается впечатление, будто солнце, завидев
пахаря, выходит ему навстречу. Таким образом,
трудной работе хлебопашца придается
торжественный смысл.
Учитель: Каким видит свое
назначение пахарь?
Ученик-"читатель”: – О своем труде
он говорит скромно, а ведь ему он посвящает всю
свою жизнь: "Зернышку сготовим колыбель
святую”. Зернышко "вспоит” Мать-земля. Она –
кормилица, ее роль представляется пахарю более
важной, чем своя.
Ученик – "искусствовед”: "Сопоставляя
стихотворение Кольцова "Песня пахаря” и
картину Рериха "Микула Селянинович”, я понял,
что эти два произведения объединяет радость
труда на Матушке-земле пахаря и былинного
богатыря. Посмотрите, как художник изобразил
сильного, могучего богатыря. Он появляется из
глубины картины. Богатырь словно вырастает
из-под земли позади лошади и плуга, он будто
неотъемлемая часть самой земли. Ветер треплет
густые пряди русых кудрей добра молодца. Это
настоящая поэма в красках, посвящённая
легендарному русскому прошлому, воспевающая
трудолюбие, силу и мощь пахаря. (Сам Рерих
первоначально называл картину "Великий Пахарь
– Микула Селянинович”).
Учитель: Как входит в "Песню
пахаря” иное настроение?
Ученик – "читатель”: – Особое
настроение входит вместе с молитвой пахаря.
Хлебопашец понимает, что на все воля Божья. Он
просит: "Уроди мне, Боже, хлеб – мое богатство”.
Ученик – "историк”: "1839 год принес
земледельцам много бед – сушь, жара, ни единого
дождя. Для Кольцова этот год тоже был
"неурожайным”. В письме к Белинскому он прямо
связывает одно с другим: нет настроения сочинять,
когда "поля, горелые степи наводят на душу
уныние и печаль”. Это пример нравственной
близости поэта к народу”.
Учитель: [Слайд 12]
"Я обращаюсь к группе
"фольклористов”: назовите запомнившиеся вам из
книги "Народная Русь”, с которой вы работали
самостоятельно, пословицы, поговорки, предания,
относящиеся к жизни и труду пахаря. Согласны ли
вы с тем, что эти народные "жемчужины”
характеризуют быт, нравы, обычаи простых людей и
эпохи Кольцова”?
4-й ученик-"фольклорист”: "Я поняла,
что люди должны относиться к Матери Сырой Земле
не потребительски, а почтительно, с любовью.
Хлеборобы русских деревень говорили: "От земли
взят, землей кормлюсь, в землю пойду!”,
"Поклонись матушке-землице, наградит тебя
сторицей!”, "Корми – как земля кормит; учи – как
земля учит; люби – как земля любит”.
5-й ученик – "фольклорист”:
"Меня привлекли народные приметы,
связанные с конем, ведь человек с ним бок о бок
провел многовековую жизнь. От старых людей я
слышала: "Ржет конь – к добру, ногою топает – к
дороге, закидывает лошадь голову – к долгому
ненастью. Конский череп страшен для темной силы
– нечисти. Оттого до сих пор в некоторых деревнях
можно видеть черепа лошадей, воткнутые на
частокол вокруг дворов”. Друг-слуга
пахаря-народа, конь-пахарь остается верным ему
даже т после своей смерти”.
1-й ученик – "фольклорист”: [Слайд 13]
"В русском народе от мала до велика
знают, что Господь повелел от земли кормиться:
"Земля мать подает клад”, "Какова земля, таков и
хлеб”, "Чего на землю не падет, того земля не
подымет”. А как вам загадки о хлебе: "Что без
кореньев растет, без костей встает”, "Лежит
бугор между гор, пришел Егор, унес бугор (хлеб в
печи)”? Таким образом, фольклор нам помогает
представить отношение к земле, коню и хлебу
оратая былинных времен, пахаря времен Кольцова и
современного земледельца”.
Учитель: – Как вы прочитаете "Песню
пахаря”?
IX. Итог урока. Чтение наизусть
учащимся или учителем стихотворения (или отрывка
со слов "Сегодня полтораста песен…” Анатолия
Бабенко.
[Слайд 14]
X. Домашнее задание. Выучить
стихотворение наизусть и ответить на вопрос:
"Какое значение придается в стихотворении
А.В.Кольцова труду землепашца”?
|