Представление участников:
Учащиеся делятся на три группы, от
каждой группы по одному участнику, которые
садятся на стулья, покрытые накидками (красной,
зеленой и желтой). Им прикрепляются эмблемы с
названием «Колесо истории физики» тоже
соответствующего цвета. Такие же эмблемы, но
меньшие по размеру выдаются участникам команд.
Для участия в сценках достаточно 4 человек с
любого класса.
На магнитной доске расположены три
кармашка для «верст» (карточки с цифрами от 100 до
1000 ч/з 100), три рисунка с каретами и лошадьми (все
соответствующих цветов).
Перед участниками стол с кругом от игры «Поле
чудес», на верхнем вращающем поле, поделенном на
три равных сектора, размещены макеты карет,
сделанные из пластилина. Внизу прикрытый не
вращающий диск, поделенный на множество секторов
разных по ширине и разной окраски вперемешку.
Начало игры
Учитель вращает круг, а один из
участников (первый назначается учителем) говорит
«стоп». Если цвет на неподвижном круге и сектора
с «лошадью «верхнего круга совпадут, то данная
команда получает первые 100 верст.
1 сцена: на троне царь Сиракуз –
Гиерон. Перед ним Архимед.
Гиерон: Ты, ученый Муж, и тебе по
плечу любое решение. Как тебе известно, я дал
обет, что после благополучного окончания моих
мероприятий, пожертвую храму золотую корону.
Работа выполнена на славу.
Но до меня дошли слухи, что часть золота заменена
серебром. Я в гневе. Меня обманули, но я не могу
доказать. Вес короны соответствует весу
выданного золота.
Иди милейший и хорошенько подумай: как можно
определить кражу,
Виновник должен быть наказан. Он посмел обмануть
самого царя.
(С этими словами он протянул корону Архимеду).
Архимед задумчиво пошел, держа корону на
вытянутой руке. Остановился. Походил-походил
туда-сюда. Задумавшись, зашел за ширму с надписью
«Баня». (За ширмой слышан плеск воды). Затем
выбегает Архимед, завернутый в простыню с криком:
«Эврика. Эврика».
Вопрос участникам: Эврика, что
означает: нашел. О каком ученом была представлена
сцена, и что же он нашел?
(Участникам раздаются карточки с
именами ученых).
1. Галилео Галилей
2. Леонардо да Винчи
3. Архимед
Каждому участнику предлагается
объяснить: почему они выбрали того или иного
ученого. Когда ответы приняты, один из помощников
учителя зачитывает правильный ответ:
«В 270 г.до н.э. Гиерон пригласил Архимеда
и поручил ему выяснить из чистого ли золота
корона. После нескольких дней раздумий, находясь
в бане, он заметил, что при погружении тела в воду,
оно вытесняет жидкость, равную объему
погруженного тела. Вернувшись домой, он опустил в
сосуд с водой сначала слиток золота, равный весу
короны, а затем корону. Она вытеснила больше воды.
Следовательно, в ней присутствовал менее плотный
материал, чем золото. Архимед получил славу, а вор
был наказан».
(Команда, давшая правильный ответ,
получает 100 верст).
2 сцена: За столом трое
инквизиторов. Перед ними коленоприклоненный
старец, держит руку на книге.
Инквизитор: Мы познакомились с
вашей книгой «Диалог о двух главнейших системах
мира – птолемеевой и коперниковой». Чистейшая
ересь. Вас ожидает тюрьма, если вы публично не
отречетесь от своих взглядов на устройство Мира
и места Земли в нем. Вот текст отречения.
(Протягивает свиток старцу).
Старец: (читает в слух). «Я,
уроженец Флоренции, 70 лет от роду, доставленный
лично на суд и коленоприкланенный перед Вашими
Преосвещенствами, высокопреподобными господами
кардиналами, генеральными инквизиторами против
ереси во всем христианском мире, имея перед собой
священное Евангилие и возлагая на него руки,
клянусь, что я всегда верил, верую ныне и с Божьей
помощью буду веровать во все то, что святая
католическая и апостольская римская церковь
признает, определяет и проповедует».
Инквизитор: Итак, отныне все
ваши книги запрещены, Сами вы освобождаетесь от
тюрьмы и ссылаетесь в изгнание, где вам будет
запрещено выходить в город и с кем-либо
разговаривать. Идите. И помните: в противном
случае вы будете заключены в тюрьму пожизненно.
(Старец с трудом поднимается и уходит с опущенной
головой, что-то тихо говоря).
Вопрос учителя: О каком ученом
шла речь?
На розданных карточках:
1. Галилео Галилей
2. Коперник
3. Джордано Бруно.
Заслушиваются ответы участников с
пояснением. Затем зачитывается правильный
ответ:
22 июня 1633 г. в римском монастыре Минервы,
Галилей зачитывал заранее подготовленный текст
отречения.
(Команда, давшая правильный ответ,
получает 100 верст).
Ведущий (объявляет новый
заезд): По каретам, господа.
(«Стоп», – говорит уже другой участник,
при совпадении цвета кареты и на прикрытом круге
соответствующая команда получает
дополнительные 100 верст).
Ведущий: Очень многие люди
подолгу наблюдали за полетом птиц и в душе
завидовали им, мечтая хотя бы раз так свободно
парить в небе. Многие ученые не только мечтали, но
и пытались что-то сконструировать.
3 сцена: Седой старец поднял в
небо голову и следит за полетом птиц. Затем
наклоняется над столом и что-то чертит. На столе
кусок материи, каркас сделанный из легкой
проволоки. Старец мастерит макет парашюта
(сделать заранее заготовку парашюта) и пробует
свою конструкцию, подбросив ее вверх, следит за
ее плавным опусканием. Довольный результатом,
уходит с макетом, говоря: «Вот теперь можно
безопасно летать».
Вопрос: Он построил первый
планер, который хоть и не мог выполнять полный
полет, парил в воздухе, Стремление обезопасить
человека в процессе этих испытаний побудило его
к изобретению парашюта. О ком идет речь?
На карточках:
1. Ньютон
2. Леонардо да Винчи
3. Архимед
После ответов участников с пояснением,
зачитывается правильный ответ: «Первые
исследования, рисунки и чертежи, посвященные
летательным аппаратам, относятся примерно к 1487 г.
В первом летательном аппарате применялись
металлические части, в дальнейшем Леонардо да
Винчи заменил металл деревом».
(Кто правильно ответил: получает еще 100
верст).
4 сцена: Тюрьма. За столом сидит
начальник тюрьмы. Вводят осужденного.
Начальник тюрьмы: Говорят, вы
хотели меня видеть. В чем дело?
Осужденный: Я знаю, что буду
повешен. Находясь здесь, я написал этот проект.
Верю в осуществление моей идеи и эта вера
поддерживает меня в моем ужасном положении. Если
моя идея, после тщательного обсуждения
учеными-специалистами будет признана
исполнимой, то я буду счастлив тем, что окажу
громадную услугу родине и человечеству. Я
спокойно тогда встречу смерть, зная, что моя идея
не погибла вместе со мной, а будет существовать
среди человечества, для которого я готов был
пожертвовать своей жизнью.
Начальник тюрьмы: Посмотрим.
(Берет протянутую тетрадь и листает). Другие
просьбы удовлетворить не можем. Ваша участь
решена.
Осужденный: У меня нет других
просьб, кроме этой.
Тюремщик: Тогда прощайте.
(Обращается к охране). Уведите осужденного в
камеру. (Опять листает тетрадь). Чертовщина
какая-то. (С безразличным видом прячет тетрадь в
стол и уходит).
Ведущий: Этот человек, отдавший
свои расчеты тюремным властям, был автором
первого в мире проекта летательного реактивного
аппарата. У вас на карточках написаны имена тех,
кто когда-то был связан с теоретическими
расчетами будущий ракет. Кому из них принадлежит
первенство? Кто из них раньше предложил свой
проект?
На карточках:
1. Королев С.П.
2. Циолковский К.Э.
3. Кибальчич Н.И.
Заслушиваются ответы учащихся с
пояснениями.
Правильный ответ: 23 марта 1881 г.
русский революционер-народоволец Н.И. Кибальчич,
осужденный за участие в покушении на царя,
передал тюремным властям проект расчета
реактивного летательного аппарата, написанный в
тюрьме после вынесения ему смертного приговора.
Его просьба не была выполнена. 3 апреля он был
повешен. Написанный же им проект был найден в
делах жандармерии после революции, 1918 г. Тогда же
его и опубликовали. Так, спустя 37 лет
человечество узнало об его изобретении.
(Правильно ответившие ученики получают
дополнительные 100 верст).
Ведущий: Вы, наверное,
засиделись господа? Тогда по каретам.
(Третий участник говорит «стоп», и при
совпадении цветов добавляется 100 верст).
5 сцена: За столом сидит
представительный джентльмен и что-то пишет. На
столе стопки книг, листы, писчие принадлежности.
Секретарь вносит конверт. – Вам письмо, сэр.
Сидящий за столом вскрывает конверт и читает
письмо вслух.
«Хочу сообщить Вам, а через Вас
Королевскому обществу, о некоторых
поразительных результатах, к коим я пришел во
время моих опытов с электричеством. Я тщательно
изучил опыты Гальвани и пришел к выводу, что
сокращение мышц лягушки происходит не за счет
якобы имеющего у нее внутреннего тока, а за счет
касания ее проводников двух разных металлов. Я
заготовил дюжину небольших круглый пластин из
меди и латуни (можно серебра), а также такое же
количество из цинка. Кроме того, я приготовил
большое число кружков из картона, кожи, которые
могли бы впитывать много воды или другой
жидкости и удерживать ее. Все эти пластины я
складываю на столе в определенном порядке,
перекладывая каждую пару мокрым диском. Таким
образом, получается столб. При прикосновении к
основанию и верхушке столба, получается легкое
сотрясение. Если же основание столба соединить
толстой пластиной с водой, находящейся в большом
сосуде, сотрясение будет сильнее. Прибор
объемист. Я пытался сделать его удобнее и
долговечнее. А так же заключить его в какой - то
футляр. К сожалению, прибор не может долго
оставаться в хорошем состоянии: мокрые диски
высыхают через день-два и требуют нового
смачивания. Это делается без разбора столба,
достаточно всю конструкцию опустить в воду,
немного подержать в ней и вытереть снаружи. Мне
удалось сделать два таких цилиндра, и они служат
мне несколько недель, и надо думать послужат еще
несколько месяцев». (Продолжает рассматривать
письмо).
– Думаю, его прибор заслуживает внимания. Жаль
только, что он не прислал своего изобретения для
изучения. (Встает из-за стола) Надо до начала
заседания кое с кем поговорить о том, что я только
что узнал. (Уходит)
Ведущий: Создание первого
гальванического элемента, такое название
прибору пожелал дать сам ученый, назвав его в
честь Гальвани - первого проведшего опыты и
сделавший открытие, было важным в развитие
физики. Сейчас ни один электроприбор не
обходится без гальванических батарей. Кто же
создал этот прибор?
На карточках:
1. Гальвани
2. Ом
3. Вольт
После ответов с пояснением,
зачитывается правильный ответ:
20 марта 1700 г. А. Вольт в письме к
президенту Лондонского королевского общества
впервые описал свое изобретение.
(При совпадении ответов с правильным,
добавляется 100 верст).
6 сцена: Два стола, разделенные
перегородкой. На одном: катушка и магнит, на
другом - гальванометр (на школьном амперметре). От
катушки протянуты длинные провода за
перегородку к гальванометру. Физик, вставив
магнит в катушку, идет за перегородку и смотрит
показание прибора. Ничего не увидев, повторяет
свой опыт. Результат тот же.
(Пожимает плечами): Но ток должен быть. Я в этом
просто уверен. (Вновь повторяет свой опыт, увидев
прежний результат, уходит расстроенный).
Ведущий: Действительно, этому
физику удалось бы увидеть результат, изменив он
немного условия своего эксперимента. О каком
физике идет речь?
На карточках:
1. Максвелл
2. Фарадей
3. Колладон
После заслушивания и обсуждения
ответов, дается правильный ответ:
Шведский физик Колладон пытался в
катушке с помощью движущегося магнита получить
элек. ток. Опасаясь действия магнита на стрелку
прибора, он вынес его в другую комнату. Стоило бы
ему кого-то попросить делать опыт, а самому
наблюдать за стрелкой прибора, то он бы увидел то,
что предполагал – электрический ток в катушке.
У кого ответы совпадают с верным ответом,
получают дополнительные 100 верст.
Ведущий: Кто из зрителей –
болельщиков команд быстрее ответит на
поставленный вопрос, та команда получает
дополнительные 100 верст.
Вопрос: О каком явлении шла
речь, и кому удалось его открыть?
Подведение итога: На столе три
портрета – Ньютона, Максвелла и Галилея (можно
кого угодно, подобрав соответствующий вопрос).
(Вопрос задается победителю).
– Его биографию кратко можно выразить
следующими словами:
«Родился он слабым и был так мал, что его
жизнь в первые дни висела на волоске. В школе он
учился плохо и занимал в списке предпоследнее
место. Однажды подрался с одноклассником, после
чего решил доказать, что если не силой, то умом
может того одолеть. Увлекшись учебой, обгоняет
одного за другим и становится лучшим учеником
школы.
Он увлекался всем: стихами и рисованием, любил
мастерить. Сконструировал солнечные и водяные
часы, ветряную мельницу, бумажного змея. После
получения степени бакалавра, разработал новые
методы в математике, создал теорию цветов, открыл
закон всемирного тяготения и ряд других законов.
Его считали величайшим ученым и человеком,
оставившем о себе память на многие поколения
человечества.
За свои заслуги был возведен в рыцарское звание.
После его смерти по приказу короля, был похоронен
в усыпальнице королей».
Победитель подходит к выбранному им
портрету. Если ответ правильный, то
подсчитывается: сколько верст осталось ему до 1000
верст. По оставшемуся количеству подбираются
карточки с вопросами, разложенные вдоль
оставшихся верст.
Вопросы карточек на выбор:
1. Изменяясь во времени, магнитное поле
порождает электрическое поле. «К такому выводу
впервые пришел: а) Ампер; б) Фарадей; в) Максвелл?
2. Благодаря открытию явления эл/магнитной
индукции был сконструирован: а) генератор; б)
электродвигатель; в) аккумуляторная батарея.
3. Эл/магнитные колебания происходят в: а)
генераторах; б) контуре, состоящем из
конденсатора и катушки; в) катушке индуктивности?
4. Переменный ток – это вынужденные эл/магнитные
колебания с частотой: а) 60 Гц; б) 50 Гц; в) 70 Гц?
5. При включении конденсатора в цепь переменного
тока, сила тока: а) опережает напряжение на П/2; б)
отстает от напряжения на П/2;
в) колеблется в одной фазе с напряжением?
6. Направление индукционного тока определяется
по правилу: а) Ленца; б) левой руки; в) правой руки?
7. Электромагнитные колебания характеризуются
физическими величинами: а) период, частота,
амплитуда; б) период, частота, циклическая
частота; в) период, частота, амплитуда,
циклическая частота, фаза.
8. Индуктивность катушка измеряется в: а) Тл; б) Гн;
в) Гц?
9. Циклическая частота – это: а) число колебаний в
единицу времен; б) число колебаний за 1 с; в) число
колебаний за время равное 2П с?
(Вопросы подобраны на одну тему, т.к. это
внеклассное мероприятие проходило в первом
полугодии и основные участники были из 11 кл.).
Если победитель, на выбранные ответы,
дал правильные ответы, то в конце проверяется,
правильно ли он назвал ученого, о котором речь
шла ранее. Для этого против каждого портрета
собирается цепь так, что при замыкании ключа,
лампочка загорается только против правильно
выбранного ученого.
Если нет возможности в зале использовать эл.
цепь, то можно придумать другой способ. Например,
с обратной стороны портрета прикрепить карточки
со следующим содержанием:
Юный друг!
Ты успешно преодолел все трудности и проявил
свои знания по физике. Не думай, что все уже
открыто. У природы еще много тайн и разгадывать
их тебе. Дерзай! (У правильно выбранного
портрета).
Юный друг!
Жаль, что у вас оказались не достаточные знания
по физике. Но не огорчайтесь, еще не упущено время
и до окончания школы ты сможешь, при желании,
наверстать упущенное. Кто знает, может ты станешь
очередным Ньютоном. (Такие записки у других, не
правильно выбранных портретов).
На проведение игры тратится около 30
минут (много времени уходит на подготовку и
оформление, но ученики с удовольствием принимают
участие).
Победителю выставляется оценка «5» в журнал.
Оценки выставляются и участникам сценок.
|