Цель: 1. Дать учащимся представление о видах колокольного звона. 2. Развивать образное мышление учащихся 3. Воспитывать культуру слушания музыкальных произведений любви к прекрасному, пробуждать интерес к колокольным звонам.
Тип урока – формирование новых знаний.
Вид урока – слушание
2. Репродукции И. Левитана.
3. Магнитофон, аудиозапись.
4. Словарь для выражений эстетических эмоций.
5. Мультимедийный видеопроектор
Ход урока.
I. Оргмомент.
Мотивация: звучит колокольный звон, презентация.
II. Сообщение темы и цели урока.
III. Введение новых знаний
1) Знакомство с Пасхальным звоном - беседа о Пасхе - отрывок из рассказа А.Куприна «Мой паспорт» - слушание - беседа о ритме
2) Знакомство со звоном Софийского собора - слушание - беседа о характере произведения
3) Знакомство с русской народной песней «Вечерний звон» - беседа о картинах И. Левитана - слушание песни «Вечерний звон» - беседа
IV. Рефлексия.
V. Итог.
Колокольный звон (1.21) на фоне видеоряда учитель читает стихотворение.
Чистые, чудные звуки любо душою ловит (слайд1)
Ими тревожные муки в сердце больном хоронить. (слайд2)
Колокол русский, народный.
Колокол церкви святой (слайд3)
Чуден твой голос свободный, люб отголосок мне твой.
1. Оргмомент. Мотивация.
- Ребята, вы знаете, каждый колокол обладает своим голосом. Густой и сильный, его называю колокольным звоном.
- Как вы думаете, где находятся колокола? (На колокольне, в звоннице).
- Правильно.(слайд 4)
Колокольня - это башня с колоколами на здании церкви или у церкви. Она является одной из необходимых принадлежностей храма.
- А кто звонит в колокола? (Звонарь)
- Звонарь – (слайд 5) это очень сильный человек, ведь колокола подчас весят от 320 кг-мов. до 32 тонн, и только сильный человек способен справиться с такими инструментами.
Интересный факт: От сильного и частого звона звонари нередко глохнут, но, чтобы сберечь слух, многие их них кладут в уши круглые ягоды, например рябины, калины или затыкают уши ватой. И конечно, звонари должны обладать внутреннем чутьём, хорошим чувством ритма, прекрасным знанием звукоряда и владеть техникой исполнения. Русский народ соединил со звоном свои торжественные и печальные события, потому звон служит выражением и радости, и грусти, и торжества. Отсюда и появились различные виды колокольного звона, и каждый из них имеет своё название и значение. 11.
Сообщение темы.
Цели урока.
- Сегодня на уроке мы послушаем только некоторые из звонов и откроем для себя удивительный, таинственный мир загадочных созвучий. Наша задача - понять о чём они рассказывают и определить, что главное в колоколах - это ритм и характер.
1. - В конце апреля все православные люди будут отмечать великий праздник – Пасхи. ( слайд 6) Пасха - это главный праздник в году для всех верующих христианского мира. Пасха – это церковный праздник, поэтому в ночь с субботы на воскресенье во всех православных церквях проходит служба, где звонарь исполняет пасхальный звон. Этот праздник (слайд 7) есть залог мира, источник примирения, истребления врагов. В этот святой день в церкви на колокольню разрешено подниматься детям и звонить в колокола. (слайд 8)
Послушайте, как описывает Александр Куприн эти впечатления.
«Колокольня. Какая весёлая, пьянящая, головокружительная пестрота внизу, под моими ногами. Небо страшно близко: вот – вот дотянешься рукой до белого пухлого ленивого облачка. О, верх детского счастья – наконец – то в моих руках верёвка от самого главного, самого большого колокола. Грушевидный язык его тяжёл и долго скрипит своим ухом, пока его раскачиваешь. Ба – ам! Теперь уж больше ничего не видишь, не слышишь и не понимаешь. В ушах больно от мощных медных колебаний, Ещё!...ещё». (Слушаем пасхальный звон 1.30).
- Что вы представляли, когда слушали пасхальный звон?
- Я думаю, вы услышали, что звонили в разные колокола.
- Как вы думаете, какой колокол был ведущий: большой, средний или маленький?
- А какой ритм был у большого колокола? (длительности нот большого колокола были целыми и половинные.)
2. - Но не только по праздникам звучал колокольный звон, каждая церковь имеет свои перезвоны. -Я предлагаю вам послушать выразительные звоны Софийского собора (слайд 9) и определить, что лежит в основе этого звона? (Слушаем Софийский звон 3.11).
- Какой характер передал нам этот колокольный звон? Обратитесь, пожалуйста к своим словарям для выражения эстетических эмоций. (торжественный, гордый, уверенный, жизнеутверждающий).
- Какие колокола исполняли мелодию и какой из колоколов был за основу? (большой колокол – основа, а средние и малые колокола исполняли мелодию.)
3. -Не только музыканты, писатели, но и художники обращались к теме колокольного звона.
- Перед вами три картины известного художника Исаака Левитана. (слайд10) Что объединяет эти картины? (церковь, природа, вода, широта русской природы). (слайды с 11-14)
- Скажите, «тихо » или «громко» звучат они? («тихо»).
- Если бы вы были композиторами и вам предложили написать музыку к этим картинам, какой характер вы бы выбрали для своего произведения: песенный, танцевальный или маршевый? (песенный).
- Я предлагаю вам послушать песню, и подумать: какой картине она созвучна? (Слушают «Вечерний звон» 2.18). - Как вы думаете, как называется песня? («Вечерний звон».)
- Да, это русская народная песня «Вечерний звон».
- А какую картину можно назвать также 1, 2 или3? (После утверждения детей слайд15)
- Что добавил колокольный звон в эту песню? Как по - новому зазвучала эта песня с колоколами? (Колокола обогатили песню, украсили её).
IV. Рефлексия.
- Ребята, сегодня на уроке мы слушали различные колокольные звоны. Учились определять их характер, настроение.
- Какой звон вам понравился больше? Почему?
V. Итог.
Наш долг (слайд 16) после многих десятилетий забвения национальных русских святынь позаботиться о возрождении колокольных традиций, вернуть былую славу колокольным звонам. Пусть наши города и сёла заполнятся торжественным перезвонам, с которым рождались, жили и умирали наши отцы и прадеды. Кто знает, может быть, православная музыка поможет очистить наши души от злобы, зависти и нетерпения
|