Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Четверг, 21.11.2024, 16:50:00
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [164]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [218]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [200]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

Комбинированный урок "Лишайники"
14.12.2010, 10:56:03

Оборудование: коллекция лишайников; таблица «Лишайники»; схема «Гриб + водоросль = лишайник»; карточки с терминами (таллом, пигмент, субстрат, симбиоз, экология).

ХОД УРОКА

I. Проверка знаний

1. Беседа

От учащихся требуется рассказать о царствах живой природы; формах жизни; признаках живых организмов; процессах жизнедеятельности; способах питания организмов (с приведением примеров); основных группах грибов.

2. Письменная работа

На каждом столе – карточки с утверждениями:

а) плодовые тела не образуются, грибница состоит из отдельных ветвящихся нитей;
б) плодовое тело гриба имеет обычно форму копыта и бывает очень твердым;
в) грибы питаются органическими веществами, поселяясь в почве или на пищевых продуктах;
г) грибы питаются готовыми органическими веществами, поселяясь на деревьях, в том числе живых;
д) клетки гриба не содержат хлорофилла;
е) эти грибы специально выращивают, чтобы получить из них ценное лекарство;
ж) эти грибы могут причинять вред лесному хозяйству.

Необходимо указать утверждения, верные для:

1-й вариант – гриба пеницилла (правильные ответы: а, в, д, е);
2-й вариант – гриба-трутовика (правильные ответы: б, г, д, ж).

На выполнение задания отводится 5 минут. После этого учащиеся обмениваются листками с ответами и проверяют работу друг друга. Критерии оценки: ни одной ошибки – «5», одна ошибка – «4», две ошибки – «3», три ошибки – «3–»; больше 3 ошибок – «2». Выполненные и оцененные работы сдаются учителю.

3. Беседа

Обсуждение и анализ вопросов письменного задания.

II. Изучение нового материала

Лишайники – организмы, вегетативное тело которых – слоевище, или таллом, – состоит из гриба и водоросли. Известно около 26 тыс. видов и свыше 400 родов лишайников. Размеры их – от нескольких миллиметров до десятков сантиметров. В зависимости от содержащегося пигмента таллом лишайника может быть серым, белым, сизым, зеленоватым, буро-коричневым, желтым, оранжевым, черным.

Накипные лишайники

Накипные лишайники: 1 – аспицилия, 2 – калоплака, 3 – лецидея, 4 – ксантория

По форме и строению различают 3 типа слоевищ. Накипные (корковые) лишайники – плоские, растут на поверхности почвы, горных пород, коре деревьев и кустарников, плотно срастаются с субстратом, не отделяются от него без повреждений. Примеры корковых лишайников: леканора, аспицилия, лецидея, биатора, калоплака.

Листоватые лишайники

Листоватые лишайники: 1 – лобария, 2 – пармелия, 3 – пелтигера

Листоватые лишайники имеют более сложное слоевище – в форме пластинок. Эти лишайники срастаются с субстратом с помощью пучков гифов. Примеры – пармелия, колемма, лобария, пельтигера, нефрома, гирофора.

Кустистые лишайники

Кустистые лишайники: 1 – цитрария, 2 – кладония, 3 – уснея

Кустистые лишайники имеют наиболее организованный тип слоевища – в форме разветвленных ветвей, срастающихся с субстратом только основанием. Примеры – эверния, уснея, рамалина.

Таллом лишайников образован тонкими простыми ветвящимися гифами гриба, между которыми располагаются одноклеточные водоросли или цианобактерии. Верхний и нижний слои коры лишайника, образованы особенно плотно переплетающимися гифами гриба. В верхней коре сосредоточена основная часть пигментов.

Водоросли на свету в процессе фотосинтеза создают органические вещества, которыми питается гриб. Гриб снабжает водоросли водой и минеральными веществами.

Лишайнику как целому организму присущи новые биологические качества, не свойственные его компонентам вне симбиоза.

  • Проблемный вопрос: Какие это качества? (Ответ: нити гриба выполняют функции корней, а клетки водорослей и цианобактерий – функции листьев зеленых растений.)

Взаимодействие гриба и водорослей в составе единого организма лишайника очень сложное. Вырастить лишайник в искусственных условиях практически невозможно.

Лишайник – это не просто поселившиеся рядом друг с другом гриб (царство грибов), водоросль (царство растений) или цианобактерии (царство бактерий). Это особая форма жизни – симбиотический организм, не относящийся ни к какому из основных царств, обладающий отдельными свойствами. Например, лишайники выделяют некоторые химические вещества (лишайниковые кислоты), которые неизвестны ни у грибов, ни у водорослей.

Лишайники, как целостные организмы, отличаются высокой выносливостью. Они могут впитывать влагу из воздуха и поэтому способны расти на голых камнях и скалах – там, где не могут жить ни водоросли, ни грибы в отдельности. Лишайники также селятся на почве, стволах деревьев и даже на листьях и в воде.

Лишайники способны переносить длительное высушивание и низкие температуры. Но накопление органических веществ в их талломах происходит очень медленно – лишайники растут со скоростью от 0,2–0,3 до 2–3 мм в год.

  • Вопрос: Как размножаются лишайники, как размножаются водоросли и грибы? (Ответ: бесполым путем, вегетативно, при помощи спор, при участии полового процесса.)

Размножение лишайников может происходить вегетативно – кусочками слоевища. В сухую погоду талломы лишайников становятся хрупкими и легко разламываются на отдельные части-фрагменты (такой способ размножения называют фрагментацией). Бесполое размножение происходит за счет образования специальных расселительных групп клеток, включающих клетки как гриба, так и водоросли. Эти группы клеток потом разносятся ветром и потоками дождевой воды. Гриб, входящий в состав лишайника, может размножаться с помощью спор. Для грибов лишайника известен и половой процесс.

Лишайники встречаются во всех ботанико-географических зонах.

  • Вопрос: Какие зоны вы знаете? (Ответ: тундра, лесотундра, лесная зона.)

Поселяясь на голых скалах, лишайники выделяют разрушающие их кислоты. Это облегчает процесс выветривания горных пород. Разрушая скалы и накапливая питательные вещества, лишайники начинают образовывать почву, на которой могут поселяться растения. Лишайники – пионеры растительности. В этом их основное экологическое значение.

Кроме того, лишайники могут служить кормом для ряда животных. В зимней тундре они служат основной пищей для северных оленей.

Лишайники способны расти в очень неблагоприятных условиях. Но они не выносят дыма, копоти, сернистых газов промышленных районов.

  • Вопрос: Как их поэтому можно назвать? (Ответ: «чистюли», «брезгливые» и т.п.)

Лишайники – индикаторы степени загрязнения окружающей среды, организмы-биоиндикаторы.

Человек использует лишайники не только для определения состояния среды. Из лишайников получают антибиотики (алектория, цетрария, кладония, уснея, эверния), ароматические вещества и фиксаторы запахов (лобария, эверния). Некоторые лишайники используют для производства краски.

Далее следует рассказ о «манне» – съедобном лишайнике аспицилии съедобной (Энциклопедия «Биология для детей». – М., 1995, с. 209.)

III. Закрепление знаний

Биологическая задача – картина с изображением леса, растущего недалеко от завода; на коре деревьев в лесу – лишайники. Найди ошибку художника.

Вопрос 7 на с. 247 учебника Корчагина В.А. «Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники». Учебник для 6–7-х классов средней школы.

IV. Домашнее задание

Категория: БИОЛОГИЯ | Добавил: tineydgers | Теги: открытый урок, анатомия, зоология, конспект урока, в помощь учителю, ботаника, биология в школе, урок биологии, педсовет, животный мир
Просмотров: 2081 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 15
Гостей: 15
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0