Оборудование: коллекция
лишайников; таблица «Лишайники»; схема
«Гриб + водоросль = лишайник»; карточки
с терминами (таллом, пигмент, субстрат, симбиоз,
экология).
ХОД УРОКА
I. Проверка знаний
1. Беседа
От учащихся требуется рассказать о
царствах живой природы; формах жизни; признаках
живых организмов; процессах жизнедеятельности;
способах питания организмов (с приведением
примеров); основных группах грибов.
2. Письменная работа
На каждом столе – карточки с
утверждениями:
а) плодовые тела не образуются,
грибница состоит из отдельных ветвящихся нитей;
б) плодовое тело гриба имеет обычно форму копыта
и бывает очень твердым;
в) грибы питаются органическими веществами,
поселяясь в почве или на пищевых продуктах;
г) грибы питаются готовыми органическими
веществами, поселяясь на деревьях, в том числе
живых;
д) клетки гриба не содержат хлорофилла;
е) эти грибы специально выращивают, чтобы
получить из них ценное лекарство;
ж) эти грибы могут причинять вред лесному
хозяйству.
Необходимо указать утверждения,
верные для:
1-й вариант – гриба пеницилла (правильные
ответы: а, в, д, е);
2-й вариант – гриба-трутовика (правильные
ответы: б, г, д, ж).
На выполнение задания отводится 5
минут. После этого учащиеся обмениваются
листками с ответами и проверяют работу друг
друга. Критерии оценки: ни одной ошибки – «5»,
одна ошибка – «4», две ошибки – «3», три ошибки –
«3–»; больше 3 ошибок – «2». Выполненные и
оцененные работы сдаются учителю.
3. Беседа
Обсуждение и анализ вопросов
письменного задания.
II. Изучение нового материала
Лишайники – организмы, вегетативное
тело которых – слоевище, или таллом,
– состоит из гриба и водоросли. Известно около 26
тыс. видов и свыше 400 родов лишайников. Размеры их
– от нескольких миллиметров до десятков
сантиметров. В зависимости от содержащегося
пигмента таллом лишайника может быть серым,
белым, сизым, зеленоватым, буро-коричневым,
желтым, оранжевым, черным.
Накипные лишайники: 1 – аспицилия, 2 –
калоплака, 3 – лецидея, 4 – ксантория
По форме и строению различают 3 типа
слоевищ. Накипные (корковые)
лишайники – плоские, растут на поверхности
почвы, горных пород, коре деревьев и кустарников,
плотно срастаются с субстратом, не
отделяются от него без повреждений. Примеры
корковых лишайников: леканора, аспицилия,
лецидея, биатора, калоплака.
Листоватые
лишайники: 1 – лобария,
2 – пармелия, 3 – пелтигера
Листоватые лишайники имеют
более сложное слоевище – в форме пластинок. Эти
лишайники срастаются с субстратом с помощью
пучков гифов. Примеры – пармелия, колемма,
лобария, пельтигера, нефрома, гирофора.
Кустистые лишайники: 1 –
цитрария, 2
– кладония, 3 – уснея
Кустистые лишайники имеют
наиболее организованный тип слоевища – в форме
разветвленных ветвей, срастающихся с субстратом
только основанием. Примеры – эверния, уснея,
рамалина.
Таллом лишайников образован тонкими
простыми ветвящимися гифами гриба, между
которыми располагаются одноклеточные водоросли
или цианобактерии. Верхний и нижний слои коры
лишайника, образованы особенно плотно
переплетающимися гифами гриба. В верхней коре
сосредоточена основная часть пигментов.
Водоросли на свету в процессе
фотосинтеза создают органические вещества,
которыми питается гриб. Гриб снабжает водоросли
водой и минеральными веществами.
Лишайнику как целому организму
присущи новые биологические качества, не
свойственные его компонентам вне симбиоза.
Взаимодействие гриба и водорослей в
составе единого организма лишайника очень
сложное. Вырастить лишайник в искусственных
условиях практически невозможно.
Лишайник – это не просто поселившиеся
рядом друг с другом гриб (царство грибов),
водоросль (царство растений) или цианобактерии
(царство бактерий). Это особая форма жизни –
симбиотический организм, не относящийся ни к
какому из основных царств, обладающий отдельными
свойствами. Например, лишайники выделяют
некоторые химические вещества (лишайниковые
кислоты), которые неизвестны ни у грибов, ни у
водорослей.
Лишайники, как целостные организмы,
отличаются высокой выносливостью. Они могут
впитывать влагу из воздуха и поэтому способны
расти на голых камнях и скалах – там, где не могут
жить ни водоросли, ни грибы в отдельности.
Лишайники также селятся на почве, стволах
деревьев и даже на листьях и в воде.
Лишайники способны переносить
длительное высушивание и низкие температуры. Но
накопление органических веществ в их талломах
происходит очень медленно – лишайники растут со
скоростью от 0,2–0,3 до 2–3 мм в год.
Вопрос: Как размножаются лишайники,
как размножаются водоросли и грибы? (Ответ:
бесполым путем, вегетативно, при помощи спор, при
участии полового процесса.)
Размножение лишайников может
происходить вегетативно – кусочками слоевища. В
сухую погоду талломы лишайников становятся
хрупкими и легко разламываются на отдельные
части-фрагменты (такой способ размножения
называют фрагментацией). Бесполое размножение
происходит за счет образования специальных
расселительных групп клеток, включающих клетки
как гриба, так и водоросли. Эти группы клеток
потом разносятся ветром и потоками дождевой
воды. Гриб, входящий в состав лишайника, может
размножаться с помощью спор. Для грибов
лишайника известен и половой процесс.
Лишайники встречаются во всех
ботанико-географических зонах.
Поселяясь на голых скалах, лишайники
выделяют разрушающие их кислоты. Это облегчает
процесс выветривания горных пород. Разрушая
скалы и накапливая питательные вещества,
лишайники начинают образовывать почву, на
которой могут поселяться растения. Лишайники – пионеры
растительности. В этом их основное экологическое
значение.
Кроме того, лишайники могут служить
кормом для ряда животных. В зимней тундре они
служат основной пищей для северных оленей.
Лишайники способны расти в очень
неблагоприятных условиях. Но они не выносят дыма,
копоти, сернистых газов промышленных районов.
Лишайники – индикаторы степени
загрязнения окружающей среды, организмы-биоиндикаторы.
Человек использует лишайники не
только для определения состояния среды. Из
лишайников получают антибиотики (алектория,
цетрария, кладония, уснея, эверния),
ароматические вещества и фиксаторы запахов
(лобария, эверния). Некоторые лишайники
используют для производства краски.
Далее следует рассказ о «манне» –
съедобном лишайнике аспицилии съедобной
(Энциклопедия «Биология для детей». – М., 1995, с. 209.)
III. Закрепление знаний
Биологическая задача – картина с
изображением леса, растущего недалеко от завода;
на коре деревьев в лесу – лишайники. Найди ошибку
художника.
Вопрос 7 на с. 247 учебника Корчагина
В.А. «Биология. Растения, бактерии, грибы,
лишайники». Учебник для 6–7-х классов средней
школы.
IV. Домашнее задание
|