Цели урока:
- подготовить учащихся к выполнению части С в
ЕГЭ,
- обратить внимание на речевое оформление
сочинения,
- раскрыть критерии речевого оформления
сочинения и показать путь к успеху,
- отработать методику работы с текстом.
Методическое обеспечение:
- компьютер, диски с презентациями,
- раздаточный материал,
- анкеты, анализ результатов ЕГЭ в 2007г.
Вступление
Ребята, сегодня мы с вами проводим урок
русского языка, и это будет урок подготовки к
выполнению части С в ЕГЭ.
Мы с вами родились и живем в России. С детства мы
слышим русскую речь, говорим на русском языке,
учим русский язык в школе. Но отчего же нам бывает
досадно, когда так хорошо знал материал – а не
сумел рассказать, когда столько было хороших
мыслей в голове, а не смог написать…
Знакомо вам такое?
Какие у вас есть опасения по выполнению этой
части?
Анализ анкет показал, что вы испытываете
трудности в этом вопросе.
Вам хочется
- правильно выразить главную мысль,
- красиво написать сочинение,
- логично построить сочинение,
- не сделать ошибок.
Результаты ЕГЭ 2007г. показывают, что
положительно выполняют часть С – только 38%
выпускников.
Выпускники делают самые разные речевые ошибки
в сочинениях:
"Берегите природу как синицу ока”
"Люди, бросайте свою искусственную пищу,
Интернет и идите на природу”
"Я хочу спросить всех экспериментаторов, чем
они заштопают свои озоновые прорехи”
"Распашка земель под свои нужды приводит к
омертвению почв. Мы все вылетим в озоновую дыру”
"Напишу свое сочинение про загрязнение
окружающей среды, потому что про другие проблемы
я мало чего знаю”
"Экологическая проблема волнует как людей, так
и животных”
"Наш кислород и атмосфера очень загажены”
Понятно, ребята, что так писать нельзя.
А вот совсем по-другому звучит такое сочинение
одного из выпускников:
" …Что за бедствие, что за напасть на нашу
землю? Этим вопросом может задаться каждый, ведь
антиприродные ландшафты можно наблюдать
повсюду.
К сожалению, не является исключением и наш
район. Достаточно вспомнить некогда полноводную
реку Малая Юшатырь, протекавшую по территории
нашего района. Сейчас из-за вмешательства
человека на месте русла реки лишь кое-где
пробиваются тихие ручейки, а в большинстве мест
она заросла бурьяном и превратилась в болото…
Мы не увидим вообще никаких позитивных
достижений до тех пор, пока каждый из нас не
осознает, что он хозяин огромного богатства. И
это богатство требует бережного отношения, а
потому мы не должны "рубить сук, на котором
сидим”. Мы должны бережно, с умом использовать
бесценные дары природы – реки, леса, воздух,
землю. Только тогда наступит день, когда мы, сидя
на цветущем берегу, будем дышать свежим воздухом
и будем созерцать чистую и полноводную Волгу,
Каму, Юшатырь…”
- Объяснение нового материала
Давайте обратим наше внимание на речевое
оформление сочинения.
(Включаю презентацию. Приложение
1).
Прежде чем выполнять работу, вы должны знать, что
от вас требуют. Поэтому необходимо познакомиться
с критериями, которые представлены в контрольных
КИМах.
Слайд 1. Критерии речевого оформления
- Смысловая цельность
- Связность
- Логичность
- Коммуникативный замысел
- Точность выражения мысли
- Разнообразие грамматических форм
- Средства выразительности
- Богатство словаря
Если эти критерии будут выполнены, то вы не
потеряете 5 баллов.
Чтобы выполнить задание в соответствии с
критериями, рассмотрим коммуникативный аспект
культуры речи.
Слайд 2.
Нормативный аспект – это языковые нормы, мы их
изучаем на уроках русского языка. Этический
компонент – это речевой этикет, которому мы
учимся с детства.
А вот коммуникативный аспект предполагает
выбор необходимых языковых норм. Чтобы их
выбрать, нужно знать коммуникативные качества
речи.
Коммуникативные качества речи ( слайд 3)
помогают нам правильно выражать свои мысли как
при общении, так и при написании сочинения.
Каковы же эти качества?
Слайд 4 Точность речи
Разыгрываем речевую ситуацию 1.
" Коля пришел сдавать экзамен по литературе.
Учитель:
- Коля, отвечай.
- Я это знаю, только сказать не могу.”
Ребята, может ли такое быть? (Ученики отвечают)
Да, может быть, если ученик не изучил вопроса, не
знает предмета.
Ситуация 2
Послушайте текст. Какая главная ошибка в речи
пародийного Феди-пропагандиста, созданного
Аркадием Райкиным:
"Новому начальнику 24 года, он 42-го года
рождения, старому тоже 24, но он 36-го года рождения.
В подшефном колхозе двое наших пожинали лучшие
плоды: грузили навоз. Один инженер постригся в
монахи и в таком виде ходит на работу. Людей нужно
водить в музеи и на примере первобытного
человека показывать, как мы далеко оторвались…”
Ошибка – отсутствие логики.
Ситуация 3
" Разговор двух подруг:
- Займи мне 200 рублей.
- Я не знаю, у кого.
- Тебя мне прошу занять.
- Я так и поняла, что ты меня просишь. Но скажи, у
кого?”
Почему девушки не понимают друг друга?
Неправильно употреблено слово. Нужно "Дай мне
в долг”, "Дай взаймы”, "Одолжи”
Чтобы речь была понятной, необходимо знание
предмета, логика мышления, умение выбрать слово.
Огромный словарь русского языка с точки зрения
сферы употребления можно разделить на 2 группы:
- лексику неограниченной сферы употребления,
- лексику ограниченной сферы употребления,
которую не могут и не
должны понимать абсолютно все.
Но к заимствованиям - особое отношение. Этот
вопрос исследовал ученик, послушаем его. (
Ученическая презентация "Нужно ли употреблять
иностранные слова?” Приложение
2
)
Слайд 6 Чистота речи
- Отсутствие слов-паразитов
Показываю лист бумаги, на нем крестики и
нолики.
- Как вы думаете, что это такое?
Нет, не игра в крестики-нолики.
"Х” – столько раз было сказано учеником за
урок слово "короче”
"О” – столько раз повторялось слово "значит”
В своей речи не нужно употреблять лишних слов,
слов-паразитов, слов-сорняков
Слайд 7 Богатство и разнообразие речи
Богатство и разнообразие речи определяется
богатством словаря.
А каким может быть словарный запас одного
человека? Об этом расскажет ученик.
( Сообщение ученика. Приложение
3 )
Таким образом, словарный запас обыкновенного
человека составляет от 7 до 13 тыс. слов.
Помните, каков словарный запас Эллочки-
"людоедки” в "Двенадцати стульях” Ильфа и
Петрова? ( 30 слов: мрак, жуть, хамите, не учите меня
жить и т.д.)
Ребята, вы должны помнить, что убогая, бедная
речь воспринимается как отрицательная
характеристика человека, свидетельствует о его
поверхностных знаниях, низкой речевой культуре,
о недостаточном запасе слов.
А наш язык богат
- Многозначными словами
- Синонимами
- Экспрессивными словами
- Фразеологизмами
Я хочу дать вам совет: попробуйте составлять
"Словарь обогащения языка”. Выписывайте
незнакомые слова, определяйте их значение и
запоминайте. Через некоторое время вы
почувствуете, что вам стало легче составлять
тексты, отвечать на уроках.
Слайд 8 Выразительность речи.
Чтобы добиться выразительности речи, нужны
условия:
- Самостоятельность мышления
- Интерес к тому, о чём пишешь
- Знание выразительных возможностей языка
- Знание свойств языковых стилей
- Тренировка речевых навыков
- Умение контролировать свою речь
- Психологическая целевая установка на
выразительность речи
Хорошее, полное сочинение получится, если будем
использовать изобразительно-выразительные
средства, этому учимся на уроках литературы и на
уроках русского языка при анализе текстов.
Слайд 9
Художественные средства
Стилистические фигуры
Фразеологические выражения,
пословицы, поговорки, крылатые слова
- Практическая часть
Работа с текстом ( Приложение
4
)
Текст я разделила на 6 частей. Каждый из шести
вариантов получает свой отрывок. Задание:
прочитать свой отрывок и приготовить ответы на
вопросы
Слайд 10
- Какую проблему ставит автор?
- Как сам автор относится к этой проблеме?
- Что ты думаешь об этой проблеме?
Итог:
Ребята, что мы с вами только что сделали? Мы
составили содержание сочинения по тексту
В.Костомарова, который был в этом году на
экзамене. Это не так сложно, нужно только
"погрузиться” в текст.
Что нам осталось сделать? Учитывая материал
сегодняшнего урока, облечь это содержание в
речевую письменную форму.
Этот год – Год русского языка. В свете
прочитанного текста В.Костомарова, какая перед
нами стоит задача? – изменить наше отношение ко
всему, что не на пользу обществу, языку, нам с
вами. Пусть руководством к действию станет этот
буклет ( Приложение
5. Буклет ),
приготовленный для тех, кто хочет сдать экзамен
на "5” (раздаю буклеты)
Домашнее задание: написать мини-сочинение
"Русский язык – язык моего народа”
|