Цели: 1) ввести понятие компьютерная графика, разобрать виды графики, знать особенности графических форматов;
2) учить работать в группе, рационально использовать время, уметь самостоятельно получать знания;
3) развивать память, мышление.
Оборудование: интерактивная доска, проектор, карточки-задания для практического задания за компьютером.
Программное обеспечение: ОС Windows, Activstudio, флипчарт «Крестики-нолики», графический редактор Paint.
Ход урока
Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.
Повторение (устно). Флипчарт «Крестики-нолики».
Вспомнить устройства компьютера, которые нужны для работы с
графикой, а так же их основные характеристики (монитор, принтер, сканер
и т.д.).
Проводится в виде игры «Проще простого» (или «Крестики-нолики»). Так
как парты в кабинете стоят в центре класса, то получается две команды:
«Крестики» – 1 вариант, «Нолики» – 2 вариант. Учащиеся по цепочке
отвечают на вопросы учителя, предварительно назвав, клетку, в которую
будет размещен «крестик» или «нолик». За неправильный ответ в клетку
помещается фигура команды соперников. Вопросы можно задавать, чтобы
ответ был «да/нет», в виде термина, а также можно предлагать несколько
вариантов ответа (как в тестах), из которых нужно выбрать правильный. В
последнем случае желательно, чтобы варианты ответов были, как можно
короче, чтобы их было легче воспринимать на слух.
Изучение нового материала. Проводится в несколько этапов:
Назовите ваши ассоциации к словосочетанию компьютерная графика.
Дайте свое определение термину «Компьютерная графика», как вы понимаете это словосочетание.
Запись в тетради.
КГ – раздел информатики, занимающийся проблемами «рисования» на ПК. КГ
– специальная область информатики,
изучающая методы и средства создания и обработки изображений с помощью
программно-аппаратных комплексов.
Без КГ невозможно сейчас представить материальный мир. Сферы применения:
Компьютерное моделирование
САПР
Компьютерные игры
Обучающие программы
Реклама и дизайн
Мультимедиа презентации
Internet
В зависимости от способа формирования изображений, КГ принято делить на:
Растровую – изображение строится по точкам.
Компьютер хранит параметры каждой точки изображения (её цвет,
координаты). Причём каждая точка представляется определенным
количеством бит (в зависимости от глубины цвета).
Векторную – изображение строится на основе простейших геометрических элементов. Линия – элементарный объект
векторной графики. Как и любой объект, линия обладает свойствами:
формой (прямая, кривая), толщиной, цветом, начертанием (сплошная,
пунктирная). Линия описывается математически как единый объект, и потому
объем данных для отображения объекта средствами векторной графики
существенно меньше, чем в растровой графике.
Фрактальную – создание изображения состоит не в рисовании, а в программировании. Фрактал
– структура, состоящая из частей, подобных целому. Одним из основных
свойств является самоподобие. (Фрактус – состоящий из фрагментов). В
центре находится простейший элемент – равносторонний треугольник,
который получил название - фрактальный.
Трехмерная графика – создание реалистичной
модели объекта состоит из геометрических примитивов (прямоугольник,
куб, шар, конус и прочие) и гладких поверхностей. Вид поверхности при
этом определяется расположенной в пространстве сеткой опорных точек.
Каждой точке присваивается коэффициент, величина которого определяет
степень ее влияния на часть поверхности, проходящей вблизи точки. От
взаимного расположения точек и величины коэффициентов зависит форма и
"гладкость” поверхности в целом.
На следующих уроках мы боле подробно остановимся на растровой графике. Растр (пиксел)
– это экранная точка, которая является минимальным элементом изображения. Форматы растровой графики:
.BMP
.JPG
.GIF
Работа в группах по методу «Пила» (разбор графических форматов)
Метод заключается в следующем: учащиеся организуются в
группы по 3-4 человека (в зависимости от блоков) для работы над учебным
материалом, который разбит на фрагменты (смысловые блоки).
Каждый ученик находит материал по своей части. Затем учащиеся,
состоящие в разных группах, но изучающие один и тот же вопрос,
встречаются, обмениваются информацией по данному вопросу («встреча
экспертов»). Затем возвращаются в свои группы и рассказывают обо всем,
что нового узнали. Дети делают записи в своих тетрадях. Отчитываются по
теме каждый в отдельности и вся команда в целом. Учитель может
спросить любого ученика по любому вопросу.
Закрепление нового материала.
В результате учащиеся должны уяснить и законспектировать «плюсы» и
«минусы» каждого из предложенных форматов в виде таблицы. Например:
Основным применением растровой графики является хранение и обработка фотореалистических изображений.
Формат
описание
+
–
.bmp (bitmap)
это стандартный формат графики в Windows, он описывает цветовые и координатные характеристики каждой точки изображения
1. высокое качество передачи; 2. возможность точной обработки изображений.
большой объем файлов
.jpg
(jpeg)
Разработан объединенной группой
графических компаний для уменьшения объема графических данных.
Уменьшение объема достигается за счет объединения точек подобного
цвета и размывания контуров.
формат jpg используется для переноса изображений и передачи графической информации по сетям.
недостатком формата является невозможность качественной обработки графики. (При последующих изменениях качество уменьшается
.gif
графическийформат, создан специально для сети Internet и поддерживает построчную загрузку рисунков.
позволяет создавать анимированные изображения (возможность статического изображения)
максимальное количество цветов 256
Работа за компьютером
а) Нужно в графическом редакторе Paint создать графическое изображение по карточке-образцу. Например, такое
(Задания должны быть несложными, состоять из нескольких фигур
с различным обрамлением и заливкой, чтобы ребята быстро могли с ними
справиться и выявить их положительные и отрицательные стороны каждого
графического формата.)
б) Сохранить его в изученных форматах под именем Мой рисунок.
в) Выяснить свойства изображения.
Постановка домашнего задания
выучить материал своего конспекта.
творческое задание – придумать 2-3 ребуса на тему «Компьютерная графика»