Стержневым направлением начального
школьного образования является освоение навыков письма. Темп и качество
их формирования зависят от методической грамотности педагогов. Поэтому
учителя начальной школы должны обязательно знать теоретические сведения о
методике развития координационных способностей мышц кисти, упражнения
пальчиковой гимнастики, владеть приемами работы с кистевыми тренажерами и
др.
Можно выделить два вида тренировочного воздействия. Первый
основывается на регулярном использовании того упражнения, которое
необходимо освоить; со временем движения становятся более точными,
плавными, координированными. При втором способе тренировки активно
подключаются вспомогательные упражнения. Применение пальчиковой
гимнастики – это и есть опосредованное тренировочное воздействие,
ускоряющее и способствующее становлению и совершенствованию навыка
письма.
Комплекс пальчиковой гимнастики должен включать в себя следующие
упражнения:
1. Упражнения общей разминки.
2. Пальчиковый массаж.
3. Упражнения на развитие координации движений (ловкости) кисти.
4. Упражнения для развития гибкости суставов кисти.
5. Упражнения для развития силовой выносливости мышц кисти, предплечья и
пальцев.
Упражнения
общей разминки
Прежде чем приступить к выполнению специальных упражнений, необходимо
подготовить кисти с помощью разминки. Для этого можно использовать
различные упражнения, например:
1. Упражнение «Волна» (руки в «замке» – волнообразные движения в
кистях).
2. Вращения в кистях (руки в «замке»).
3. Скрестные выкрыты (захват в «замок» скрестно – вывернуть в локтях
до прямых рук).
4. Сжимание и разжимание пальцев в кулак.
5. Сжать кулак – вращать в лучезапястном суставе.
6. «Встряхивание» кистей.
Пальчиковый массаж
Одной из активных форм развития мускулатуры кисти является
пальчиковый массаж. Он усиливает кровообращение мышц, делает их более
эластичными, улучшает контроль центральной нервной системы за состоянием
мышечно-связочного аппарата.
Удостовериться в значимости кровотока для качества письма нетрудно,
если попробовать писать в холодном помещении. Когда кровоток
недостаточен, качество письма резко ухудшается.
Массаж руки рекомендуется начинать с предплечья, как бы загоняя кровь
в дистальные (отдаленные от позвоночника) сегменты руки, медленно
продвигаясь по направлению к пальцам. После достижения кончиков пальцев
руки необходимо вновь медленно подниматься к локтю, выгоняя
«отработанную» кровь по направлению к сердцу.
В начале процедуры производится легкое поглаживание кожного покрова,
затем переходят к более глубокому воздействию. Следующим этапом является
разминание мышц. Весь комплекс заканчивается вибрирующими
воздействиями, встряхиваниями.
В выполнении массажа участвует контрлатеральная (противоположная
рабочей) рука. Наиболее активно следует массировать подушечки пальцев, а
также ладонные холмы.
Массаж предплечья необходимо выполнять в 20–24 манипуляции, каждый
палец и холм – не менее 30 манипуляций.
Пальчиковый массаж рассматривается как мощное средство воздействия на
рефлексогенные зоны кисти, которыми кожа дистантно связана с удаленными
структурами организма.
Кроме того, для улучшения кровообращения кисти эффективным приемом
является разминание пластилиновых или парафиновых фигурок.
Упражнения с шариковой ручкой
Прекрасным подручным средством для пальчиковой гимнастики может
послужить обычная шариковая ручка. Ее можно использовать для следующих
упражнений:
1. Катание ручки ладонями в различных направлениях.
2. Захват ручки таким образом, чтобы средний и безымянный палец
оказались с одной, а мизинец и указательный – с другой стороны ручки. В
этом положении пытаться сжать ручку, а затем поменять положение захвата.
3. Сжимать и разжимать ручку в кулаке.
Эффект от данных упражнений будет больше, если вместо ручки
использовать специальную шипованную палочку (палочку-обережку).
Упражнения с эспандерами
В качестве эспандеров может быть использованы резиновые игрушки, мячи
и др.
1. Сжимать эспандер поочередно левой и правой рукой (начать с 10 раз,
довести до 50–100 раз). При освоении упражнения брать более упругий
эспандер не рекомендуется, поскольку в данном случае необходимо
развивать силовую выносливость, так нужную при длительных диктантах,
конспектировании, а не абсолютную силу мышц, которая зачастую даже
мешает красивому письму.
2. С максимальной произвольной силой сжать эспандер и удерживать это
положение 10–15 сек.
3. С максимальной произвольной силой сжать эспандер и вращать кисть в
лучезапястном суставе 6–8 раз в различных направлениях.
4. С максимальной произвольной силой сжать эспандер, в этом положении
«взять» кисть на себя (согнуть в запястье), затем отвести кисть
(разогнуть в запястье) – 10–12 повторений.
5. Сжимать эспандер кончиками пальцев – 10–12 раз.
Включение в работу
свободной руки
Великий русский физиолог И.М. Сеченов обратил внимание, что
работоспособность правой (рабочей) руки восстанавливается быстрее, если
во время паузы отдыха в работу включается левая рука. «Феномен Сеченова»
может быть использован в школьной практике для развития мелкой моторики
кисти в двух вариантах:
• форсирование восстановительных процессов в мускулатуре пальцев,
кисти и предплечья путем включения в паузах отдыха упражнений для
свободной руки (сжимание эспандера и др.);
• расширение технического арсенала рабочей руки путем применения
письма, рисования заданных предметов, фигур, по возможности
старательного, свободной рукой.
Подключение левой (свободной) руки обязательно даст положительный
эффект в виде увеличения работоспособности и улучшения качества письма
основной рукой.
|