1. Прочитайте текст и выполните задания.
(1) Книги Пушкин любил с детства. (2) По словам
его младшего брата Льва, он, еще будучи мальчиком,
проводил бессонные ночи, тайком забираясь в
кабинет отца, и без разбора «пожирал» все книги,
попадавшиеся ему под руки. (3) Сергей Львович,
отец поэта, рассказывал, что Александр уже в
самом младенчестве своем показал большое
уважение к писателям.
(4) Обладая памятью необыкновенной, Пушкин уже
на одиннадцатом году был хорошо знаком с
французской литературой. (5) Пушкин всегда жил в
окружении книг. (6) Сосед по имению, навестивший
его в Михайловском, рассказывал, что он застал
Пушкина за рабочим столом, на котором лежали
журналы, русские и французские альманахи и
словари.
(7) Личная библиотека Пушкина, насчитывающая
три с половиной тысячи книг на русском и
четырнадцати иностранных языках, ныне бережно
хранится в Петербурге.
(По А.И. Гессену)
Задания
1. Определите тему и главную мысль текста.
2. Какими способностями обладал А.С. Пушкин?
Какие книги он читал?
3. Составьте план текста. Подготовьте пересказ
текста.
4. А вы любите читать? Расскажите о вашей любимой
книге.
5. Озаглавьте текст.
6. Объясните значение слов: журнал, альманах,
словарь.
7. Выпишите слова с чередованием гласных в корне
слова.
8. Из предложения 6 выпишите глагол без
приставки.
9. Из предложения 2 выпишите прилагательное,
состоящее из приставки, корня, суффикса и
окончания.
2. Прочитайте текст и выполните задания.
(1) Ночь жила всеми своими шорохами и звуками,
нисколько не нарушая тишины. (2) Все тонуло в
полном мраке, везде черным-черно, однако видно
было все.
(3) Все здесь, в ночном палисаднике, знакомо,
все известно наизусть и все казалось необычным,
сказочным, удивительным. (4) Вершины кленов тонули
в глубине неба, голубоватые звезды тускло
поблескивали на широких, еле заметных
разлапистых листьях.
(Л.Овалов)
Задания
1. Определите тему и главную мысль текста.
2. Какие средства художественной
выразительности использовал автор?
3. Продолжите текст, сохраняя стилевые
особенности.
4. Объясните значение слова палисадник.
5. Подберите синонимы к слову сказочный (3).
6. Выпишите слова с орфограммой «о – ё
после шипящих».
7. Выпишите прилагательное с тремя суффиксами.
8. Из предложения 4 выпишите глагол с приставкой
и произведите его морфологический разбор.
3. Прочитайте текст и выполните задания.
(1) Я не помню утра более глубокого и свежего!
(2) Солнце едва выказалось из-за зеленых вершин, и
сияние первой теплоты его лучей с умирающей
прохладой ночи наводило на все чувства какое-то
сладкое томление. (3) В ущелье не проникал еще
радостный луч молодого дня. (4) Он золотил только
верхи утесов, висящих с обеих сторон над нами. (5)
Густолиственные кусты, растущие в их глубоких
трещинах, при малейшем дыхании ветра осыпали нас
серебряным дождем.
(По М.Ю. Лермонтову)
Задания
1. Определите тему и главную мысль текста.
2. Какие средства художественной
выразительности использовал автор?
3. Определите стиль текста.
4. Объясните значение выражения серебряный
дождь.
5. Выпишите прилагательное, в составе которого
можно выделить два корня. Разберите его по
составу.
6. Выпишите слова с чередующимися гласными в
корне слова. Графически объясните орфограмму.
7. Укажите номер сложного предложения.
8. Из предложения 1 выпишите слово, в котором
звуков больше, чем букв.
4. Прочитайте текст и выполните задания.
«БОРЮТСЯ» ЛИ ДЕРЕВЬЯ МЕЖДУ СОБОЙ?
(1) Очень часто среди густого елового леса,
на вырубках и на старых пожарищах вырастают
березовые рощи или густые осинники.
(2) Откуда берутся лиственные деревья в глухом
еловом лесу?
(3) Ель – растение теневыносливое и очень
медленно растущее. (4) Поэтому вырастают на
полянках не елочки, а светолюбивые и быстро
растущие березки и осинки, семена которых
прилетели сюда издалека. (5) Под густой листвой –
в тени лиственных деревьев – могут расти и
молодые елочки. (6) Постепенно они подрастают,
прижавшись к стройным березкам. (7) Молодые ели
поднимаются одна за другой. (8) Когда березы
начинают умирать, на месте березовой рощи вновь
оказывается еловый лес. (9) Ели отвоевывают у
берез и осин вырубки и пожарища, которые те
первые захватили.
Задания
1. Определите тему и главную мысль текста.
2. А как вы ответите на вопрос, поставленный
автором в заглавии?
3. Выпишите из текста группу родственных слов с
чередованием гласных в корне.
4. Выпишите прилагательные, в составе которых
можно выделить два корня.
5. Из предложения 6–9 выпишите существительные с
нулевым окончанием.
6. Из предложения 3 выпишите слова без окончания.
7. Укажите предложение, в котором подлежащее и
сказуемое выражены именем существительным в
именительном падеже.
8. Из предложения 7 выпишите слова, в которых
количество звуков больше, чем количество букв.
5. Прочитайте текст и выполните задания.
(1) Болотами принято называть избыточно
влажные участки земной поверхности. (2) Обычно
болота образуются на основе озер с закрытым
водообменном. (3) Процесс этот длится долго. (4)
Поверхность озера зарастает водными растениями,
а его дно устилают остатки неразложившихся
растений, которые медленно превращаются в торф.
(5) Водные организмы, другие органические
вещества также оседают на дно.(6) Дно озера
поднимается все выше, вытесняя воду, наконец
озеро исчезает и на его месте появляется болото.
Задания
1. Определите тему и главную мысль текста.
2. Напишите, как образуется болото.
3. Выпишите слова с чередующимися гласными в
корне слова, распределив их на группы.
4. Выпишите слова с приставками на з- – с-.
5. Подберите антоним к слову закрытый.
6. Из предложения 1 выпишите слова, в которых
количество букв и звуков не совпадает. |