1. Прочитайте текст и выполните задания.
(1) Солнце скрылось за снеговыми хребтами и
бросало последние розовые лучи на длинное,
тонкое облако. (2) Снеговые горы начинали
скрываться в лиловом тумане. (3) Только верхняя
линия их обозначалась с чрезвычайной ясностью на
багровом свете заката. (4) Давно взошедший
прозрачный месяц начинал белеть на темной
лазури.
(По Л.Н. Толстому)
Задания
1. Докажите, что перед нами текст.
2. Определите тему и главную мысль текста.
3. Определите стиль текста. Аргументируйте свой
ответ.
4. Какие средства художественной
выразительности использовал автор? Приведите
примеры.
5. Объясните значение слова лазурь.
6. Подберите синонимы к словам: лиловый,
багровый.
7. Укажите номер предложения с однородными
членами и произведите его синтаксический анализ.
8. Из предложения 1 выпишите дополнение,
выраженное существительным в винительном
падеже.
10. Из предложения 2 выпишите именные
словосочетания.
11. Из предложения 1 выпишите глагольные
словосочетания.
12. Выпишите слова с орфограммой «Правописание
безударных гласных, проверяемых ударением».
13. Из предложения 4 выпишите слово с парной
согласной в корне слова. Подберите проверочное
слово.
14. Из предложения 3 выпишите слова, в которых
звуков больше, чем букв.
2. Прочитайте текст и выполните задания.
(1) Вот и солнце спряталось. (2) Стало темно. (3) И
лес, и дальние деревни, и трава – все облеклось в
безразличный, какой-то зловещий цвет.
(4) Деревья перестали покачиваться и задевать
друг друга сучьями. (5) Они выпрямились, только
изредка наклонялись верхушками между собой, как
будто взаимно предупреждали себя шепотом о
близкой опасности. (6) Туча уже обложила горизонт
и образовала какой-то свинцовый непроницаемый
свод. (7) Наступила минута всеобщего
торжественного молчания.
(И.А. Гончаров)
Задания
1. Укажите признаки текста.
2. Определите тему и главную мысль текста.
3. Предположите, о каком явлении природы может
идти речь в данном тексте. Аргументируйте свой
ответ.
4. Озаглавьте текст.
5. Определите стиль текста. Какие стилевые
приметы подтверждают ваш ответ?
6. Укажите номер предложения, в котором
грамматическая основа состоит только из одного
члена предложения.
7. Продолжите утверждение:
Тире в предложении 3 ставится
1) между подлежащим и сказуемым;
2) между однородными членами и обобщающим
словом;
3) в неполном предложении.
8. Укажите номера предложений с однородными
сказуемыми.
9. Из предложения 6 выпишите глагольные
словосочетания.
10. Из предложения 7 выпишите именные
словосочетания.
11. Из предложений 4–6 выпишите существительное,
состоящее из корня, суффикса и окончания.
12. Из текста выпишите слова с орфограммой
«Правописание согласных в корне слова».
13. Из текста выпишите примеры, иллюстрирующие
правило написания слов с парной согласной в
корне слова.
3. Прочитайте текст и выполните задания.
ЖИВОЙ БАРОМЕТР
(1) Кто не знает серую ворону? (2) Но что эта
птица может предсказывать погоду, наверное, не
всем известно.
(3) К ненастью голос у нее звучит глухо, а к
ясной погоде, наоборот, приобретает звонкий,
металлический тембр. (4) Да и сама птица
становится очень подвижной и проворной. (5) К
ненастью же сидит она на суку, нахохлившись,
застыв, словно чучело.
(6) В предсказании погоды ворона никогда не
ошибается и может, несомненно, служить надежным
барометром во время дальней лесной прогулки.
(Н.Каморин)
Задания
1. Объясните смысл названия текста.
2. Какие еще вы знаете приметы, в которых
говорится о предсказании погоды птицами,
насекомыми?
3. Объясните значение слов: барометр, тембр.
4. В каком значении употреблено в тексте слово чучело?
5. Подберите синонимы к словам: предсказывать,
проворный.
6. Укажите номер предложения, в котором
подлежащее выражено местоимением.
7. Из предложения 4 выпишите глагольные
словосочетания.
8. Выпишите из текста слова с орфограммой
«Правописание безударной гласной в корне,
проверяемой ударением».
9. Из предложения 1 выпишите слова, в которых
количество звуков больше, чем букв.
4. Прочитайте текст и выполните задания.
(1) Помните, каким шумным и оживленным был лес
весной и летом? (2) Теперь он стоит перед нами
застывший в какой-то таинственной тиши. (3) Но даже
в этой тишине есть своеобразная
привлекательность. (4) Зеленеют ели, тяжело
распустившие свои ветви, одетые пушистыми
снежными гирляндами. (5) Кругом чернеют березы и
осины, лишенные листвы. (6) Кое-где возвышаются
старые сосны с яркими буро-красными стволами и
раскидистой длинной хвоей. (7) От деревьев,
освещенных косыми холодными лучами, ложатся
длинные серые тени, глаз слепит сверканье
мягкого снега, и свежо дышится острым морозным
воздухом.
(С.И. Огнев)
Задания
1. Определите тему и главную мысль текста.
2. Озаглавьте текст.
3. Определите стиль текста. Аргументируйте свой
ответ.
4. Объясните значение выражений: снежные
гирлянды, в таинственной тиши.
5. А вам в какую пору лес больше нравится?
Напишите сочинение на заданную тему.
6. Укажите номера сложных предложений.
7. Из предложения 7 выпишите глагольные
словосочетания.
8. Укажите номер предложения с однородными
подлежащими.
9. Выпишите из текста слова с орфограммой
«Правописание безударной гласной, проверяемой
ударением».
10. Найдите в тексте слова с непроверяемой
безударной гласной в корне слова.
5. Прочитайте текст и выполните задания.
(1) Среди множества ремесел и искусств,
воздействующих на человеческую душу, нет силы
более доброй и более беспощадной, чем поэзия.
(2) Она все может. (3) Я утверждаю: она сильнее
атомной бомбы! (4) Ведь это разрушающее и творящее
слово.
(О.Ф. Берггольц)
Задания
1. Определите тему и главную мысль.
2. Согласны ли вы с мнением поэтессы О.Берггольц?
Аргументируйте свой ответ.
3. Согласны ли вы с утверждением, что слово может
быть разрушающим и творящим? Приведите примеры.
4. Объясните значение слов: ремесло, искусство.
5. Укажите номер сложного предложения.
6. Какими бывают предложения по цели
высказывания? Свой ответ прокомментируйте
примерами из текста.
7. Из предложения 4 выпишите слово, в котором
звуков меньше, чем букв. |