ТЕМА: Средства выразительности графики: характер и строение
форм; пропорции и масштаб природных форм, графические средства выразительности.
Композиция «О чем говорят деревья».
Цель: 1. Учить анализировать живую форму и сводить ее
к простым геометрическим формам; раскрыть значение пропорций и масштаба для
передачи характера художественного образа; учить изображать деревья.
2. Раскрывать наблюдательность, творческое и образное
мышление; совершенствовать умение и навыки работы с графическими материалами,
учить передавать характер средствами графики.
3. Воспитывать любовь к природе; чувство патриотизма;
бережное отношение к инструментам и материалам; эстетическое восприятие
графики.
Оборудование: материалы, кисть, перо, фломастер,
карандаш, бумага, альбом с шаблонами;
зрительный ряд: репродукции графики М. Митурича,
рисунки деревьев разных пород
Ход урока
I. Организация класса
II. Актуализация опорных знаний
Беседа.
— Что такое графика?
— Какие средства выразительности графики вы знаете?
— Какие инструменты используют художники-графики во
время работы?
— Назовите известные вам виды деревьев.
— Какие внешние признаки позволяют создать такое
разнообразие форм?
— Каким образом художник анализирует природную форму?
III. Мотивация учебной деятельности
Слово учителя с элементами беседы.
Божье создание, Земли нашей, матушки,
Детище милое!
Зыбью зеленою,
Листом кудрявым, ты
Кроешь нас в непогодь,
Греешь в морозный день,
Кормишь в бескормицу...
— Как вы считаете, для чего нужны деревья?
— Умеет ли дерево плакать, страдать?
IV. Объявление темы урока
Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться со
средствами выразительности графики и создадим композицию «О чем говорят
деревья».
V. Изучение нового материала
Слово учителя.
Дерево — одно из прекрасных и полезных творений
природы. Бревна и доски для построения жилищ, дрова, мебель, лодки и корабли,
бумага — большая часть необходимых для человека предметов создана из дерева.
Кора дерева используется в фармацевтической промышленности, листья служат
кормом для скота, из ветвей вяжут веники и метлы. А древесные плоды! Вспомним
только о разных сортах яблок, груш, слив, вишни; различных орехах: лесных,
кедровых, грецких.
Все деревья имеют одинаковое строение: корни, ствол,
ветви, листья. Ветви и листья, их расположение и длина определяют форму дерева.
Крона одних похожа на шар, других — на конус или цилиндр. Не менее важным
моментом, определяющим форму дерева, является соотношение ствола и кроны.
Древние люди наделяли дерево душой и мудростью. Кому
нужно было очиститься, к березке шли, с ней разговаривали. Береза своим
белоснежным платьем всегда людям о чистоте напоминала, а гибкими легкими
веточками — о нежности. Если у кого на сердце было тяжело — приходили к липе.
Мужеству и твердости учились у дуба. Состраданию — у ивы. Чье сердце равнодушно
к чужому горю, тому почаще к иве приходить надо. Попадут ивушкины слезы в
сердце — растопят в нем лед. (Учитель демонстрирует рисунки деревьев разных
пород.) У каждого дерева свой внешний вид и характер. Сосна стройная, осина
трепетная, ель величавая, дуб могучий.
Художники часто изображают деревья на своих полотнах:
у одних деревья создают фон, у других стоят на первом плане. Детальное изучение
формы дерева, подбор графических средств выразительности, применение необычных
техник позволяет художнику не просто реалистически нарисовать дерево, но и
раскрыть его характер, а также свое отношение к изображенному. Свободная манера
рисования тушью, сильные энергичные линии, широкие заливки, условный цвет,
мягкие перекрещивающиеся штрихи карандаша — это лишь немногие графические
средства, с помощью которых художники мастерски создают деревья-образы.
VI. Практическая работа
7. Выполнение тренировочных упражнений.
Задание 1.
Легкими линиями изобразите общую форму кроны. Какие
геометрические формы она напоминает? (Используется альбом с шаблонами.)
Задание 2.
Учитель выбирает несколько пар учащихся, которые
рассказывают о деревьях, изображенных в альбоме с шаблонами.
Посмотрите на эту дикую яблоню, припорошенную снегом,
с несколькими оставшимися красными яблоками, сухими трепещущими листьями. А
эти два деревца, тесно прижавшись друг к другу, пытаются согреться и выстоять в
зимнюю стужу.
— О чем говорят эти деревья?
2. Создание композиции «О чем говорят деревья».
Нарисуйте два деревца, которые отличаются формой,
силуэтом, размещением веток: мудрый дуб, или скромную березку, или стройный
подтянутый тополь, или грустную иву. Подчеркнуть характер дерева, его возраст
помогут фактура коры и корней.
В ходе работы учитель проводит индивидуальный инструктаж.
VII. Завершение урока
Демонстрация лучших творческих работ. Задание на
следующий урок: принести бумагу, ручки, карандаши, тушь, фломастеры,
фотографии домашних питомцев (собак, кошек, птиц и т. д.). |