Цель: 1. Ознакомить с масштабом, пропорциями, лаконичностью
форм многофигурной скульптуры.
2. Учить распознавать материалы, создавать объемные
формы из нетрадиционных для скульптуры материалов; усовершенствовать работы с
разными материалами в процессе создания объемных композиций; развивать
творческое воображение.
3. Воспитывать эстетический вкус, любовь и бережное
отношение к растительному миру; учить понимать искусство.
Оборудование: материалы: бумага; клей; ножницы; лист
картона белого цвета формата А4; альбом с шаблонами;
зрительный ряд: репродукции: Мирон. «Афина». «Битва
богов и гигантов», «Император Август», «Скульптуры убранство собора в Шартре»;
фотография с изображением макета «Цветы для фонтана»; схемы выполнения цветов
(оригами).
Ход урока
I. Организация класса
II. Актуализация опорных знаний
Беседа.
— Какие материалы наиболее долговечны? Зависит ли
выбор материала от назначения скульптуры?
— Из каких материалов скульптор выполняет эскизы своих
произведений?
III. Мотивация учебной деятельности
Слово учителя.
Каждому из вас хочется учиться в красивой школе с
учебными кабинетами, украшенными живыми цветами, росписью на стенах, оконными
витражами. Представьте, что в школе есть фонтан, украшенный скульптурой.
IV. Объявление темы урока
Сегодня мы создадим эскиз скульптурной группы для
украшения школьного фонтана.
V. Изучение нового материала.
Слово учителя.
В ходе рассказа учитель демонстрирует репродукции
скульптур.
Во всех видах скульптурных работ, которые мы уже
рассмотрели, использовались общепринятые материалы: дерево, мрамор, глина,
бронза. Но настоящий художник использует материалы, казалось бы, совершенно
далекие от скульптуры.
Куски проволоки в руках художниках оживают,
превращаясь в своеобразную «графическую скульптуру», в которой автор выделяет
лишь главное, а воображение зрителя уже дополняет второстепенные детали.
Работу с такой скульптурой следует начинать с эскизов на бумаге, а затем
переходить к работе с проволокой. Лучше использовать медную проволоку толщиной
3 мм; более тонкая подходит для мелких деталей.
Скульпторы часто используют в своей работе
строительные материалы. Из поролона делают фигурки животных: его пружинистая
легкость позволяет создавать правдивый и выразительный образ. Скульптура,
сделанная из бумаги, конечно, не мржет передать реальный объем, поэтому его
создают условно, при помощи сочетания разрезанных кусочков гладкой бумаги
(изогнутых или насквозь прорезанных).
Несмотря на такое разнообразие «нескульптурных»
материалов возможности скульптора все же ограничены: он может создать только
маску, голову или бюст (изображение по грудь), при этом подставка бюста имеет
разнообразную форму. Изображение человека по пояс называется полуфигурой, а
изображение во весь рост — статуей.
Но сегодня мы остановимся на многофигурной композиции,
называемой скульптурной группой.
При создании как одиночной, так и многофигурной композиции
скульптур учитывает размеры, пропорции, масштаб, целостность объемной формы.
Чаще изготавливаются фигуры ненатуральных размеров. И это не случайно. В
монументальной и монументально-декоративной скульптуре сама задача диктует
использование больших размеров, так как именно они выражают идеи времени. А в
станковой скульптуре используются размеры меньше натуральных.
Большая роль отводится пропорциям. Древние греки считали,
что силу, грацию, благородство фигуры, изображающей человека, можно передать,
применяя точные пропорции. Греческий скульптор Поликлет за основу пропорций
брал размер головы. Голова должна составить 1/7 часть тела, т. е. в росте
человека голова должна уложиться 7 раз. Лисипп выбрал другой канон. По Лисиппу
голова человека составляет 1/8 часть тела, поэтому скульптуры Лисиппа имеют
несколько удлиненные пропорции. В скульптурах Боттичелли голова составляет 1/9
часть тела, основная единица измерения головы — нос. Пропорции активно влияют
на образное решение скульптуры. Вытянутые пропорции придают некоторую
изысканность, пропорции Поликлета создают иной образ человека мощного,
атлетического. В скульптурных украшениях Шартрского собора есть фигуры
коренастые, все пропорции которых укорочены. Так скульптор передает образы
реальных людей. (Демонстрация репродукции «Скульптурное убранство собора в
Шартре»). А фигуры святых, которые также украшают этот собор, имеют сильно
вытянутые пропорции.
Особенно сложно построить композицию группы. Как и фигура,
группа должна сохранить единый четкий общий силуэт. Фигуры должны быть
расположены близко друг к другу. Общий силуэт, четкость каждой фигуры, — основы
композиции скульптурной группы.
VI. Практическая работа
1. Слово учителя.
Сегодня на уроке мы создадим декоративную скульптурную
группу для украшения школьного двора или фонтана. (Демонстрация фотографии с
изображением макета «Цветы» для фонтана.) Эта группа состоит из объемных
цветков, каждому из которых нужно найти такое место, чтобы вся композиция была
целостной и сохранялся четкий силуэт. Во время работы соблюдайте пропорции
(соотношение цветка к стеблю, одного цветка к другому) и масштаб.
2. Изготовление цветка.
А теперь давайте выполним такой цветок. Если вы раньше
сталкивались с оригами, то знаете, что оригами имеет несколько базовых форм. В
основе цветка лежит базовая форма «квадрат» (самый большой цветок не должен
выполняться из квадрата, сторона которого превышает 10 см).
Схема выполнения работы.
Учитель напоминает правила работы ножницами.
Цветок
1. Перегни квадрат по средним линиям и переверни его.
2. Перегни по двум диагоналям и снова переверни
квадрат.
3. Надави в центр и собери все четыре уголка вместе,
сгибая бумагу по намеченным линиям.
4. Обрати внимание — у базовой формы «квадрат» два
разных угла. Один — нераскрывающийся, «глухой», а другой — раскрывающийся.
5. Переверни квадрат раскрывающимся углом вверх и
отогни углы, как показано на рисунке.
6. Согни углы повторно по намеченным линиям.
7. Придай цветку объем, расправив бумагу изнутри.
Стебель
Чтобы выполнить стебель, за основу берем базовую форму
— воздушный змей.
1. Сложи базовую форму воздушного змея и согни ее
верхние стороны к центральной вертикали.
2. Нижние стороны снова согни к центральной вертикали.
3. Согни фигуру пополам, чтобы отмеченные точки
совпадали.
4. Еще раз согни пополам, но в другом направлении.
5. Потяни за внутренние треугольники и слегка выдвинь
их направо. Сожми низ фигуры пальцами — закрепи новую линию сгиба.
6. Стебель готов!
Детали готовы, соберем цветок. Для этого делаем
отверстие у основания цветка, смазываем его клеем и надеваем цветок на стебель.
Таким образом изготавливаем несколько цветков и составляем композицию.
Размеры цветов и стеблей зависят от размеров выбранных
вами квадратов. Эта миниатюрная модель скульптурной группы выполнена из бумаги
в технике оригами. Из каких материалов выполнялась бы эта скульптура в
натуральную величину?
Учащиеся самостоятельно работают над созданием композиций,
учитель проводит индивидуальный инструктаж.
VII. Завершение урока
Конкурс на лучшую композицию. Анализ изготовленных
скульптурных групп. Задание на следующий урок: принести цветную бумагу, клей,
ножницы. ВНИМАНИЕ! Большое количество схем оригами Вы найдете на нашем сайте.
|