Цели: 1. Формировать общее понятие шрифта, познакомить
с некоторыми из них, областью их применения; продолжать знакомство с
творчеством украинского художника-графика Г. Нарбута.
2. Развивать творческое мышление, воображение в
процессе разработки буквицы, слова-образа, монограммы.
3. Воспитывать интерес и любовь к книге, учить бережно
к ней относиться и ценить труд ее создателей.
Оборудование: материалы: лист бумаги, гелевые черные и
цветные ручки, фломастеры, цветные карандаши, перья, тушь, краски, кисти,
альбом с шаблонами;
зрительный ряд: репродукции Г. Нарбута. украинские
азбуки; виды основных шрифтов; образцы буквиц, монограмм; детские работы на
тему «Слово-образ».
Ход урока
I. Организация класса
II. Актуализация опорных знаний
Беседа.
— Каким способом можно изложить свои мысли?
— При помощи чего мы излагаем мысль на бумаге?
— Одинаковый ли у вас почерк? Как вы думаете, почему?
— В каких случаях мы говорим, что человек красиво
пишет?
— Может ли характер человека отразиться на его
почерке?
III. Объявление темы урока
Тема урока — «Композиция в графике». Сегодня мы остановимся
на шрифтовой композиции.
IV. Изучение нового материала
1. Ознакомление со шрифтами.
Без шрифта нельзя художественно оформить книгу или журнал,
нарисовать красочную этикетку на упаковке промышленной продукции. Мы не
задумываемся, почему именно этим, а не другим шрифтом выполнена реклама или
плакат, заглавие на книжной обложке или надпись на вывеске магазина.
Напечатанные, написанные или нарисованные буквы, которые имеют определенную форму,
составляют шрифт. Культура разных эпох отразилась на рисунке шрифтов: античная
эпоха оставила нам замечательный образец римского шрифта, средневековье с
готическим стилем в архитектуре подарило готические шрифты, Ренессанс —
антикву, а в эпоху романтизма было создано множество живописных, орнаментированных
шрифтов. И в то же время, с развитием промышленности и торговли, потребовались
простые, броские и выразительные шрифты.
Давайте рассмотрим некоторые из них. (В ходе рассказа
учитель демонстрирует изображения шрифтов.) Римский капитальный шрифт лежит в
основе всех современных латинских шрифтов. Отличаясь простотой форм, он
является классическим образцом красоты и торжественности. Может использоваться
в дипломах, почетных грамотах, архитектурных сооружениях. Тяжеловесные и
громоздкие шрифты вряд ли стоит использовать как текстовые. Существуют
рукописные, каллиграфические и свободно написанные кистью шрифты. Декоративно
выглядят надписи на визитной карточке, приглашении. Хорошо выглядят с контурными
шрифтами плакаты, афиши. Национальные шрифты лучше использовать для надписей
с национальной тематикой. Декоративные, орнаментальные шрифты — для оформления
этикеток, упаковки, произведений художественной литературы.
2. Знакомство с «Украинской азбукой» Г. Нарбута.
Большой вклад в развитие книжной графики внес гениальный
график, гордость украинского изобразительного искусства Георгий Иванович
Нарбут. «Украинская азбука» — взлет его дарования. (Демонстрация «Украинской
азбуки»). В черно-белых рисунках он воплощал бесчисленное количество самых
разных, порой несовместимых персонажей, а также передавал очарование украинской
природы. В иллюстрациях к азбуке Г. Нарбут объединил различные предметы,
начинающиеся на одну и ту же букву. В листе «М» — медведь, монастырь, мостовая;
лист «3» — заяц, звезды, зима; лист «Л» — лев, лебедь, лира. Обратите внимание,
как буквицы декорированы цветами, именно буквица является главным элементом
композиции страницы, с нее начиналось первое слово текста. В рукописных книгах
мастер-каллиграф писал буквицу гусиным пером или специальными палочками.
Включая какие-либо образы живых существ (зверей, птиц, насекомых, рыб) в
написание букв, можно получить букву-образ, а соединяя буквы неопределенной
формы в единую композицию — слово-образ. (Демонстрация детских работ на тему
«Слово-образ».) Если первые буквы имени и фамилии составить в определенную
композицию — получается монограмма. Монограммой многие художники подписывают
свои картины.
V. Практическая работа
Выполнение тренировочных упражнений.
В основе всех заданий лежит изучение шрифтовых композиций.
Одни задания требуют точного мастерского повторения, в других необходимо
проявить богатую фантазию, творческое мышление.
Задание 1.
В альбоме представлены некоторые виды шрифтов. Выбрав
один из них, напишите свое имя (на отдельном листе).
Задание 2.
Напишите монограмму, состоящую из букв вашего имени и
фамилии (на отдельном листе).
Задание 3.
Создайте букву-образ или слово-образ (задание можно
выполнить в альбоме с шаблонами).
Учитель дает возможность учащимся самим выбрать два
любых задания, озвучив при этом критерии оценивания.
VI. Завершение урока
Проверка выполнения заданий, оценивание. Задание на
следующий урок: принести бумагу, кисти, подберите стихи о цветах. |