Цель: 1. Ознакомление с природным материалами и
произведениями искусства из камня, плодов, сухих листьев.
2. Развивать творческое художественное восприятие
окружающего мира; учить видеть пластику форм, движение, образ будущей скульптуры
в природных формах.
3. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе,
развивать интерес к явлениям природы, наблюдательность.
Оборудование: материалы: шишки, желуди, орехи, сухие
листья и цветы, корни, камешки, ракушки; клей, ножницы, пластилин, краски, кисти;
альбом с шаблонами;
зрительный ряд: поделки из камней; объемная скульптура
из шишек «Лесовичок»; аппликация из сухих листьев «Осень»; природные материалы,
используемые в композициях (сухие листья, шишки, камни, ракушки и т. д.)
Ход урока
I. Организация класса
II. Актуализация опорных знаний
Беседа.
— Какие произведения скульптуры относятся к анималистическому
жанру?
— Как называется состояние покоя, движения?
— Назовите известный вам природный материал.
III.
Мотивация учебной деятельности
Слово учителя.
Природа не только подарила человеку возможность
любоваться ее красотой, она наградила его удивительной способностью фантазировать,
создавать что-то необычное из природных даров.
IV. Объявление темы урока
Сегодня на уроке мы создадим галерею сказочных образов
из природного материала.
V. Изучение нового материала
Слова учителя.
В ходе рассказа учитель демонстрирует поделки и скульптуры
из природных материалов.
Природа — мастерская художника. Отсекая лишнее и добавляя
недостающее, человек превращает дары природы в различные фигурки. Украшение
предметов обихода или создание поделок из природных материалов, таких как кора,
сучки, шишки, скорлупа орехов, сухие листья и цветы, берет свое начало еще в
древности. Пристальное вглядывание в природу породило новый вид творчества —
«лесную скульптуру» (скульптура из корней, сучков, веток). Ветка дерева может
подсказать различные образы. И только творческая фантазия человека обогатит
этот недосказанный самой природой элемент. Любой камень, растение — это часть
скульптуры, созданная природой. Надо ее только закончить — и вы увидите
зверя, птицу или какой-нибудь фантастический персонаж. Вот камни превратились в
божью коровку, листик — в бабочку, веселого человечка. А для создания образа
осени можно использовать листья.
VI. Практическая работа
Создание композиций из природных материаловю.
Учитель напоминает правила работы с ножницами.
Давайте создадим из природных материалов сказочный мир
лесных человечков, диковинных птиц, животных. Рассмотрите природные материалы;
определите, на что они похожи.
При изготовлении композиции учитывайте свойства и
особенности материалов. Отдельные детали: руки, ноги, бороды, клювы — можно
крепить клеем, пластилином, проволокой.
Учитель во время самостоятельной работы учащихся помогает
решать вопросы соединения отдельных деталей.
VII. Завершение урока
Демонстрация композиций из природных материалов.
Задание на следующий урок: принести краски, кисти, фломастеры, бумагу. |