Цель: 1. Ознакомить со статикой и динамикой в скульптуре;
определить в скульптурной композиции роль ритма элементов; обратить внимание
учащихся на выбор ракурса восприятия круглой скульптуры.
2. Усовершенствовать умения и навыки работы с бумагой;
развивать наблюдательность, творческое воображение; учить осуществлять идею
создания рельефной композиции, использовать ритм, фактуру, плановость.
3. Воспитывать любовь к родному краю, интерес к
изучению традиций украинского народа, аккуратность при выполнении работ.
Оборудование: материалы: три листа белой бумаги, клей,
ножницы; альбом с шаблонами; зрительный ряд: репродукции «Статуя царевича
Рахотепа и его жены Нофрет», «Статуя царского писца Каи», Мирон «Дискобол»,
«Ника Самофракийская», О. Роден. «Гражданам города Кале», «Рельеф гробницы в
Саккара»; образец детской работы «Бабушкин домик»; литературный ряд: отрывки
из произведений Т. Шевченко.
Ход урока
I. Организация класса
II. Актуализация опорных знаний
Беседа.
— Какие существуют виды скульптуры?
— Каковы особенности круглой скульптуры и рельефа?
— Назовите материалы и инструменты, используемые
скульпторами во время работы.
— Чем отличается скульптура от произведений живописи
и графики?
III. Объявление темы урока
Сегодня на уроке мы познакомимся с элементами
композиции, применяемыми скульптором в процессе создания произведения, будь То
круглая скульптура или рельеф.
IV. Изучение нового материала
Восприятие произведений искусства с элементами беседы.
В ходе рассказа учитель демонстрирует произведения.
Рассмотрите статуи царевича Рахотепа и его жены
Нофрет, а также статуи сидящего писца Каи. Фронтально расположенные фигуры
скульптур изображают момент неподвижности.
А теперь посмотрите на древнегреческие статуи
«Дискобол» и Нику Самофракийскую.
Дискобол готовится к броску; движения крылатой богини
победы стремительны и порывисты, складки одежды развиваются по ветру.
Скульптуры сами по себе неподвижны, но изображают движение.
Термины «статика» (неподвижность) и «динамика» (движение)
изучаются физикой, однако они используются и в искусстве: и статика, и
ди- Дискобол Ника
намика участвуют в создании Самофракийская
образа.
Для того чтобы адекватно оценить скульптурное произведение,
необходимо правильно выбрать точку зрения, которая называется ракурсом (в пер.
с фр. raccourcir— «сокращенный»). Не на все скульптуры нужно смотреть
только фронтально или в профиль. Например, статуя «Дискобол» создана в сложном
развороте, и чтобы понять замысел автора, необходимо рассмотреть ее в разных
ракурсах. Определите самостоятельно статичность и динамичность скульптур.
Докажите правильность своих суждений. (Во время работы используется альбом с
шаблонами).
Мы рассмотрели такие понятия в скульптуре, как
динамика, статика, и определили важность ракурса. А теперь изучим применение
ритма. Ритм — это равномерное чередование соизмеримых единиц. В круглой
скульптуре основа — объемные формы. Ритм будет проявляться в чередовании или
повторении объемных форм.
А как же проявляется ритм в объемных формах?
Рассмотрите рельеф гробницы Саккара «Возвращение стад». В верхнем фризе
однообразно повторяются посохи идущих, поднятые руки с кнутами, движение шагов
— четкое чередование. Слуги усопшего фараона ведут быков, ступающих с
царственной важностью. Этот равномерный, почти однообразный ритм вместе со
статичностью изображения создают впечатление чего-то вечного; всегда пастух
будет пасти стада — эти вереницы живых существ движутся в вечность. Заметно
чередование иероглифических знаков, заполняющих в верхней части пустоты между
фигурами.
Ритм может быть очень сложным, как в скульптурной
группе О. Родена «Гражданам города Кале». Группа состоит из шести человек,
идущих на смерть. Это разные люди: молодые, старые, сильные, слабые, но они
поддерживают друг друга. Как скульптор передает эту мысль? Он использует ритм:
трое идут впереди, трое оборачиваются; сильный идет рядом со слабым. Три пары,
и в каждой паре один идет, а другой отстает — это и есть проявление ритма.
На предыдущих уроках, посвященных изучению произведений
скульптуры, мы говорили о плановости в рельефных композициях, которая ярко
выражается в горельефах. Здесь не менее важная роль отводится фактуре.
V. Практическая работа
Сегодня мы будем (изготавливать из бумаги рельефную
композицию «Бабушкин домик».
В Украине строились глиняные избы и крылись соломой.
Они казались белоснежными на фоне садов и лугов.
Гладкая поверхность бумаги поможет нам создать поверхность
мазанки (глиняной избы), передать округлость и мягкость очертаний. (В ходе
рассказа учитель демонстрирует образец детской работы «Бабушкин домик».)
Работая в технике бумагопластики можно создать
несколько планов: едва уловимый дальний план и выступающий вперед передний
план.
Повторение правил работы с ножницами. Этапы выполнения
работы.
1) Определите, какое количество планов будет в вашей
композиции.
2) Начинайте работу с главного элемента, то есть
самого дома. Постарайтесь не делать резких поворотов форм, а придайте мягкость
линиям, плавность формам, чтобы передать имитацию строительного материала —
глины.
3) «Соломенную» крышу выполняйте из нескольких полосок
бумаги, один край которой мелко порежьте.
4) Первый план может быть решен изображением забора,
дерева, цветов, скамеек, т. е. всего того, что может находиться перед самим
домом.
5) Не лишайте композицию пейзажных деталей: солнца,
облаков, птиц, бабочек и т. д.
Учитель во время работы проводит текущий инструктаж,
оказывает помощь, поддерживает творческую инициативу учащихся.
VI. Завершение урока
Демонстрация работ. Выставка композиций. Задание на
следующий урок: принесите цветную бумагу, клей, ножницы. |