Цель: 1. Дать общую характеристику целостной композиции;
ознакомить с монохромной живописью; обратить внимание на подбор художественных
техник для создания пейзажей определенного настроения.
2. Закрепить умения и навыки получения новых цветовых
оттенков, изменение насыщенности, светлоты и светлотности одного цвета.
3. Воспитывать любовь к родной природе, умение видеть
прекрасное; развивать интерес к пейзажной живописи.
Оборудование:
материалы:краски, кисти, бумага, палитра; альбом с шаблонами;
зрительный ряд: репродукции картин: Н. Пономарев. «В
Бенгальском заливе», У. Тансыкбаев. «Река Гунт»; образцы работ: пейзаж,
натюрморт;
литературный ряд: стихотворения 3. Федоровской
«Осень», В. Фетисова «Синий вечер», А. Пушкина «Гонимы вешними лучами...», И.
Сурикова «Лето».
Ход урока
I. Организация класса
II. Актуализация опорных знаний
Беседа.
— Что собой представляет ахроматический ряд цветов и
какими признаками характеризуются цвета этого ряда?
— Какие цвета мы относим к хроматическому ряду?
Назовите их основные признаки.
— Что мы понимаем под светлотой, насыщенностью и цветовым
тоном?
III. Объявление темы урока
Тема урока — «Композиция в живописи». На примерах пейзажной
живописи мы узнаем, как цвет и живописные техники передают основную идею
произведения, настроение. Мы будем работать одним цветом, получая новые
оттенки.
IV. Изучение нового материала
7. Слово учителя.
Богатство и характер оттенков, используемых в картине
и ее отдельных частях как превалирующий подбор тонов, называется колоритом. Он
обогащает живопись, насыщая ее переливами и красочными оттенками. Каждая
работа может быть колористически богатой или бедной. Набор красок, которые
использует художник, и их смешение образуют палитру. Ее можно обогатить
способом нанесения краски.
2. Восприятие произведений искусства.
Давайте рассмотрим репродукции, представленные в
альбоме с шаблонами.
В картине «В Бенгальском заливе» Н. Пономарева
использован лишь один цвет, такая живопись называется монохромной. Какая тишина
и покой водной глади! Художник достиг передачи такого настроения, используя
технику гризайль.
В репродукции У. Тансыкбаева «Река Гунт» колорит
сводится к фиолетовому цвету. Но только богатство различных цветовых оттенков
одного и того же цвета позволяет передать величие гор.
Как же художник получает такое изобилие различных цветов?
Смешение одной краски с другой, взятых в разных пропорциях и разбавленных
разным количеством воды, дает новые цвета и оттенки.
V. Практическая работа
1. Слово учителя.
Сегодня на уроке вы будете создавать пейзаж-настроение
по литературным поэтическим произведениям. Послушайте их.
Осень
Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила:
Пожелтел орешник, и зарделись клены,
В пурпуре осеннем только дуб зеленый.
Утешает осень.
— Не жалейте лето!
Посмотрите — роща золотом одета!
3. Федоровская
Синий вечер
Вечер зимний В небе синем Звезды синие зажег. Ветки
сыплют Синий иней
На подсиненный снежок.
За ветвями Дом синеет, Крытый синей ватою. Тени ходят
по стене Сеткой синеватою.
Красит синькою мороз В окнах незабудки И зевает V
Синий пес
Возле синей будки.
В. Фетисов
* * *
Гонимы вешними лугами
С окрестных гор уже снега.
Сбежали мутными ручьями
На потопленные луга.
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречала утро года:
Синея блещут небеса.
Еще прозрачные леса
Как будто пухом зеленеют...
А. Пушкин
Лето
Ярко солнце светит,
В воздухе тепло,
И, куда не
глянешь,
Все кругом светло.
По лугу пестреют
Яркие цветы,
Золотом облиты
Темные листы.
Дремлет лес: ни звука, —
Лист не шелестит,
Только
жаворонок
В воздухе звенит.
И. Сушков
Каждое стихотворение можно перевести на язык цвета.
Попробуем это сделать и выделить превалирующий цвет того или иного времени
года.
Например:
осень: зарделись клены, роща золотом одета — желтый,
оранжевый;
зима: в небе синем, звезды синие, синий иней,
подсиненный снежок... — синий;
весна: синея блещут небеса, прозрачные, пухом зеленеют
— зеленый, голубой;
лето: яркое солнце, светло, яркие цветы, золотом
облиты темные листы — красный.
2. Работа учащихся.
Задание 1.
Создайте монохромную композицию определенного времени
года, разбавляя водой один цвет в разных пропорциях. (Образцы подобных работ
представлены в альбоме с шаблонами.)
Работайте аккуратно, не торопясь.
Задание 2.
Создайте пейзажную композицию, взяв превалирующий
цвет, при помощи разных оттенков.
В ходе работы учитель индивидуально консультирует учащихся,
помогает в выборе той или иной техники.
VI. Завершение урока
Подведение итогов, демонстрация работ и определение
настроения той или иной композиции.
Задание на следующий урок: принесите одноцветный
пластилин, доску, стеки, картон 10 х 10 см. |