Конспект
урока математики в 1 классе по учебнику
Э.И.
Александровой Цели: 1. Восстановить в памяти способы сравнения предметов по изученных
признакам, подвести к знакомству с новой величиной «масса», учить сравнивать
предметы по массе и записывать результаты сравнения с помощью формул и схем.
2.
Развивать умение сравнивать, наблюдать, сопоставлять, анализировать.
3.
Воспитывать усидчивость, терпение, интерес к математике.
Оборудование: книга Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей», чашечные
весы, макет воздушного шара, предметы для взвешивания, полоски бумаги, нитки, 4
мешочка с песком (2 имеют одинаковую массу), демонстрационные карточки (длина,
объем, периметр, масса), 2 кубика одинакового цвета и размера, но разные по
массе, 2 колпачка из бумаги.
Тип урока: изучение нового материала
Формы работы: фронтальная, работа в парах.
Ход
работы.
Орг.момент.
Проверка
готовности к уроку.
Актуализация опорных знаний.
-
Ребята, сегодня на уроке мы попали в гости к коротышкам из Цветочного города.
Дело в том, что самый главный коротышка – Знайка решил построить воздушный шар.
(Чтение отрывка из книги – глава шестая) «Знайка, который очень любил читать,
начитался в книжках о дальних странах и разных путешествиях. Часто, когда
вечером нечего было делать, он рассказывал своим друзьям о том, что читал в
книжках. Малыши очень любили эти рассказы. Им нравилось слушать о странах,
которых они ни разу не видели… Некоторые предлагали совершить пеший поход,
другие предлагали плыть по реке на лодках, а Знайка сказал: «Давайте сделаем
воздушный шар и полетим на шаре.»
-
Ребята, поможем коротышкам сделать воздушный шар? (Да.)
-
С чего нужно начать строительство воздушного шара? (Нужно сплести сетку. Для
этого необходимо выбрать подходящие нитки.)
-
Что значит «подходящие нитки»? (Нитки должны подходить по длине, толщине,
материалу, цвету.)
-
Чему вы научились, выбирая нитки для сетки? (Сравнивать по длине и толщине.)
-
Выберите 4 подходящие нитки. (Дети работаю в паре, подбирают нитки одинаковой
длины. Чертят отрезки в тетради.)
-
Как можно записать результат измерения величин? (На доске появляется надпись «Длина»;
L1=L2)
-
Теперь поможем коротышкам изготовить корзину. Из чего она состоит? (Из бортиков
и донышка.)
-
Как к бортику выбрать подходящее донышко? Что у них должно быть одинаковым?
(Периметр.) На доске появляется надпись «Периметр».
-
Что такое периметр? (Сумма длин всех сторон любой фигуры.)
-
Покажите, как можно сравнить периметр двух прямоугольников. (У детей на столах
заготовки для изготовления корзины. Дети работают в парах. Записывают в тетрадь
P1=P2)
-
Итак, нитки у нас есть, корзина тоже. Что еще необходимо, чтобы получился
воздушный шар? (Надуть шар.)
-
Послушайте, как работали коротышки. (Чтение отрывка – глава шестая.) «Работа по
надуванию шара продолжалась два дня и прекратилась тогда, когда шар стал
величиной с дом. После этого Знайка завязал веревочкой трубку, которая была
снизу, чтобы из шара не выходил воздух, и сказал: «Теперь шар будет сохнуть, а
мы с вами примемся за другую работу».
-
Мы хорошо помогали коротышкам, а теперь немного отдохнем.
Физминутка.
Создание проблемной ситуации.
-
Помогая коротышкам, мы подготовили воздушный шар к путешествию. (Достаю из-под
стола воздушный шар. Дети и не подозревали, что появится настоящий воздушный
шар.)
-
«В это время Знайка велел коротышкам наполнить несколько мешков с песком и
положить в корзину. «Эй, зачем вам мешки с песком?» - закричал Топик, который
сидел верхом на заборе. «А вот мы поднимемся и будем вам сверху на головы
бросать», - сказал Знайка. (Глава седьмая.)
-
Ребята, а правда, зачем нужны мешки с песком? (Выслушиваются версии детей.)
-
Мешки нужны для того, чтобы поддерживать воздушный шар на определенной высоте.
У меня есть несколько мешков с грузом. Внешне они одинаковы. Как выбрать
подходящий? ( Кладу мешочки в корзину. Шар не летит. Дети предлагают по-очереди
убирать из корзины мешочки.)
-
По какому признаку будем выбирать мешочки? (По
весу, грузу, массе.)
IV. Изучение нового материала.
-
Умеем ли мы выбирать предметы по массе? (Нет.)
-
Чему нам предстоит научиться? (Сравнивать предметы по массе.)
(На
доске появляется надпись «Масса».) А с помощью чего можно измерить массу?
(Взять в руки, с помощью весов. На столе появляются чашечные весы.)
-
У меня в руках 2 кубика. Сравните их. (Одинаковая форма, цвет, размер.)
-
Верно. Все одинаковое. (Быстро прохожу по рядам и показываю кубики. В руки
детям не даю.)
-
Итак, все видели, что кубики одинаковые. А теперь закройте глаза. (Кладу кубики
на весы, накрываю разноцветными колпачками.)
-
Откройте глаза. Посмотрите на весы. По какому признаку сравнивают предметы на
весах? (По массе.)
-
Что вы видите? (На одной чаше весов тяжелый предмет, а на другой – легче.)
-
А как вы это понимаете? (Там, где чаша весов ниже, там предмет тяжелее.)
-
А что я могла положить на весы? (Предположения детей. Но никто не думает, что
там кубики.)
-
Хотите узнать, что там под колпачками? (Да.)
(Убираю
колпачки. Дети видят, что на весах те самые кубики, которые были им показаны.
Реакция удивления: «Этого не может быть!», «Чудеса», «Как же так?»)
-
А как вы думаете, как же так получилось? Вы же видели, что кубики одинакового
размера, цвета, формы. (К доске приглашается один ученик, который берет в руки
кубики. Сразу замечает, что один кубик тяжелее. Значит там что-то есть. Дети
приходят к выводу, что известных признаков мало для сравнения. Массу невозможно
определить на глаз.)
-
Ребята, а как вы думаете, есть ли в математике какое-нибудь обозначение этой
величины? (Наверное, есть.)
-
Масса обозначается латинской буквой M.
Физминутка.
V. Закрепление изученного.
-
А теперь откроем учебники на с.100 №3. Рассмотрите рисунки. Подберите к каждому
рисунку подходящую схему. (Работа ведется в парах. Сначала дети обсуждают, а
затем фронтальная проверка.)
-
Проверим, что же у вас получилось. (Схема 1 подходит к 3 рисунку, схема 2 – ко
2 рисунку, схема 3 – к 1 рисунку.)
-
Как вы это определили? (Смотрели на чашу весов. Чем чаша ниже, тем масса
предмета больше.)
VI. Итог урока.
-
Ребята, мы хорошо потрудились на уроке. С какой величиной мы сегодня
познакомились? (С массой.)
-
При помощи чего можно сравнивать предметы по массе? (С помощью весов.)
-
Кому было интересно на уроке, кто остался доволен своей работой? Отметьте успех
на уроке, закрасив в тетради прямоугольник. (Красный цвет – доволен, все понял,
синий – не очень, не все получилось, не все понял, зеленый – не доволен, ничего
не понял.)
- На
этом наш урок окончен.
|