Принципы организации конкурса эрудитов:
1. Использование знаний и умений учащихся,
приобретенных на уроке.
2. Развитие интереёа к предмету и потребности к
углублению и расширению знаний.
3. Предоставление уiащимся равных возможностей.
В конкурсе могут участвовать от 3-4 учащихся в
каждой команде. Команды заранее готовят себе
название, девиз, эмблему.
ХОД КОНКУРСА
Итак, мы сегодня с Вами проводим конкурс
Эрудитов. Хочу представить Вам многоуважаемое
жюри: 6 человек. Предоставляем слово участникам
конкурса.
Поочередное представление команд: название,
девиз, эмблема, класс. Жюри оценивает
представление команд по 5-балльной шкале.
1 тур «Происхождение слов»
Каждой команде выдаются карточки, на которых
написано происхождение слов. Учитель зачитывает
слово команды, поднимают карточки. Правильный
ответ, оценивается 5 баллами.
1. Пробирка – это слово ...
а) латинское;
6) русское;
в) французское;
г) испанское;
д) итальянское.
Ответ: русское.
2. Утюг – это слово ...
а) турецкое;
б) китайское;
в) русское;
г) финское;
д) немецкое.
Ответ: турецкое.
3. Гипотеза – это слово ...
а) голландское;
б) латинское;
в) греческое;
г) австрийское;
д) русское.
Ответ: греческое.
4. Ракета – это слово ...
а) русское;
б) немецкое;
в) английское;
г) китайское;
д) греческое.
Ответ: немецкое.
5. Орбита – это слово ...
а) французское;
б) английское;
в) русское;
г) латинское;
д) немецкое.
Ответ: латинское.
При совпадении набранных очков у команд
можно использовать конкурс «Азбука».
Вывешивается плакат с буквами алфавита. По
одному участнику из каждой команды поочередно в
алфавитном порядке называют фамилии ученых
(физиков, математиков, астрономов), начинающихся
на очередную букву.
Например: А. Ампер (Архимед), Б. Бор (Беккерель,
Биберман), А. Вольт (Вавилов, Вебер), Г. Герц (Дж.
Генри, Гейгер), Д. Джоуль (Декарт Р), Е. Евклид, Ж.
Жолио-Кюри (Зиверт, Завойский), Иваненко (Иоффе),
Комерлинг (Комптон А., Кюри, Купер), Э. Х Ленц
(Лоренц, Ленард Ф.), Дж. Максвелл (Маркони, Марс ден
Э), Николсон У, Г. Ом, В. Паули (Перегрин, Попов А. С.,
Прохоров, Пуассон С. Д.), В. Рентген (Э. Резерфорд, И.
Риттер), А. Сахаров (Столетов А. Г., Сушкин Н. Г.), У.
Томсон (И. Тамм, Ч Таунс, Дж. Тейлор), М Фара дей
(‘Фабрикант В., Фейнман Р., О. Френель), Дж. Чедвик,
А. Эйнштейн (Эрстед), Т. Юнг, Якоби.
2. «Блиц-конкурс»
В этом конкурсе проверяется знания,
сообразительность, умение логически мыслить.
Зачитывается вопрос, команда готовая к ответу
поднимает красный кружок. Правильный ответ
оценивается в 1 балл.
Вопросы:
1. В какой стране одновременно бывает и яркий
день, и глубокая ночь? (В России)
2. Назовите 2 числа, произведение которых равно их
частному (1 и 1)
3. Может ли страус назвать себя птицей? (Нет, он
говорить не умеет)
4. Какая планета самая большая? (Юпитер)
5. Мой дед ложится спать в 8 часов утра, а будильник
заводит на 9 часов утра. Сколько спит дед? (1 час)
б. В каких единицах (Си) измеряется плотность
пуха? (кг/м,)
7. На руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках?
(50)
8. Общее название двенадцати созвездий? (Зодиак)
9. Как звали Ломоносова? (Михаил Васильевич)
10. За счет, какой энергии летит камушек при
стрельбе с помощью резинки? (Потенциальной)
11. В какои стране родился и жил Джоуль? (в Англии)
12. Кто вы двинул идею создания геликоптера
(вертолета)? (Леонардо да Винчи)
13. Когда килограммовая гиря имеет большую массу:
летом или зимой? (их массы одинаковы)
14. Каков синоним словосочетания «поваренная
соль» (хлористый натрий)
15. Кому принадлежат слова «Знание – сила»?
(англ.философу Френсису Бэкону)
Пока жюри подводит итоги. Музыкальная пауза.
Слово предоставляется жюри.
3 тур «Составь слова используя слово -
Термодинамика»
Каждая команда составляет как можно больше
слов касающихся (физики, математики, астрономии).
Очки присуждаются по количеству слов (в
единственном числе)
4 тур «Тайны черных ящиков»
Выносят черный ящик, в котором находится
физическое тело. Участники команд должны
отгадать, что лежит в ящике. Команда готовая
отвечать, поднимает красный кружок (за
правильныи ответ – 1 балл).
1.
1. С помощью этого тела можно проделать закон
Паскаля и упругость газов.
2. Его можно испытать в науке: для исследования
некоторых физических явлений.
3. С ним дружат некоторые спортсмены.
4. По нему плакала Таня. (Ответ: МЯЧ)
2. Ведущий обращается к учащимся.
Назовите будильник времени Александра
Македонского. Команда ответившая «Петух»
получает 1 балл. Вносится чёный ящик.
Раскрывается ящик и преподносится отгадавшей
команде петух с надписью: «Не дразнить, клюётся!».
3. Назовите первый экипаж человека.
Вносится «черный ящик» – второй. Там детская
коляска. (Это правильный ответ – 1 балл).
4. Заменитель футбольного мяча? Что
это? Выслушав ответы (шар, картофелина, бумажная
коробка), вносят ящик, в нем – консервная банка.
5. В этом ящике «думающая» машина. Что
это за машина? Вносится черный ящик, в нем –
микрокалькулятор.
5 тур. «Сделай сам»
Учитель предлагает командам вынуть по одному
билету, на котором указан номер и задания. На
столе имеются необходимые приборы, для того
чтобы смастерить своими руками физический
прибор. Конкурс оценивается по 5 бальной шкале и
зависит от того, как учащийся объяснил
изготовление прибора и прорекламировал его.
1. КОМПАС Возьмите спичечную коробку,
со стороны этикетки вырежьте круглое отверстие.
В дно точно по центру отверстия воткните
маленькую иголочку, а на острие поместите
магнитную стрелку. На крышке по краям отверстия
напишите обозначения: С, Ю, В, З. Коробку обмотайте
скотчем. Зачем нужен скотч?
2. Кружок из гладкого белого картона
проткните в центре заостренной спичкой; у вас
получится вертушка. Чтобы заставить ее
вертеться, достаточно закрутить спичку между
пальцами и быстро уронить вертушку на гладкое
место.
Можно проделать опыт. Прежде чем закрутить,
щiнесите на верхнюю сторону кружка несколько
мелких чернильных капель. Не давая им засохнуть,
заставьте вертеться вертушку. Когда остановится,
посмотрите, что сделалось с каплями; каждый из
них растеклась в спиральную линию, а все эти
завитки вместе создают подобие вихря.
Это слёды движение чернильных капель. Уносясь от
центра действия центрального эффекта, она
попадает с места диска, обладающие большой
круговой скоростью, и чем скорость самой капли. В
этих местах кружок выскальзы вает из-под капли,
опережает ее. Дело происходит так как если бы
капля отставала от кружка, отступала назад от
радиуса. Путь искривляется, и мы видим след
кривого движения.
3. Фокус с цветом
Возьмите картонку размером 8 х 13 см. Проведите в
середине круг диаметром 5 см. Перерисуйте
картинку закрасив темные места черным
фломастером. Проткните середину круга булавкой и
воткните булавку в резинку на карандаше.
Начинайте вертеть картинку. Не сводите глаз с
круга. Во время вращения круга появляются
различные цветовые комбинации. Когда меняется
скорость вращения, меняются цвета.
Ответ: Не закрашенные части круга отражают
свет, а черные – нет. Свет – это вид энергии. Свет
содержит в себе много цветов, а у каждого цвета
свой запас энергии. Чем ее больше, тем быстрее
движется световая волна. Для того чтобы глаз
принял эти волны и передал сигнал мозгу,
требуется некоторое время. Только самые (быстрые)
цвета, появляющиеся на не закрашенных участках
во время вращения картонки, успевают передать
мозгу сигнал о своем появлении, до того как
появится черныи участок.
4. Влажность воздуха
Для опыта понадобится волос длиной 12- 15 см,
целлофановая ленточка, тоненькая плоская
палочка, карандаш, клей и большая стеклянная
банка.
Ленточкой прикрепите волос к центру палочки.
Один конец палочки покрасьте фломастером и
прикрепите второй конец волоса к карандашу.
Положите карандаш на горлышко банки так, чтобы
палочка на волосе свисала внутрь банки, не
доставая до дна. Если палочка не висит
горизонтально, уравновесьте ёе, капнув клея на
поднявшийся конец.
Поставьте банку в такое место, чтобы ее никто не
трогал. В течение недели пронаблю дайте, в какую
сторону1 указывает палочка окрашенным концом.
Направление, указываемое палочкой, постоянно
меняется.
Ответ: Вы изготовили волосянои гигрометр.
Гигрометр – это инструмент, измеряю щий
влажность воздуха, т. е качество влаги в воздухе.
Когда влажность возрастает, волос вытягивается,
а когда становится суше он укорачивается
(закручивается). Эти движения передаются палочке,
в результате чего она поворачивается в разные
стороны.
5. Как вскипятить воду в бумажке
Вырезать из плотной бумаги кружок диаметром 15
см. Возьмите кусок толстой проволоки и сделаете
на одном ее конце кольцо диаметром 7 см. Закрепите
кольцо, переплетая проволоку несколько раз.
Другой конец проволоки загните в спираль такой
ширины, чтобы она хорошо держалась на свечке.
Согните теперь кусочек бумаги в виде чашечйи и
посадите ее в проволочное кольцо.
Края чашечки должны выступать см на 2 над
проволочкой. Налив в чашку воды, чтобы уровень ее
поднялся немного выше проволочного кольца,
зажгите свечу и установите на нее спираль так,
чтобы пламя пришлось на середину бумаги и слегка
прикасалось к ней. Если спираль очень свободно
сидит на свечке, можно приколоть нижний конец
спирали к свечке булавкой на соответствующей
высоте.
Вода в чашке закипит, а бумажная чашка станет
невредимой. Почему?
Ответ: Вся теплота от пламени погло щается
водой и идет на то, чтобы превратить ее в пар.
6. Ареометр – для измерения
содержания соли в воде.
Возьмите 1 л. банку, пластилин, поваренную соль,
вода, чайная ложка (15 мл) колпачок от ручки.
Наполните банку водой на ? ее высоты. Забейте
колпачок пластилином на столько, чтобы он тонул в
воде. Насыпьте в воду 1 ложку соли и размешайте.
Посмотрите, где находится колпачок
Продолжайте сыпать соль в воду ложку за ложкой,
пока в общей сложности не насыплете 5 ложек (75 мл).
Всякий раз воду помешивайте. Наблюдайте за
поведением кояпачка после каждой новой ложки. По
мере добавления в воду очередной пор ции соли,
колпачок все больше поднимается вверх.
Почему?
Ответ. На колпачок в виде действует
выталкивающая сила, которая тем больше, чем
больше плотность воды. Обычно вода менее плотная,
чем соленая. По мере увеличения содержания соли в
воде ее плотность растет, а вместе с тем и растет
выталкивающая сила.
Под воздействием увеличиваю щей выталкиваю щей
силы ко7пачок все больше поднимается вверх.
Плавающий колпачок действует как ареометр –
прибор для определения плотности жидкости, в
данном случае содержания соли в воде.
6 тур «Загадки с подсказками»
По опорным сигналам – подсказками, которые
постепенно будут даваться учителем, нужно
отгадать задуманное. Поднятый красный кружок
означает готов отвечать. За верный ответ – 1 балл.
Загадка 1. Речь пойдет об ученном.
О ком именно?
Подсказки:
1. Еще в студенческие годы он открыл, что период
колебания маятника не зависит от амплитуды.
2. После окончания университета он занялся
исследованиями в области механики и астрономии.
3. Им открыт принцип относительности движения и
закон инерции.
4. Он открыл 4 спутника у Юпитера и фазы Венеры.
5. Для изучения закономерности свободного
падения тел он использовал наклонную башню в
городе Пиза.
(Ответ: итальянский ученый Г. Галилей).
Загадка 2. Сейчас Вам предстоит
перебрать в памяти некоторые изобретения, но
остается на одном из них.
Подсказки:
1. Как орудие войны это изобретение упоминается
в источниках 13 в, 15 в, конце 18 в и середине 20 века.
2. Данное изобретение используется и в мирных
целях.
3. Предполагается, что родина этого изобретения
Китай.
4. В Европе (13 в) его разновидность получила
название «летающий огонь», или «огненный волок» ,
а в середине ХХ века – имя милой девушки.
5. Это изобретение – основной двигатель
космических кораблей.
(Ответ: ракета)
Загадка 3. Речь об ученом, фамилия,
которого известна всем. Кто он?
Подсказки:
1. Инженер по образованию, он в 23 года защитил
диссерта цию на звание доктора философии.
2. Его научные исследования посвящены
электромагнетизму, физике кристаллов, оптике,
молекулярной физике.
3. Но главное его научное достижение относилось к
совершенно неизвестнои до тех пор области науки.
Она и прославила его имя.
4. Он лауреат первой Нобелевской премии по физике
(1901 г.)
5. Ему первому удалось увидеть строение части
скелета живого человека.
(Ответ: немецкий ученый В. Рентген)
Загадка 4. Речь пойдет об одном
живом объекте. Какой?
Подсказки:
1. Этот объект может летать, но в основном
плавает.
2. Взлетная скорость его – 30 км/ч.
3. Аэродинамические поверхности у него не
активны.
4. Он совершает планирующий полет.
5. Свой полет этот объект использует для защиты от
хищников: акул, касаток и др.
(Ответ: летающая рыба)
Жюри подсчитывает баллы. Музыкальная пауза.
Слово предоставляется жюри.
Дополнительные конкурсы
Загадка 5
За правильный ответ: 1 балл.
1. Из темницы сто сестер
Выпускают на простор.
Осторожно их берут,
Головой о стенку трут.
Чиркнут ловко раз и два –
– Загорится голова.
Что это? (Спички)
2. Что от костра не видно, но нужно? (Тепло)
3. Бьют о воду два крыла,
Чтоб посудина плыла.
О чем идет речь? (Весла)
4. Маленький черпачок,
Миленький всем дружок.
Три раза в день берут,
Потом на место кладут. (Ложка)
5. Не увидишь ее корней,
Вершина выше iчополей,
Все вверх и вверх она идет,
Но не растет? (Гора)
6. Ты за ней, она от тебя.
Ты от нее, она за тобой. (Тень)
7. Я маленький, да удаленький.
Стоит на меня взглянут ь,
Итотчасукажуя путь. (Компас)
Пантомима
Команды должны выбрать по 1 билету, на которых
указывается слово, которое нужно изобразить.
Оценивается по 5 бальной шкале: (доступность,
артистизм, понятность,) (доступность, артистизм,
понятность). Участнику отгадавшему
присваивается 1 балл.
Слова: испарение, кипение, плавление и
отвердевание.
|