Цель игры:
- повышение познавательной активности
обучающихся;
- развитие познавательного интереса;
- развитие культуры общения и культуры ответа на
вопрос.
Подготовительный этап.
Учащиеся класса делятся на две команды по 5-6
человек.
Каждая команда заранее готовит:
- название, эмблему, девиз;
- приветствие;
- номер художественной самодеятельности.
Ведущими и членами жюри (три человека) могут
быть старшеклассники. 1. Приветствие команд.
Ведущий. Внимание! Внимание! Приглашаем всех
девчонок и мальчишек на "Конкурс веселых и
находчивых юных математиков". Не забудьте взять
с собой быстроту мысли, находчивость, смекалку,
сообразительность. Итак, справа от нас команда
(все вместе говорят: "Ракета"), а слева команда
(все вместе говорят: "Спутник"). Это наши лучшие
математики, которые никогда не унывают, быстро
считают, хорошо решают задачи, любознательны,
живут всегда весело и дружно. Познакомьтесь с
судейской коллегией (представление жюри).
Командам приготовится к приветствиям.
Приветствие команды "Спутник":
Мы приветствуем команду "Ракета",
Желаем полететь на другую планету,
Захватить храбрость и смелость.
А еще желаем, друзья,
Быть впереди всегда!
Защищать свою славу и честь
И уметь эту славу беречь!
Приветствие команды "Ракета":
А вам, наш "Спутник" дорогой
Желаем мы от всей души,
Чтоб ваши результаты
Все были хороши !
Чтоб вы не знали сегодня усталости
И всем доставляли много радости!
(Слова выделенные курсивом участники команду
произносят хором.)
2. Разминка.
1). Игра "Угадывание дня рождения".
Ведущий. Я могу узнать, когда кто из вас родился.
Каждый, конечно, захочет, чтобы угадали его день
рождения. Ребята, я угадаю день рождения каждого
из вас, если вы правильно выполните все мои
задания.
Итак, запишите день своего рождения, умножьте
это число на 2, к полученному числу припишите
ноль, к результату прибавьте 73.
Полученное число умножьте на 5 и прибавьте
номер месяца, в котором вы родились. Назовите
полученный ответ, а я назову день и месяц вашего
рождения.
(Чтобы узнать день рождения, из полученного
результата надо вычесть 365.
В полученном числе первые две цифры выражают
день рождения, а другие две- месяц. Например, при
вычитании получили 1107. Значит, ученик родился 11
июля.)
2). Задача в стихах.
Десять солдат строились в ряд.
Десять солдат шли на парад.
Девять десятых было усатых.
Сколько там было безусых солдат?
(Решается эта задача, затем предлагается вторая
ее часть.)
Десять солдат строились в ряд.
Десять солдат шли на парад.
Восемь десятых было носатых.
Сколько там было курносых солдат?
3). Исправьте ошибку- переложите одну из спичек
так, чтобы получилось верное равенство:
VI - IV = IX .
3. Конкурс капитанов.
1). Применяя знаки действий и скобки напиши:
а) число 3 четырьмя двойками (2х2-2:2);
б) число 5 четырьмя двойками (2х2 + 2:2).
2). Решите задачу:
а) Самолет расстояние от Москвы до Хабаровска
пролетит за 9 часов. А скорому поезду удается
преодалеть это расстояние лишь за 9 суток. Во
сколько раз быстрее можно добраться от Москвы до
Хабаровска на самолете, чем на поезде? (24х9:9=24)
б) В начале 19 века из Санкт- Петербурга в Москву
ездили на лошадях.
Путешествие продолжалось восемь суток. В 20-м
веке это расстояние на поезде проезжали за 8
часов. Во сколько раз сократилось время поездки?
(24х8:8= 24)
3). Кто быстрей? Сосчитайте, но только быстро!
а) Сколько пальцев на двух руках? Сколько
пальцев на 10 руках? (50)
б) У двух носорогов 2 рога. Сколько рогов у 100
носорогов? (100)
(Задание под буквой а) предлагаются первой
команде, задание под буквой б)- второй команде.)
4. Конкурс команд.
Задания командам:
1). а) выразить в более мелких единицах
измерения:
2м 25см =___см,
2ч 25 мин___мин;
б) выразить в более крупных единицах измерения:
325см=____м____см,
325мин=____ч___имн.
2). Сравнить выражения:
а) 31х10+31х7 и 31х10х7;
100- (28+37) и 100- 28 +37;
б) 240: (5х3) и 240:5х3;
200- (47+99) и 200-47-99.
3). Кто быстрей? Устный счет:
а) 24х15 |
б) 28х15 |
45х11 |
63х11 |
68х21+32х21 |
73х19+27х19 |
25х73х4 |
373+ 129+27 |
1212:12. |
3131:31. |
4) Решите задачу:
а) Я задумал число, умножил его на 2, прибавил 15 и
получил 45.
Какое число я задумал?
б) Я задумал число, разделил его на 3, вычел 5 и
получил 15.
Какое я задумал число?
5). Назовите такие значения букв, при которых
верны следующие равенства:
а) а+а=а |
б) аха=а |
в:в=1 |
схс=1 |
а+а=а+6 |
ах2=а+13 |
6).
а) Назовите два числа, разность которых равна их
сумме.
б) Назовите два числа, сумма которых равна их
произведению.
5. Домашнее задание.
Команда "Ракета" инсценирует отрывок
стихотворения С.Маршака "Веселый счет":
Вот это ноль или ничего,
Послушай сказку про него.
Сказал веселый, круглый ноль
Соседке-единице:
"С тобою рядышком позволь
Стоять мне на странице!"
Она окинула его
Сердитым, гордым взглядом:
"Ты, ноль, не стоишь ничего,
Не стой со мною рядом!"
Ответил ноль: "Я признаю,
Что ничего не стою,
Но можешь стать ты десятью,
Коль буду я с тобою.
Так одинока ты сейчас,
Мала и худощава,
Но будешь больше в десять раз,
Когда я стану справа!"
Напрасно думают, что ноль
Играет маленькую роль.
Команда "Спутник" - стихотворение
М.Борзоковского
Как воздух,
Математика нужна.
Одной отваги
Офицеру мало.
Расчеты! Залп!
И цель поражена
Могучими
Ударами
Металла.
И воину
Припомнилось на миг
Как школьником
Мечтал в часы учения
О подвиге,
О шквалах огневых,
О яростном
Порыве наступления.
Но строг учитель был,
И каждый раз
Он обрывал мальчишку
Резкованно:
Мечтать довольно!
Повтори рассказ
О свойствах круга
И углов квадрата!
И воином
Любовь сбережена
К учителю
Далекому, седому.
Как воздух,
Математика нужна
Сегодня
Офицеру молодому!
6. Заключительная часть.
Жюри объявляет итоги конкурса команд, итоги
конкурса для болельщиков и подводит
окончательный итог "Конкурса веселых и
находчивых юных математиков".
Проводиться награждение команд, награждение
наиболее активных участников и болельщиков. |