Цели: - проверить знания учащихся по теории литературы и основам стихосложения; - содействовать развитию творческих способностей и чувственной сферы учащихся; - способствовать формированию художественного вкуса; - воспитание любви и интереса к поэзии.
Подготовительная работа: учащиеся формируют команды по 5 человек,
выбирают название, девиз; готовят музыкальный номер- песню или романс на
стихи русских или поэтов; повторяют теорию литературы и основы
стихосложения. Оборудование: написанный на доске эпиграф, карточки с
заданиями и отпечатанные тексты поэтических произведений; чистые листы
бумаги, цветные карандаши или фломастеры. Эпиграф. Поэзия – моя держава, Я верный подданный ее. М. Светлов. Ход мероприятия. 1. Организационный момент.Команды, жюри и болельщики занимают места за столами. (звучит музыка) 2. Учитель. Дорогие
ребята, уважаемые гости! Мы рады приветствовать вас на конкурсе
знатоков поэзии. С доисторических времен человека, чьей мысли золотой
дано сверкать стиха серебряной оправой, по определения великого Абая,
окружали почетом и уважением. Это люди, которые служили и служат законам
Всеобнимающей любви, у них свой взгляд на природу, на мир, на людей.
Власть поэзии велика. Ольга Берггольц писала: «Среди множества ремесел и
искусств, воздействующих на человеческую душу, нет силы более доброй и
более беспощадной, чем поэзия. Она все может. Я утверждаю: - она сильнее
атомной бомбы – разрушающее и творящее слово, пропитанное кровью
любящего сердца, светом ищущего духа. Нет подчинения более добровольного
и более неодолимого, чем подчинение поэзии. Нет любви более
вознаграждаемой, чем любовь к поэзии. Любящий поэзию – дважды поэт!»
Очень приятно отметить, что среди вас есть ребята, умеющие ценить
красоту поэтического слова. Хочется надеется, что на конкурсе вы
проявите все свои творческие способности проявите умение ориентироваться
в необъятном море поэтических творений. Удачи вам! И так, в конкурсе принимают участие команды (представление команд) Прошу приветствовать. Оценивать ответы команд сегодня будут…(представление жюри) Переживать и болеть за команды будут одноклассники. Поприветствуем их. Итак, церемония представления окончена. Мы начинаем конкурс. (Подготовленный ученик читает стихотворение Е. Евтушенко «Поэзия - великая держава…») Поэзия – великая держава, Империй власть, сходящая с ума, Ей столько раз распадом угрожала, Но распадалась все-таки сама. Поэзия – такое государство, Где правит правда в городе любом, Где судят, как за нищенство, за барство, Где царствует, кто стал ее рабом. В ней есть большие, малые строенья, Заборы лжи, и рощи доброты, И честные нехитрые растенья, И синие отравные цветы. И чем подняться выше, тем предметней Плоды ее великого труда – Над мелкой суетливостью предместий Стоящие сурово города. 3. Учитель Первый конкурс, в котором встретятся команды,- «Поэт и его произведение»(Команды получают список произведений и список авторов). Задание. Найдите поэтические произведения и соотнесите с фамилией автора. «Цыганы» Н.В.Гоголь «Дюймовочка» А.С.Пушкин «Медный всадник» Г.Х.Андерсен «Майдодыр» М.Твен «Принц и нищий» М.Ю.Лермонтов «Пиковая дама» К.Чуковский «Мцыри» И.С. Тургенев «Русские женщины» Н.А.Некрасов «Вечера на хуторе близ Диканьки» «Бежин луг» (Команды работают, болельщикам предлагается ответить на вопросы) Задание болельщикам. О каком историческом произведении идет речь в следующих отрывках? Назвать историческое событие и поэта. Ну ж был денек! Сквозь дым летучий Французы двинулись как тучи, И все на наш редут. Уланы с пестрыми значками, Драгуны с конскими хвостами, Все промелькнули перед нами, Все побывали тут. (М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Бородино». Речь идет о Бородинском сражении) Как ныне сбирается вещий Олег Отмстить неразумным хазарам, Их села и нивы за буйный набег Обрек он мечам и пожарам; С дружиной своей. В цареградской броне, Князь по полю едет на верном коне. (А.С.Пушкин.
«Песнь о вещем Олеге».Объединенные дружины русских князей во главе с
киевским князем Олегом совершили победоносный поход на Царь-град) Отсель грозить мы будем шведу, Здесь будет город заложен Назло надменному соседу. Природой здесь нам суждено В Европу прорубить окно, Ногою твердой стать при море. (А.С.Пушкин «Медный всадник». Основание Петербурга) Сыны любимые победы, Сквозь огнь окопов рвутся шведы; Волнуясь, конница летит; Пехота движется за нею И тяжкой твердостью своею Ее стремление крепит. (А.С.Пушкин «Полтава». Описывается Полтавский бой) (исполнение песни или романса на стихи русских поэтов) 4. Учитель. Второй
и третий конкурсы будут идти одновременно. Команды делятся на две
группы. Первая группа выполняет задание конкурса «Определи стихотворный
размер», вторая группа участвует в конкурсе поэтических жанров. 1. Конкурс «Определи стихотворный размер» Задание. Определить, каким стихотворным размером написаны следующие произведения. А.С.Пушкин «Зимний вечер» Наша ветхая лачужка И печальна, и темна. Что же ты, моя старушка. Приумолкла у окна? (хорей) М.Ю.Лермонтов «Три пальмы» В песчаных степях аравийской земли Три гордые пальмы высоко росли. Родник между ними из почвы бесплодной Журча, пробивался волною холодной. Хранимый под сенью зеленых листов От знойных лучей и летучих песков. (амфибрахий) 2. Конкурс поэтических жанров Задание. Определить жанровую принадлежность поэтических текстов. 1. Хочу любовь провозгласить страною, Чтоб все там жили в мире и тепле, Чтоб начинался гимн её строкою: «Любовь всего превыше на земле». Чтоб гимн прекрасный люди пели стоя И чтоб взлетела песня к небу, ввысь, Чтоб на гербе страны любви слились В пожатии одна рука с другою. Во флаг, который учредит страна, Хочу, чтоб все цвета входили, Чтоб радость в них была заключена, Разлука, встреча, сила и бессилье, Хочу, чтоб все людские племена В стране любви убежища просили. (сонет) 2.Мелькнула комета во всей красоте На куполе синих небес; В ее величавом блестящем хвосте Все видели чудо чудес. И вскрикнула хором чиновников рать, Сквозь слезы смотря на звезду: «Кто мог бы подобным хвостом повилять,- У старших бы стал на виду». (эпиграмма) 3. Безумных лет угасшее веселье Мне тяжело, как смутное похмелье. Но, как вино- печаль минувших дней В моей душе чем старе, тем сильней. Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе Грядущего волнуемое море. (элегия) 4. … О вы, которых ожидает Отечество от недр своих, И видеть таковых желает, Каких зовет из стран чужих, О, ваши дни благословенны! Дерзайте ныне ободрены Реченьем вашим показать, Что может собственных Платонов И быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать. (ода) 5. Где ты, ленивец мой? Любовник наслажденья! Ужель уединенья Не мил тебе покой? Ужели мне с тобой Лишь помощью бумаги Минуты провожать И больше не видать Парнасского бродяги?... Один в каморке тесной Вечерней тишиной Хочу, мудрец любезный, Беседовать с тобой. (дружеское послание) Задание болельщикам. По лексическому значению определить литературное понятие. 1. Одна строка стихотворения. (стих) 2. Образное определение предмета, выраженное преимущественно прилагательным. (эпитет) 3. Противопоставление образов, картин, слов, понятий. (антитеза) 4. Двусложные размеры стиха. (ямб, хорей) 5. Перенесение человеческих черт на неодушевленные предметы и явления. (олицетворение) 6. Чрезмерное преувеличение черт изображаемого предмета. (гипербола) 7. Необычный порядок слов. (инверсия) (исполнение песни или романса на стихи русских поэтов) Жюри объявляет результаты первых трех конкурсов. Конкурс «Найди меня» Задание. Найти изобразительно-выразительные средства во вступлении к поэме А. С. Пушкина «Медный всадник». Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид, Невы державное теченье, Береговой её гранит, Твоих оград узор чугунный, Твоих задумчивых ночей Прозрачный сумрак, блеск безлунный, Когда я в комнате моей Пишу, читаю без лампады, И ясны спящие громады Пустынных улиц, и светла Адмиралтейская игла, И, не пуская тьму ночную На золотые небеса, Одна заря сменить другую Спешит, дав ночи полчаса. Люблю зимы твоей жестокой Недвижный воздух и мороз, Бег санок вдоль Невы широкой, Девичьи лица ярче роз, И блеск, и шум, и говор балов, И в час пирушки холостой Шипенье пенистых бокалов И пунша пламень голубой. Люблю воинственную живость Потешных Марсовых полей, Пехотных ратей и коней Однообразную красивость, В их стройно зыблемом строю Лоскутья сих знамён победных, Сиянье шапок этих медных, Насквозь простреленных в бою. Люблю, военная столица, Твоей твердыни дым и гром, Когда полнощная царица Дарует сына в царский дом, Или победу над врагом Россия снова торжествует, Или, взломав свой синий лёд, Нева к морям его несёт И, чуя вешни дни, ликует. Красуйся, град Петров, и стой Неколебимо, как Россия… (Эпитеты: строгий, стройный вид; державное теченье; оград узор чугунный; прозрачный сумрак, блеск безлунный, пустынных улиц и т.п. Сравнения: И перед младшею столицей/ Померкла Старая Москва,/ Как перед новою царицей/ Порфироносная вдова; Девичьи лица ярче роз; Красуйся, град Петров, и стой/ Неколебимо, как Россия… Гипербола: корабли Толпой со всех концов земли К богатым пристаням стремятся. Описательные выражения: Петербург – град Петров, Петра творенье; финский рыболов – печальный пасынок природы; парад – воинственная живость потешных Марсовых полей и т. п. Метафора – перенесение свойств одного предмета на дру-
гой по принципу их сходства или по контрасту: задумчивых ночей, спящие
громады, золотые небеса (сходство цвета), заря спешит, бег санок, говор
балов, шипенье бокалов, Россия торжествует (победу) и т. п.
Олицетворения тоже относятся к метафорам. Задание болельщикам. Составить партитуру чувств детей во фрагменте из произведения Некрасова «Крестьянские дети». Первый голос Борода! Второй А барин, сказали!.. Третий Потише вы, черти! Второй У бар бороды не бывает- усы. Первый А ноги-то длинные, словно как жерди. Четвертый А вона на шапке, гляди-тко- часы! Пятый Ай, важная штука! Шестой И цепь золотая… Седьмой Чай, дорого стоит? Восьмой Как солнце горит! Девятый А вона собака- большая, большая! Вода с языка-то бежит. Пятый Ружье! погляди-тко: стволина двойная, Замочки резные… Третий Глядит! Четвертый Молчи, ничего! постоим еще, Гриша! Третий Прибьет… (исполнение песни или романса на стихи русских поэтов) Конкурс «Собери стихотворение» Задание командам. Выбрать конверт с разрезанными построчно стихами и составить стихотворение. И.А.Бунин «Детство» Чем жарче день, тем сладостней в бору Дышать сухим смолистым ароматом, И весело мне было поутру Бродить по этим солнечным палатам! Повсюду блеск, повсюду яркий свет, Песок – как щёлк… Прильну к сосне корявой И чувствую: мне только десять лет, А ствол – гигант, тяжёлый, величавый. Кора груба, морщиниста, красна, Но так тепла, так солнцем вся прогрета! И кажется, что пахнет не сосна, А зной и сухость солнечного света. Ф.И.Тютчев «Есть в осени первоначальной…» Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора- Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера… Где бодрый серп гулял и падал колос, Теперь уж пусто все- простор везде,- Лишь паутины тонкий волос Блестит на праздной борозде. Пустеет воздух, птиц не слышно боле, Но далеко еще до первых зимних бурь- И льется чистая и теплая лазурь На отдыхающее поле… А.А. Фет «Ель рукавом мне тропинку завесила..» Ель рукавом мне тропинку завесила. Ветер. В лесу одному Шумно, и жутко, и грустно, и весело,- Я ничего не пойму. Ветер. Кругом все гудет и колышется, Листья кружатся у ног. Чу, там вдали неожиданно слышится Тонко взвывающий рог. Сладостен зов мне глашатая медного! Мертвые что мне листы! Кажется, издали странника бедного Нежно приветствуешь ты. И.А.Бунин «Густой зеленый ельник у дороги…» Густой зеленый ельник у дороги, Глубокие пушистые снега. В них шел олень, могучий. Тонконогий, К спине откинув тяжкие рога. Вот след его. Здесь натоптал тропинок, Здесь елку гнул и белым зубом скреб- И много хвойных крестиков, остинок Осыпалось с макушки на сугроб. Вот снова след размеренный и редкий, И вдруг- прыжок! И далеко в лугу Теряется собачий гон- и ветки. Обитые рогами на бегу… О, как легко он уходил долиной! Как бешено, в избытке свежих сил, В стремительности радостно- звериной Он красоту от смерти уносил! Задание болельщикам. Выразительно прочитать стихотворение наизусть. (исполнение песни или романса на стихи русских поэтов) Жюри объявляет промежуточные результаты конкурсов. [/c]Конкурс «Вдохновение, ты прекрасно!» Задание командам. А). По данным рифмам составить четверостишие: ______________ тропинки ______________ метель, ______________ снежинки ______________ ель. Б). Продолжите данное стихотворение: В лесу на проталой полянке, В дремучем весеннем бору Устроили зайцы гулянки, Затеяли зайцы игру… Болельщики иллюстрируют стихотворение. Потемнели ольховые ветки, За рекой огонек замигал, Сквозь туман чародейный и редкий Невидимкой табун проскакал. или Рожь, рожь…Дорога полевая Ведет неведомо куда. Над полем низко провисая, Лениво стонут провода. Рожь, рожь… До свода голубого, Чуть видишь где- нибудь вдали, Ныряет шапка верхового, Грузовичок плывет в пыли. А.Твардовский. (исполнение песни или романса на стихи русских поэтов) 5. Учитель. Пока жюри подводит итоги, послушайте стихотворение Булата Окуджавы «У поэта соперников нету…» У поэта соперников нету Ни на улице и ни в судьбе. И когда он кричит всему свету, Это он кричит не о вас – о себе. Руки тонкие к небу возносит, Жизнь и силы по капле губя. Догорает, прощения просит: Это он не за вас – за себя. Но когда достигает предела И душа отлетает во тьму… Поле пройдено. Сделано дело. Вам решать: для чего и кому. То ли мед, то ли горькая чаша, То ли адский огонь, то ли храм… Все, что было его, - нынче ваше. Все для вас. Посвящается вам. Жюри подводит итоги конкурса. 6. Рефлексия. - Дайте оценку проведенному конкурсу и своему участию в нем. - Какие открытия вы сделали для себя? 7. Учитель.
Многое дано сказать истинному поэту. От читателя требуется умение
понять его. Поэтому так важно, чтобы процесс общения поэта и читателя
всегда был живым, делая нашу духовную жизнь богаче и радостней.И
закончить мне хочется стихотворением О. Лебедушкиной «Фантастическое» Шел на Земле сто первый век, И путь Земли был мудр и долог, И жил на свете человек Чудак, а проще – археолог. И как-то под пластами лет, Под массой всяких наслоений Он странный отыскал предмет, Изделье давних поколений. Предмет был сделан из листков, Сухих и желтых, словно осень, Таких прозрачных, что легко Сквозь них струилась неба просинь. И археолог в тишине С листков очистил пыль забвенья И прочитал на желтизне: «Я помню чудное мгновенье!..» И вдруг постиг он, что окрест Поет и плещет мирозданье, Что он всю жизнь несет свой крест Любви, надежды и страданья. И археолог счастлив был, Так счастлив, что и не заметил, Как те листки рассыпал в пыль Уж слишком современный ветер. И запах легкий, как печаль, Исчез в последнем дуновенье, Но в сердце колокол звучал: «Я помню чудное мгновенье!...»
|