Цель: формирование общеучебных
компетенций по предмету за курс 8-9 классов.
Задачи:
- повторить основные теоретические сведения за
курс основной средней школы по русскому языку и
литературе;
- развивать познавательный интерес учащихся к
предметам гуманитарного цикла:
- расширить кругозор учащихся.
Оборудование:
- карточки с заданиями,
- музыкальное сопровождение,
- проектор,
- ручки и листочки.
Ход мероприятия
Учитель (или ведущий):
- Здравствуйте, ребята и гости нашей игры. Мы
собрались сегодня в этом зале, чтобы провести
игру "Последний герой” по русскому языку и
литературе. Вам, участникам игры, предстоит
нелёгкая задача: вспомнить всё, что вы изучали по
этим предметам, а также напрячь своё воображение,
чтобы стать победителем.
Вот правила игры:
"Последний герой” состоит из 2 туров, в каждом
из них по 4 задания. В первом туре после каждого
задания выбывают по 2 человека, те, кто меньше
всех набрал баллов. За этим будет следить
компетентное жюри…
Во втором туре "слабых” будете удалять вы
сами. В конце останется только один, он и будет
"Последним героем 2008 года”.
Итак, начинаем.
I тур.
1 задание. Оно называется "Разминка”.
Каждому участнику будет задано по 2 вопроса (1 по
русскому языку, 1 по литературе). Выбывают два
человека, которые не справятся с заданием.
Вопросы:
- Назовите главный член предложения, который
отвечает на вопросы: каков предмет? что он такое? (сказуемое)
- Кто автор произведений: Дубровский,
"Капитанская дочка”, "Руслан и Людмила”? (А.С.
Пушкин)
- Расскажите правило по карточке "ЧК, ЧН” (В
сочетании ЧК, ЧН мягкий знак не пишется)
- Кто написал стихотворение "Колокольчики мои,
цветики степные”: Лев Толстой или Алексей
Толстой? (Алексей Толстой)
- Что такое монолог? (Один человек говорит, все
молча слушают)
- Назовите автора произведения "Муму”. (Иван
Сергеевич Тургенев)
- Расскажите правило по карточке ЖИ, ШИ. (ЖИ, ШИ
пиши с буквой И)
- Кто убит на дуэли в 1841 году Н.С. Мартыновым в
Пятигорске? (Михаил Юрьевич Лермонтов)
- "Значимая часть слова, которая несёт в себе
лексическое значение слова”. Что это? (корень)
- Что обычно начинается со слов: "Жили-были” или
"В некотором царстве..”: сказка или былина? (сказка)
- Расскажите правило по карточке: -КОС-, -КАС-. (если
после корня есть суффикс –а-, то в корне пишется
А; если суффикса нет, то пишется О)
- Как называется двусложный размер с ударением на
втором слоге? (ямб)
- Что такое обращение? (слово или
словосочетание, называющее того, к кому
обращаются с речью)
- Назовите имя и отчество Гоголя. (Николай
Васильевич)
- Травка зеленеет. Это словосочетание или
предложение? (предложение)
- Кто написал строчки: "Лето красное пропела,
оглянуться не успела, как зима катит в глаза”? (Иван
Андреевич Крылов)
- Что такое антонимы? (слова одной и той же части
речи с противоположным лексическим значением)
- Что написал И.С. Тургенев: "Записки из
сумасшедшего дома” или "Записки охотника”? ("Записки
охотника”)
- Юрий Петрович, Мурзик. Это имена
существительные собственные или нарицательные? (Собственные
имена существительные)
- Чьи это годы жизни: 1799 – 1837? (Александра
Сергеевича Пушкина)
- К какой части речи относятся слова: скучающий,
ответивший? (причастие)
- Назовите автора произведения "Бородино”. (Михаил
Юрьевич Лермонтов)
- Расскажите правило -ГОР-, -ГАР-. (если ударение
падает на корень, то пишется в корне А, в
безударном положении О)
- Как называется отношение автора к изображаемым
событиям, людям, мысль о них: тема или идея
произведения? (идея)
- Я, кто-то, такой, их. Какая это часть речи? (местоимение)
- Назовите автора "Хамелеона”, "Лошадиной
фамилии”. (Антон Павлович Чехов)
- Что такое диалог? (разговор двух или более лиц)
- Кто написал строчки: "Я пришёл к тебе с
приветом, рассказать, что солнце встало”? (Афанасий
Фет)
Слово предоставляется жюри. Выбывают сразу два
игрока, которые совсем не справились с заданием.
Если таких игроков больше или совсем нет, то
можно разыграть дополнительные вопросы:
- Главный или второстепенный член отвечает на
вопросы: какой? чей? (второстепенный, определение)
- Кто написал первую "Российскую грамматику”:
Державин или Ломоносов? (Михаил Васильевич
Ломоносов)
- Что такое инверсия? (обратный порядок слов с
целью усиления выразительности речи)
- Лисички1 – грибы, лисички2 – лисята.
Это синонимы или омонимы? (омонимы)
- Из какого произведения эта фраза: " Я пригласил
вас, господа, чтобы сообщить пренеприятное
известие…”? ( "Ревизор” Н.В. Гоголя)
- Как сейчас произносится древнерусское слово
"персты”? (пальцы)
- Что такое архаизмы? (слова, вышедшие из
активного повседневного употребления;
устаревшие слова)
- Кто написал "Мцыри”? (Михаил Юрьевич
Лермонтов)
- На какие вопросы отвечает обстоятельство? (где,
куда, зачем, почему, как…)
- Какие знаете двусложные размеры стиха? (хорей и
ямб)
2 задание. Каждому участнику будут
выданы карточки со словами. Нужно расставить
ударения и показать выполненное задание жюри.
Алфавит, свекла, арахис, портфель,
эксперт, августовский, каталог, баржа,
балованный, шофер. |
|
Квартал, бармен, феномен, документ,
магазин, айвовый, каламбур, творог, звонит,
баловень. |
Пока жюри просматривает задание, решает, кто
вновь покинет нас, мы разомнёмся. К словам,
которые называет ведущий, подобрать как можно
больше
- синонимов: идти (шагать, ползти, топать);
трусливый (боязливый, несмелый, пугливый);
говорить (сказать, повторить, молвить, добавить,
воскликнуть, заявить); красивый (симпатичный,
обаятельный, привлекательный); жилище (дом,
хата, общежитие); смеяться (хохотать, ржать,
улыбаться).
- антонимы к словам: друг, хорошо, счастье, небо,
труд, мало, разговорчивый, книга, доброе утро (спокойной
ночи), мышь, идти, свет, молодость, чумазый,
шикарный, человек, жизнь.
Слушаем результаты жюри.
3 задание. Перед вами на доске написаны два
столбика. Все слова тем или иным образом связаны,
например: в одном столбике может быть дано
название произведения, в другом - его автор; или
название поделено на части. Задача участников:
"связать” слова и на листочках в столбик
записать верные ответы.
П. Ершов |
|
Калашников |
Остап |
Капитанская |
купец |
Астафьев |
Виктор Петрович |
дети |
дочка |
Красный нос |
"Левша” |
нищий |
Пеппи |
А. Линдгрен |
подземелья |
"Конёк-горбунок” |
мороз |
Длинный чулок |
"Малыш и Карлсон” |
Аввакум |
принц |
Н.Лесков |
В. Распутин |
"Уроки французского” |
легенда |
Тарас Бульба |
протопоп |
Данко |
Сдать листочки в жюри. Пока оно разбирается в
ваших записях, мы вместе поотгадываем эти
словосочетания. (Если останется время,
позагадываем метаграммы).
- Слово предоставляется жюри. Кто покинет нас на
этот раз и уже не станет "Последним героем”.
4 задание. "Два слова из одного”. К словам,
которые написаны на доске, нужно подставить одну
букву или в начале, или в середине, или в конце
слова так, чтобы получилось новое. Из каждого
слова должно получиться ещё по 2, например: плот –
Оплот, пИлот; вол – волК, волЯ; лапа – лаМпа,
лаПта.
Вот слова: Веер, сок, баня, рис, мак, арка, стол,
тара.
Готовые задания отнести жюри, а в свободное
время мы все поиграем в "Звёздный час”: из слова
ОТРОЧЕСТВО, переставляя буквы, получить имена
существительные, нарицательные, единственного
числа (вор, тесто, ров, рот сорт, рост, сор,
отчество..).
Жюри готово, и мы с нетерпением ждём, с кем же
сейчас пришло время расстаться.
II тур.
- Остались сильные и, я надеюсь, разумные люди.
Теперь жюри будет отдыхать, а вы сами будете
освобождать тех, кто не справится (но уже по
одному после каждого задания).
1 задание. К словам, которые я буду называть,
вам нужно подобрать как можно больше слов – рифм.
Все помнят, что такое рифма? Например, к слову
"морковь” - кровь, любовь; "мне” - на дне, пне,
окне и т.п. Рифмы записывайте на листочках, вот
слова:
Крышка, дедушка, знак, цветок, народ.
Предполагаемые рифмы: Мышка, малышка, мишка,
мартышка. Хлебушка, воробышка, подушка, мормышка.
Пятак, злак, чудак, дурак. Горшок, висок, прыжок,
носок. Пароход, доход, урод, завод.
- Теперь я снова читаю слова, вы поочереди
называете рифмы. Выбывает тот, кто, по-вашему,
совсем не справился с заданием. (Потом даю
несколько секунд, чтобы написали на листочках
имя того, кто должен выбыть).
2 задание. "Откуда и кто автор?” Я буду
зачитывать отрывок из какого-нибудь
произведения, ваша задача – вспомнить, кто
написал и что за произведение. Если не отгадывает
один, право ответа переходит к следующему.
Победит тот, кто больше всех отгадает; уйдёт тот,
кто совсем не выполнит задания.
- "Вылезши из печки и оправившись, Солоха, как
добрая хозяйка, начала убирать и ставить всё к
своему месту; но мешков не тронула: это Вакула
принёс, пусть сам и вынесет! Чёрт, между тем, когда
ещё влетал в трубу, как-то нечаянно оборотившись,
увидел Чуба об руку с кумом… Вылетел он из печки,
перебежал им дорогу и начал разрывать кучи
замёрзшего снега. Поднялась метель”. ("Ночь
перед Рождеством” Н.В. Гоголь)
- "Кусака долго металась по следам уехавших
людей, добежала до станции и - промокшая, грязная
– вернулась на дачу. Там она…первый раз взошла
на террасу и, приподнявшись на задние лапы,
заглянула в стеклянную дверь и даже поскребла
когтями. Но в комнатах было пусто…” ("Кусака”
Л. Андреев)
- "И здесь у Марии родился Сын. Она спеленала Его
и положила в ясли, решётчатый ящик с сеном. И
никто из людей не знал о пришествии Христа,
только ослик и бычок смотрели на младенца и
согревали Его своим дыханием”. (Библия.
"Рождение Христа”)
- "Вдруг оба генерала…начали медленно
подползать друг к другу и в одно мгновение ока
остервенились. Полетели клочья, раздались визг и
оханье; один…откусил у своего товарища орден и
немедленно проглотил. Но вид текущей крови как
будто образумил их”. ("Повесть о том, как один
мужик двух генералов прокормил” М.Е.
Салтыков-Щедрин)
- "Грубые скотоводы стояли вокруг него на
коленях, и старый Пенруф пробормотал дрогнувшим
голосом: "Лучше бы у меня пропало 20 быков!” Я
взял Снапа на руки, .. погладил по голове. Он
слегка заворчал, как видно на прощанье, лизнул
мне руку и умолк навсегда”. ("Снап” Э.
Сетон-Томпсон)
- "И вдруг он разорвал себе грудь руками и вырвал
из неё своё сердце и высоко поднял его над
головой. Оно пылало так ярко, ярче солнца, … что
тьма разлетелась от света его…” ("Старуха
Изергиль” М. Горький)
- "Я раз слушал его: ну, покамест говорил
об…вавилонянах – ещё ничего, а как добрались до
Александра Македонского, то я не могу вам
сказать, что с ним сделалось. Я думал, что пожар…!
Сбежал с кафедры и … хвать стулом об пол. Оно,
конечно, Александр Македонский герой, но зачем же
стулья ломать? От этого убыток казне”. ("Ревизор”
Н.В. Гоголь)
- "И корова уныло молчала, потому что
была…покорна жизни… и своей нужде в сыне,
который ещё не вырос, чтобы она могла оставить
его, и …она глядела во тьму большими налитыми
глазами и не могла ими заплакать, чтобы
обессилить себя и своё горе”. ("Корова” А.
Платонов)
- "Сын мой Пётр! Письмо твоё, в котором ты просишь
нас о родительском благословении и согласии на
брак с Марьей Ивановной дочерью Мироновой, мы
получили…, но моего согласия дать я тебе не
намерен… Собираюсь добраться до тебя да за
проказы проучить путём”. Я всё понял и
вознегодовал на Савельича”. ("Капитанская
дочка” А.С. Пушкин)
- "Жил на свете маленький цветок. Никто и не знал,
что он есть на земле. на пустыре, где он рос, трава
не росла, а лежали одни старые серые камни, и меж
ними была сухая мёртвая глина. Лишь один ветер
гулял по пустырю”. ("Неизвестный цветок” А.
Платонов)
- Задание закончилось. Теперь выбираем того, кто
не смог вспомнить ни одного произведения.
3 задание. А теперь будет ваше любимое
задание, разбор слов по составу. Я выдам каждому
карточки со словами, потом проверим.
1 карточка – пробежка, серыми, ночевать, верно,
заросший;
2 карточка – птичка, молодых, бросается, горячо,
передовая;
3 карточка – снежком, ранний, стучаться, умно,
задумавшая;
4 карточка – лётчики, вечерняя, кормиться,
радостно, расположившееся;
5 карточка – бережок, старому, схватить,
интересно, коснувшись.
- Давайте проверим задание. Кто, по вашему
мнению, уже сыграл в эту игру, поднимите таблички
с именами.
4 задание. "Как много знаю я стихов?” Я
зачитываю начало стихотворения, которое вы учили
в школе или просто слышали, вы должны продолжить
или закончить его.
1.
Сижу за решёткой в темнице сырой.
Вскормлённый в неволе орёл молодой.
(…Мой грустный товарищ, махая крылом,
Кровавую пищу клюёт за окном)
("Узник” А.С. Пушкин)
2.
Не позволяй душе лениться!
Чтоб воду в ступе не толочь,
(…Душа обязана трудиться,
И день, и ночь, и день, и ночь)
("Не позволяй…” Н. Заболоцкий)
3.
Белеет парус одинокий,
В тумане моря голубом!
(…Что ищет он в стране далёкой?
Что кинул он в краю родном?)
( "Парус” М.Ю. Лермонтов)
4.
Старик, я слышал много раз,
Что ты меня от смерти спас –
(…Зачем? Угрюм и одинок,
Грозой оторванный листок.)
("Мцыри” М.Ю. Лермонтов)
5.
Мороз и солнце, день чудесный!
Ещё ты дремлешь, друг прелестный –
(…Пора, красавица, проснись.)
("Зимнее утро” А.С. Пушкин)
6.
Молча сижу под окошком темницы,
Синее небо отсюда мне видно:
(…В небе играют все вольные птицы,
Глядя на них мне и больно, и стыдно.)
("Пленный рыцарь” М.Ю. Лермонтов)
Финал.
1 задание. "Пословицы и поговорки”. На
заданную тему нужно вспомнить пословицы,
поговорки. Кто больше?
Темы: а) вражда, ссора, драка.
(Худой мир лучше доброй ссоры; милые бранятся -
только тешатся; старики бранятся – бесятся;
лежачего не бьют; живут как кошка с собакой;
грызутся как собаки за кость).
б) труд, орудия труда.
(Без дела жить – только небо коптить; взялся за
гуж – не говори, что не дюж; волка ноги кормят;
глаза боятся, а руки делают; делу – время, потехе
– час; дело мастера боится; чтобы рыбку съесть,
надо в воду лезть).
в) деньги, достаток.
(Деньги всему голова; деньги – гости: то нет, то
горсти; деньги – не грибы, и зимой растут; не имей
сто рублей, а имей сто друзей).
2 задание. "Вопросы – шутки”. Отгадайте
вопросы – и вы в победителях:
- Без чего дома не построишь? (без угла)
- За чем чай пьют? (за столом)
- За чем во рту язык? (за зубами)
- За что ученика выгнали из класса? (за дверь)
- По чему в лес ходят? (по земле)
- По чему утка плавает? (по воде)
На этом наша игра заканчивается. Под музыку
"Остаться в живых” группы "Би-2” награждаются
ученики:
1. "Последний герой-2007” - лентой с надписью,
грамотой.
2. грамотой "За волю к победе”
3. грамотой.
4. утешительные призы за участие.
|