Цель урока:
- Изучить основные стадии клеточного цикла.
- Рассмотреть и изучить особенности всех фаз митоза.
- Сформировать знания о механизмах митотического цикла, его биологической
роли.
Задачи урока:
- Создать условия для развития у учащихся ключевых компетентностей:
разрешение проблем (аспект – применение технологий. Уровень 1);
- информационная компетентность (аспект – извлечение первичной информации.
Уровень 1).
- создать условие для формирования знаний о значении деления клетки, для
размножения, роста и развития организмов; о процессах, протекающих в клетке
в интерфазу и в период митоза; о механизме, обеспечивающим постоянства числа
и формы хромосом в клетках, равномерное распределение генетической
информации между дочерними клетками;
Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока: модульный.
Форма обучения: индивидуальная, в парах.
Методы урока: словесные, наглядные.
Оборудование: учебное пособие, таблицы по общей биологии, модель
аппликация "Деление клетки", модули, карточки для индивидуальной работы, тесты.
План урока.
- Организационный момент.
- Изучение нового материала.
- Выходной контроль.
- "Рефлексия".
Ход урока.
1. Организационный момент:
Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку, отметка отсутствующих,
постановка темы и цели урока.
2. Изучение нового материала.
Актуализация внимания. Работа с "Памяткой для работы по модулю”
Работа с раздаточным материалом.
Деление клетки. Митоз.
Номер учебного элемента |
Учебный материал с указанием заданий |
Рекомендации по выполнению заданий, оценка |
1 |
2 |
3 |
УЭ – 0 |
Цель: в результате овладения содержанием модуля
вы должны получить знания о непрямом делении клетки – митозе, прямом
делении клеток – амитозе, о подготовке клетки к делению и его фазах,
бесполом и половом размножение; продолжите развивать навыки
самостоятельной учебной работы |
Внимательно прочитайте цель урока |
УЭ – 1 Входной контроль. |
Подготовка к работе. Цель: Вспомнить
разнообразные формы размножения.
Задание 1:
I. Обсудите в группе и подготовьте устные ответы на следующие
вопросы:
- Что называется размножением?
- Назовите известные вам способы размножения организмов?
- К каким двум формам можно свести разнообразные способы
размножения живых организмов?
- Чем отличается эти формы размножения друг от друга?
II. Обсудите эти вопросы в классе.
Оцените свои знания. Критерии оценки: каждый правильный ответ на
вопрос – 1 балл. Максимальное количество баллов – 4.
Задание 2 .Изучить формы бесполое и полового
размножение. Составьте схему.
Сравните бесполое и половое размножение по следующим характеристикам:
- Число особей, участвующих в размножении;
- Образуются ли гаметы?
- На кого похожи потомки?
- Для каких организмов характерны?
- Где быстрее происходит увеличение численности?
- Чем характеризуется амитоз?
Оцените свои знания. Критерии оценки: каждый правильный ответ на
вопрос – 1 балл. Максимальное количество баллов – 6. |
Работайте в парах.
Работайте с классом
Ваша оценка__
Самостоятельная работа с учебником. Пасечник В.В. (9кл.) стр.84 – 87.
Пасечник В.В. (10 – 11 кл.) стр.113
Работайте в парах.
Ваша оценка__ |
УЭ – 2 Изучение нового материала |
Цель: получить представление о митозе.
Задание: внимательно прочитайте учебник. Зарисуйте схему митоза. |
Самостоятельная работа с учебником. Беляев Д.К. (10 –
11 кл.) стр. 74 – 76. В тетради схему рисуйте простым или цветным
карандашом |
УЭ – 3 |
Цель: самостоятельно изучить основные события,
происходящие в митозе, понять биологическое значение митоза.
Задание:
Прочитайте текст "Подготовка к делению”.
I. Изучите рисунок (№ 26, стр. 74 в
§ 17) учебника
II. Обсудите ход митоза по рисунку
(стр. 74 § 17).
III. Выполните задание (письменно)
- Установите последовательность стадии митоза.
- На какой стадии митоза распадается ядерная оболочка?
- У каких организмов нет клеточного центра?
- Какие хромосомы называют гомологичными?
Оцените свои знания. Критерии оценки: каждый правильный ответ на
вопрос – 1 балл. Максимальное количество баллов – 4.
Задание 2:
Распределите события в соответствии с фазами клеточного цикла.
События |
Фазы митоза |
1. Синтез белков и удвоение хромосом |
а) Профаза |
2. Расположение хромосом по экватору,
образование веретена деления |
б) Метафаза |
3. Образование новых ядер |
в) Анафаза |
4. Удвоение центриолей и
образование нитей веретена деления |
г) Телофаза |
5. Расхождение хромосом к полюсам |
д) Интерфаза |
IV. Проверьте правильность
выполнения заданий.
Оцените свои знания. Критерии оценки: каждый правильный ответ на
вопрос – 1 балл. Максимальное количество баллов – 5.
Проанализируйте ошибки. |
Работайте самостоятельно Беляев Д.К.
§ 17
Работайте в паре.
Работу выполняйте письменно в тетрадях
Ваша оценка__
Ваша оценка__
Ответы собирает учитель. |
УЭ – 4 Закрепление изученного материала. |
Цель: выявить уровень усвоения нового материала.
Задание 1:
Дайте определения терминам:
– митоз;
– веретено деления;
– клеточный цикл;
– хроматида;
– центромера.
– амитоз;
– цитокинез;
– метафазная пластинка.
Оцените свои знания. Критерии оценки: каждый правильный ответ на
вопрос – 1 балл. Максимальное количество баллов – 8.
Задание 2:
1. Клеточным циклом называется:
а) Период жизни клетки в течение интерфазы.
б) Период от профазы до телофазы.
в) Период от деления до деления.
г) Период от появления клетки до ее смерти.
2. Какой из
процессов предшествует митозу?
а) Исчезновение ядерной оболочки.
б) Удвоение хромосом.
в) Образование веретена деления.
г) Расхождение хромосом к полюсам клетки.
3. Сколько хроматид содержит пара
гомологичных хромосом в метафазе митоза?
а) Четыре.
б) Две
в) шесть
г) восемь
4. Деление центромер и расхождение хроматид
к полюсам клетки происходит в
а) Метафаза.
б) Профаза.
г) Интерфаза.
д) Телофаза.
5. Для каких организмов характерно
почкование?
а) Пеницилла.
б) Сине – зелёные водоросли.
в) Дрожжи.
г) Одноклеточные зелёные водоросли.
Проверьте правильность выполнения заданий.
Оцените свои знания. Критерии оценки: каждый правильный ответ на
вопрос – 1 балл. Максимальное количество баллов – 5. |
Работайте с учителем
Ваша оценка__
Работайте самостоятельно в тетрадях.
Работа в парах
Ваша оценка__ |
УЭ – 5 |
Подведите итоги урока.- Прочитайте цели урока.
- Достигли ли Вы цели урока? В какой степени?
- Оцените свою работу на уроке: "отлично”, "хорошо”, "плохо”.
- Подсчитайте количество баллов, которое Вы набрали при выполнении
заданий.
Поставьте себе оценку |
Индивидуально
Лист контроля начертить в тетради, заполнить его и сдать учителю. |
УЭ -6 Выходной контроль. |
Цель: проверить усвоение изученного материала по
теме урока.
Взять у преподавателя дополненное задание..
Внимательно прочтите задания и выполните его.
|
На выданном листе выполните задание. |
УЭ -7 |
Резюме. Определите, усвоили ли вы учебный материал по
теме урока |
Дополнительно поработайте над трудными для вас
вопросами модуля |
УЭ -8 |
Рефлексия.
Оцените задания модуля и свою деятельность на уроке с помощью
символов.
|
|
|