Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Четверг, 21.11.2024, 11:58:25
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [164]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [218]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [200]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

Конспект урока "Царь Иван Васильевич Грозный"
09.06.2014, 14:11:50

Организационная информация

Цели урока Знакомство с царем Иваном Васильевичем Грозным.
Задачи урока – Познакомить с исторической обстановкой России в XV–XVI вв;
– дать представление о своеобразном правлении Ивана IV;
– познакомить детей с событиями связанными с расширением границ;
– прививать чувство гордости за принадлежность к великому государству.
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока  Приобретают знания о истории нашего государства, знакомятся с правителями Руси, русскими зодчими, историческими памятниками, учатся делать выводы, закрепляют навыки работы с контурными картами, читать выразительно стихотворения, учатся артистизму
Необходимое оборудование и материалы – Карта "Образование и расширение Российского государства в XIV–XVI вв”.
– презентация;
– контурные карты;

Подробный конспект урока

Мотивация учащихся
  1. Начало царствования правления на Руси.
  2. Расширить познания о хозяине прототипа царской короны шапки Мономаха.
  3. Узнать, как расширились границы русского государства с середины XV века.
  4. Иван IV – основатель регулярной российской армии – стрелецкого войска.
  5. Развивать интерес к хоризматичной личности, объединивший разрозненные княжества в государство.
Ход и содержание урока На доске эпиграф:

Не сияет на небе солнце красное,
Не любуются им тучки синие,
То за трапезой сидит в золотом венце,
Сидит грозный царь Иван Васильевич. 

Учитель. Н а торговой площади Великого Новгорода привычный шум. Кричат купцы в лавках – товар нахваливают. Бренчат гуслями, забавляют народ плясками да озорными шутками веселые скоморохи.
Но весь шум разом тонет в чистых заливистых голосах новгородских колоколов. На минуту все забывают о своих делах. Стоят, слушают. Улыбаются, головами качают.
И вдруг в веселый перезвон врывается тревожный голос нового колокола. Снялись с белокаменных стен стаи ворон и черной тучей полетели над рекой. В толпе испуганно зашушукались:

Дети.

– Свят, свят…
– Яко страшная труба гудит…
– То у московского Великого князя Василия сын родился. Иваном нарекли. В его честь этот колокол.
– Сурьезный колокол, грозный…
– Грозный… Как младенец… Волхвы пророчат: вступит младенец в силу – грозным станет. Народу видимо невидимо изведет. Великий Новгород погубит.

Учитель. Невеселое вышло детство у Ивана. В восемь лет остался сиротой. Воспитанием его занимались бояре знатные. С детства он видел, как бояре расхищали казну, подвергали народ грабежу, грызлись между собой, заговоры плели. Каждый старался себе власти побольше оттяпать.
Шло время наставники по умирали. Ослаб присмотр за Великим князем, можно, наконец, вдоволь играть и тешится.
Игры у Ивана были жесткие: он забирался на островерхие терема и спихивал от туда собак и кошек. А после скакал с боярскими сынками по улицам с свистом. Разгоряченные кони давали стариков и детей. Народу горе, Ивану потеха.
А вечерами князь забирался в читальню и читал книжки.
Шел на Руси 1547 год. Великому князю 17 лет. Решил он на царство русское венчаться. Радостно бьется сердце Ивана. Великий это титул – царь. Возложил митрополит Макарий на голову князя венец священный, доставшийся московским князьям от предка их, славного Владимира Мономаха. Тем самым он приобрел титул "Великий государь царь великий князь Иван Васильевич всея Руси”. 

Символами царской власти – венец, скипетр, держава.
Это событие имело очень важное значение.

  1. Впервые русский царь занимал такое положение.
  2. Теперь любой россиянин подчинялся его воле.
  3. Те кто выступал против его воли подвергались расправе

Давайте послушаем сценку, подготовленную ребятами, "Суд над боярином”. 

Царь. Сгонять народ! Поведайте людям московским, что царь казнит своих злодеев.

Автор. Вскоре площадь стала наполняться народом, ставни отворились, и у окон показались бледные боязливые лица.

Царь (развернул длинный свиток). Бывший боярин Дружина! Ты хвалился замутить государство, призвать крымского хана и литовского короля и многие другие беды и тесноты на Руси учинить. Ты же дерзнул злыми, кусательными словами поносить самого государя, царя и великого князя всея Руси и добрых слуг его на непокорство подымать. Заслужил ты себе истязания паче смерти. Но великий государь, помня прежние доблести твои, от жалости сердца, повелел тебя скорою смертью казнить.

Боярин. Ведаю себя честным перед богом и государем.

(Герои сценки, кроме автора, ушли)

Автор. Раздался глухой удар… Благородная кровь боярина Дружины Морозова обагрила доски помоста.

Учитель. Жестокий был царь, но во время его правления были большие изменения – реформы.
Мы с вами сейчас попробуем оценить положительные и отрицательные стороны его правления.

На доске:

"Грозный” Созидатель

Казнил бояр, выступавших
против царской воли.

В России к тому времени насчитывалось уже 200 городов. Московский Кремль был защищен стенами Китай–города, Белого города и Земляного города. О стенах Белого города говорили, что ни один татарин не пробьет толщу этих укреплений. 

Росли русские города.
Мастер Федор Конь построил
белый город в Москве. 

С 1549 года для разрешения важных государственных дел стал созывать Земские соборы. В них входили представители духовенства, дворянства, боярства, городов и крестьян (не принадлежащих кому-либо). 

Земские соборы

При Иване IV было создано Стрелецкое войско, он стремился расширить территорию государства. 

Стрелецкое войско

На месте бывшей Золотой Орды образовалось четыре ханства: Сибирское, Казанское, Астраханское и Крымское. 1552 году присоединив Казань и в 1556 году Астрахань, Россия включила в свой состав весь волжский торговый путь. Теперь она могла свободно торговать со странами Востока. Так возник портовый город Астрахань.

На территории Сибири находилось Сибирское ханство. 

Явился однажды к царю донской казак Иван Кольцо и говорит ему:
– Бью челом великий государь, соболями пушистыми, бобрами переливчатыми, лисами черными. Прими, не побрезгуй. И еще прими малый подарок…
– Что за подарок?
– Царство сибирское! – отвечает атаман. 

О том как казаки во главе с Ермаком захватили Сибирь прочитаем в книжках.
Работа с текстом.

Учитель. Одарил царь Иван казаков деньгами и тканями дорогими. А атаману Ермаку собственную шубу передал. Правда не пришлось Ермаку примерить царскую шубу. Погиб Ермак в схватке с кучумовскими лазутчиками.

Присоединил Казань, Астрахань
и Западную Сибирь 

Работа в тетрадях:
В контурных картах стрелочками покажите направление в которое расширялась территория российского государства при правлении царя Ивана Грозного.

Учитель. Царю всегда мерещилась угроза, заговоры. Та к он поверил ложному доносу о том, что новгородцы хотят изменить ему и передаться Литве. 

И хлебнул лиха Новгород. Много побил новгородцев. Лавки порушил, дома пожег, монастыри обобрал. Был великий Новгород, стал городом слабым и покорным.

Обвинил в заговоре против себя
Жителей Новгорода и устроил
погром и резню.

Стремясь окончательно утвердить свою власть Иван Грозный в 1565 году ввел опричнину. Опричное войско охраняло Александрийскую слободу. Опричники целовали крест на службу государю, отрекались от отца и матери. Не было такого злого дела на которое бы не пошли опричники.

Установил опричнину

В честь победы над Казанью велел царь воздвигнуть Божий храм. Вырос на торговой площади перед Кремлем собор из девяти церквей. Каждую разноцветная маковка венчает, одна на другую непохожа.
Послушаем стихотворение подготовленное моими помощниками.

Чтение стихотворения.
В честь победы над Казанью
Двум умелым мастерам
Царь велел построить храм
И воздвигли люди эти
Небывалый в целом свете,
Пестрый сказочный собор.
Храм Василия Блаженного
Древнерусские черты.
Двое зодчих – Постник с Бармой –
Создавали этот храм.
Москвичи им благодарны,
Этим древним мастерам!

Учитель. Жесток был царь Иван. Шептались, будто велел царь ослепить мастеров великих, дабы не могли они в иных землях построить красоту такую. Только говорят не взял он такого греха на душу.

Собор Василия Блаженного
Или Покровский собор.

Рассматривание картины И. Репина "Иван Грозный и его сын Иван”. (Слайд 23)

В 1581 году в порыве гнева Иван IV ударил своего сына в висок, в результате чего наследник престола скончался.

Не пощадил своего сына.

Жить при таком правителе тяжело, особенно тем, кто пахал поле, собирал урожай к столу царя да боярам. Был такой Юрьев день, когда крестьяне могли перейти от одного хозяина к другому. Иван IV этот день отменил. "Вот тебе, бабушка, и Юрьев день”. Это крылатое выражение стало обозначать несбывшиеся мечты.

Отменил Юрьев день,
ввел урочные лета.

Вот такой был человек и правитель Иван Васильевич. 

Проверка и оценивание ЗУНКов Инсценировка начала урока; чтение стихотворения, работа с контурными картами, исследовательская работа, текст в разделе "Подведение итогов”;
Рефлексия деятельности на уроке
  1. Работа по карте (с опорой на материал).
  2. Заслуги Ивана IV перед российским государством.
  3. Выводы после каждого этапа урока.
Домашнее задание Какие еще полезные дела ты посоветовал бы Ивану IV сделать для государства?
Составь режим одного дня царя Ивана IV.
Дополнительная необходимая информация Знание стихотворения "Собор Василия Блаженного”.
Подготовка инсценировок к уроку.
Категория: НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА | Добавил: Ronaldo | Теги: открытый урок, нестандартный урок, Уроки в начальных классах, начальная школа, учителю младших классов, конспект урока, план-конспект урока
Просмотров: 2172 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/2
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 146
Гостей: 146
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0