Цели занятия:
- Познакомить детей с правилами этикета;
сформировать у учащихся понимания необходимости
выполнения правил этичного поведения.
- Организовать знакомство детей с правилами
поведения за столом, в гостях; упражнять в
использовании слов, означающих просьбу,
извинения.
- Формировать задатки самоконтроля в поведении
детей.
- Воспитывать доброжелательную атмосферу в их
взаимоотношениях.
В гостях у дедушки Этикета.
Ведущий: Сегодня, друзья, я предлагаю вам
отправиться в гости. Вы, конечно, помните, что
обычай ходить в гости возник на заре
человеческой истории. Уже тогда люди испытывали
потребности в том, чтобы пообщаться, поделиться
горем и радостью, удостовериться в добром
отношении друг к другу. И мы с вами тоже любим
ходить в гости и приглашать к себе гостей. Только
давайте задумаемся: умеем ли мы это делать? Порой
мы попадаем в самые нелепые ситуации, не знаем,
как правильно пригласить знакомого в гости, как
встретить гостя, чем его развлечь, как вести себя
за столом, что подарить, чем угостить. Приобрести
эти знания нам помогают занятия у дедушки
Этикета. Проверить уровень своих знаний,
пополнить их запас нам поможет игра – конкурс
"В гостях у дедушки Этикета”. А знаете ли вы, что
такое этикет?
Ответ: Это совокупность норм и правил
поведения, установленных для различных форм
общения, или просто – соблюдения правил хорошего
поведения.
Ведущий: Теперь нам необходимо выбрать 2
команды и жюри.
(Ребята делятся на 2 команды. Назначается жюри.)
– Итак, команды готовы, объявляю первый конкурс!
"Здравствуй, дедушка Этикет” (конкурс №1) .
(На доске два плаката с заготовками
"фоторобота дедушки Этикета”)
В данном конкурсе вам предстоит сделать
"фоторобот дедушки Этикета”. Посмотрите на
плакаты. Вы видите веселое лицо, но все линии
этого рисунка пока намечены пунктиром. Вам
предстоит "проявить” рисунок: напишите на
каждой линии слова, которые, на ваш взгляд,
относятся к теме "Волшебные слова”.
(Команды выполняют задание)
Ученик читает стихотворение.
Извини,
Пожалуйста,
Прости, И разреши.
Это не слова, а ключик от души.
Кроме нашей спутницы –
Таблицы умножения –
Есть еще таблица –
Таблица уважения!
Помните, как азбуку,
Как дважды два:
"Спасибо” и "Пожалуйста” -
волшебные слова!
Всюду, где нескромному
Укажут от ворот,
Вежливый попросит
И пройдет.
Перед словом вежливым
Двери отворятся!
Пусть оно почаще всюду повторяется.
Помните, как азбуку,
Как дважды два:
"Спасибо” и "Пожалуйста” -
Волшебные слова.
Ведущий: Вот у нас и готовы "фотороботы
дедушки Этикета”. Но конечно, не все "волшебные
слова” мы использовали. Волшебными мы называем
те слова, которые действуют на нас как какое-то
волшебство, магия. Давайте их вспомним. Чья
команда назовет слово последней, та и выигрывает.
"Волшебные слова” (конкурс № 2)
Сценка "Волшебное слово”.
Ведущий.
Сидел на скамейке старик с бородой
И зонтиком что-то чертил на песке.
А мальчик Павлуша, сердитый такой,
Сказал ему:
Павел.
Ну-ка, подвиньтесь скорей!
Ведущий.
Глянув на Павлушу, старик пересел.
Мальчик сердитый с ним рядом присел.
Старик.
Почему ты, мальчик, так сердит?
Может быть, с тобой случилось что-то?
Павел.
Ну а вам-то что? Сердит иль не сердит?
Это моя личная забота.
Старик.
Да, твоя. Но только слышал как-то раз,
Что кричал ты.
Может, дрался со знакомым?
Павел.
На свою семью сердит я и сейчас,
Может, даже убегу из дома.
Старик.
Убежишь?
Павел.
Конечно, убегу.
Ленку больше видеть не могу.
Сколько красок у сестры родной,
Мне же дать не хочет ни одной.
Старик.
Из-за этого не стоит убегать.
Павел.
Да не только из-за этого.
Опять утром бабушка из кухни прогнала,
Даже маленькой морковки не дала.
Ведущий.
От обиды громко Павел засопел.
Опустил глаза, на землю посмотрел.
Старик.
Пустяки, что один поругает,
А другой, может быть, поласкает.
Павел.
Совсем не к кому мне приласкаться.
Брат вот на лодке едет кататься.
Но не хочет с собой взять меня.
Я сказал: "Все равно от тебя
Не отстану, весло утащу,
За тобой следом в лодку вскачу”.
Ведущий.
Павлик тут кулаком постучал по скамейке.
И вдруг замолчал.
Старик.
Брат не хочет тебя с собой взять?
Павел.
Ну а вам для чего это знать?
Старик.
Я помочь тебе, мальчик, сумею,
Так как словом волшебным владею./
Это слово тебе я скажу,
Как им пользоваться подскажу.
Слово нужно негромко сказать,
Собеседнику глядя в глаза.
Старик. (шепчет мальчику на ухо:
"Пожалуйста”. Вслух.)
Помни, как говорить по-особому.
Павел.
Я сейчас же, сейчас же попробую!
Ведущий.
Со скамейки тотчас мальчик встал
И домой скорее побежал.
Он увидел, что Лена сидела
Тихо в комнате светлой своей,
Краски разные чудно блестели
На рабочем столе перед ней.
Увидала она брата тоже
И прикрыла их быстро рукой.
Павел (бурчит себе под нос).
Обманул меня дедушка все же,
Не поможет волшебное слово.
Ведущий.
Подошел к Лене Павлик тихонько,
За рукав ее дернул легонько.
Заглянул осторожно в глаза,
Наклонился и тихо сказал:
Павел.
Дай, пожалуйста, краску одну.
Ведущий.
Пододвинулась Лена к окну,
Свои руки сняла со стола.
Лена.
Тебе краска какая нужна?
Павел.
Дай мне синюю.
Лена.
Вот, можешь взять.
А не хватит, еще могу дать.
Ведущий.
Взял Павлуша краску синюю,
Подержал ее в руке,
Походил с ней по квартире он,
А затем вернул ее сестре.
Павел.
Пойду я к бабушке сейчас,
Она в кухне стряпает как раз.
Ведущий.
Отворил он на кухню дверь,
Прижался к бабушке своей,
Взглянул ей ласково в глаза
И тихим голосом сказал:
Павел.
С утра я, бабуля, не кушал пока,
Пожалуйста, дай мне кусок пирожка.
Ведущий.
Волшебное слово ей вмиг осветило
Улыбку, глаза и морщины
Бабушка.
Горячего захотел, внучек милый?
Возьми-ка вот этот с малиной.
Ведущий.
Пирожок у бабушки он взял
От радости ее расцеловал.
Павел (вспомнил старика и прошептал).
Он волшебник! Как я сразу не узнал?!
Ведущий.
За обедом ближе к брату сел Павлуша,
Все, что брат говорил, он слушал.
Брат.
Лодку свою я вчера починил
Весла наладил, на воду спустил.
Покатаюсь на лодке на той.
Павел.
Ты, пожалуйста, возьми меня с собой!
Лена.
Ведь тебе не стоит это ничего.
Ну, пожалуйста, возьми с собой его.
Бабушка.
Покатай его, будь чуточку добрей.
Брат.
Собирайся, путешественник, скорей!
Павел.
Берет меня брат! Как же мне повезло!
Волшебное слово опять помогло!
Ведущий.
Из-за стола Павлуша встал
И в сквер к скамейке побежал.
Но он немного опоздал
И старика там не застал.
Лишь зонтиком начерченные знаки
На песке заметны четко были для того,
Чтоб дети все случайно
Слов волшебных больше не забыли.
Ведущий: А знают ли наши команды вежливые
слова на иностранных языках?
Англ. яз. – Please – пожалуйста, Excuse me –
извините, Thank you – спасибо, I am sorry – простите.
Нем. яз. – Guten Tag – добрый день, Auf Wiedersehen – до
свидания.
Мордовский – Васта мазанок – До свидания.
Шумбрат – здравствуйте.
Ведущий: А теперь несколько сообщений из
истории вежливых слов (рассказывают болельщики).
1. ученик: Самое простое слово
"здравствуйте” означает: "Я вижу тебя, человек!
Ты мне приятен. Знай, что я тебя уважаю и хочу,
чтобы ты ко мне хорошо относился. Я желаю тебе
доброго здоровья, мира, счастья”.
2. ученик: Движения и жесты, которыми
издавна обменивались люди во время приветствия,
были очень разнообразными! Одни кланялись в пояс,
другие падали на колени и ударялись лбом о землю,
третьи прижимали руку ко лбу и сердцу, четвертые
прикасались носами, пятые показывали язык...
3. ученик: Слово спасибо известно в русском
языке с XVI века. Оно произошло от слов "спаси
бог”. Теперь слово спасибо – отдельное слово. В
конце второго слова исчезла буква Г, и
образовалось слово, которое передает следующий
смысл” "Я вас благодарю и желаю вам всех благ”.
4. ученик: Слово благословлять произошло от
слов "говорить благое”, т.е. доброе слово.
Благословлять – значить желать добра.
Песня "Если добрый ты”.
Ведущий: "Пригласительный Этикет”, (конкурс
№3)
Перейдем к третьему конкурсу. Представьте себе,
что вы приглашаете гостей к себе на день
рождения. И многое зависит от того, как вы их
пригласите, с каким настроением они придут к вам.
Пригласить в гости можно в письменной или устной
форме. Ваша задача – написать пригласительные
открытки другу или подруге. Но сначала разминка
по вопросам:
- Как поступить, если тебя пригласили в гости?
(поблагодарить, спросить разрешения у родителей.)
- Можно ли пригласить на день рождения по
телефону? (можно, но только очень близкого друга)
- Прилично ли опаздывать в гости? (неприлично)
- Если по какой-то причине ты не можешь принять
приглашение, как поступить, чтобы не обидеть
приглашающего? (извиниться и обязательно назвать
причину отказа)
- Как нужно пригласить на день рождения: за
несколько часов до празднования или заранее?
(заранее)
- Как нужно вести себя в гостях? (быть веселым,
приветливым, не пытаться привлечь к себе особого
внимания)
(Команды пишут, затем зачитывают приглашения).
Ведущий: Итак, приглашение получено, теперь нужно
подобрать подарок, следующий конкурс посвящен
подарочному этикету.
"Подарочный этикет” (конкурс № 4)
(Помощники выносят стол, на котором лежат самые
разные предметы: носки, носовой платок, вазочка,
цветок, коробка конфет, книга, мягкая игрушка).
- вы видите на столе много подарков. Участник
команды должен выбрать тот подарок, который бы он
хотел подарить своему другу, подруге, маме.
Учтите главное: вам необходимо будет объяснить,
кому именно вы преподнесете этот подарок и
почему ваш выбор пал именно на эту вещь.
(Член команды показывает подарок и объясняет
свой выбор).
Ведущий: Подарок выбран. Можно идти в гости.
Но на самом деле это еще не все. Ведь внешний
облик человека – это тоже очень важно!
Каждая команда сейчас должна составить правила
внешнего вида воспитанного человека.
- Одежда должна быть чистой.
- Волосы должны быть уложены в прическу.
- Одежда должна быть скромной, неброской.
Ведущий: Сейчас вопросы для тех, у кого
хорошее чувство юмора. Я буду называть вам
юмористические определения предметов одежды, а
вы угадывайте, что на самом деле я имею в виду.
- сапоги-теплицы (унты, валенки)
- дубленки для сторожа (тулуп)
- головной убор для дурака (колпак)
- безрукавка с подолом (сарафан)
- бабочка на косе(бант)
- зонтик для носа (козырек)
- стрелочники (брюки)
- дамская треуголка (косынка)
- защитная одежда стряпухи (фартук)
- сверх обувь (галоши)
- кистяное изделие (шаль).
Ведущий: Ну вот, теперь вы действительно
готовы. Можно идти в гости. В гостях вас уже
просят занять место за столом. Теперь необходимо
вспомнить правила поведения за столом.
"Застольный этикет” (конкурс № 5)
Вопросы с ответами задаются командам по
очереди.
1. Когда можно сесть за праздничный стол?
- как только вошли в комнату.
- только после того, как сядут хозяева.
- после приглашения хозяйки +
2. Вы садитесь за стол, берете салфетку и ...
- заправляете за воротник.
- кладете на колени +
- кладете рядом с тарелкой.
3. Как себя вести, если вам предложили блюдо,
которое вы не очень любите?
- гневно отказаться.
- отказаться, назвав причину отказа.
- взять немного, поблагодарив +
4. Как правильно есть котлету?
- ножом и вилкой.
- одной вилкой +
- одним ножом.
5. Для чего к рыбе подается нож?
- чтобы отделять мясо от костей +
- чтобы разрезать большой кусок на маленькие.
- чтобы придерживать кусок, когда пользуются
вилкой.
6. Какие куски из общих блюд следует выбирать?
- самые большие.
- самые маленькие.
- те, что лежат ближе к вам +
7. Если нужно порезать еду на кусочки, в какой
руке следует держать нож, а в какой вилку?
- в правой руке – вилка, в левой – нож.
- в правой руке – нож, в левой – вилка +
- по очереди.
8. Как поступить, если вы нечаянно уронили на пол
вилку, нож или ложку?
- поднять и продолжать есть.
- попросить другой прибор.
- извиниться и попросить подать другой прибор +
Ведущий: Конечно, главная задача гостей –
не как можно больше съесть, а хозяина –
откармливать гостей. Главной целью дружеской
встречи является атмосфера – приветливые жесты,
взгляды, улыбка. Здесь хорошо помогают игры,
танцы, песни.
Песня "Дорога добра”.
(Подведение итогов, выступление жюри,
награждение команд). |