Цели урока: организовать деятельность по
восприятию, осмысление и первичному запоминанию
новых знаний и способов деятельности по теме:
"Вес воздуха. Атмосферное давление".
Задачи урока:
- обеспечить установления учащимися причины,
создающие атмосферное давление и выяснения
влияния земной атмосферы на живые организмы;
- создать условия для воспитания мотивов учения,
положительного отношения к знаниям,
дисциплинированности;
- обеспечить формирование умений выделять
главное, составлять план, вести конспекты,
наблюдать, делать опыты, развивать умения
частичной - поисковой деятельности, выдвижение
гипотезы и её решение.
Оборудование:
Эксперимент 1: воздушный
шарик, свеча, стакан.
Эксперимент 2: стеклянный шар с пробкой и
резиновой трубкой с зажимом, насос, весы, набор
разновесов.
Эксперимент 3: шприц, стеклянная трубочка,
стакан с водой.
1. Организационный этап
Приветствие, фиксация отсутствующих, проверка
подготовленности учащихся к учебному занятию,
раскрытие целей урока и плана его проведения.
2. Актуализация субъективного опыта учащихся
Эксперимент 1. Горящую свечу помещаем под
стакан, пока не сгорит весь кислород, затем
быстрым движением переносим стакан на надутый
воздушный шарик. Шарик "втягивается" в стакан.
Вопрос классу: Почему шарик "втянулся" в
стакан?
3. Изучение новых знаний и способов
деятельности
I. Вес воздуха. Атмосферное давление.
Воздушную оболочку, окружающую Землю, называют атмосферой.
Состав атмосферы: - азот (78%)
- кислород (21%)
- аргон (0,93%)
- углекислый газ (0,03%)
- др. примеси (0,04 %)
Земля притягивает к себе не только все тела:
дома, людей, Луну и т.д., но и молекулы воздуха.
Таким образом, воздух обладает весом.
Вопрос: Как определить вес воздуха?
Эксперимент 2. Опыт стр. 97 рис. 115 (Физика 7 кл.
А.В. Перышкин) - определим массу воздуха.
P = mg
На опыте установлено, что при температуре 0°С
масса воздуха объемом 1 м3 равна 1,29 кг, а вес
12,9 Н.
Верхние слои воздуха давят на нижние, что
приводит к возникновению давления, которое
называется атмосферным.
Эксперимент 3. В шприц набираем воду.
Вывод:
- при подъеме поршня между ним и водой образуется
безвоздушное пространство;
- в это пространство под давлением наружного
воздуха и поднимается вслед за поршнем вода.
II. Существование воздушной оболочки Земли.
Молекулы газов, входящих в состав воздушной
оболочки Земли, притягиваются к Земле.
Вопрос: Почему тогда они все не упадут на
поверхность Земли? Молекулы газов движутся.
Вопрос: Почему они не улетают в мировое
пространство? Скорость молекул меньше второй
космической скорости.
Измерения показывают, что плотность воздуха
уменьшается с высотой.. В конце концов атмосфера
переходит в безвоздушное пространство.
4. Первичная проверка понимания изученного
Ответ на вопрос о воздушном шарике.
5. Закрепление изученного
Доклады ( по 3 мин):
1. Как мы пьем?
2. Атмосферное давление в живой природе.
6. Обобщение и систематизация знаний
Работа по сборнику задач по физике (В.И. Лукашик,
Е.В. Иванова) № 548,549)
7. Итоги, домашнее задание п.40, 41
8. Рефлексия
|