Форма урока: урок исследование. Форма организации коллективной деятельности:
малые творческие группы. Тип:
изучение нового учебного материала. Вид занятий
. Конструирование из бумаги, украшение -
роспись. Интеграция:
история, биология, литература, музыка. Цели и задачи
(образовательные, развивающие,
воспитательные) знакомство с народным искусством, приобщение к
декоративно- прикладному искусству,
*дать понятие о необходимости культуры, связь народных
традиций,
*воспитывать отзывчивость к красоте и гармонии окружающего
мира,
*развивать навыки с использованием традиций народных
промыслов,
*сделать акцент на красоте радости труда,
*связать сегодняшнее отношение к труду с традиционным
почитанием труда,
*развитие творческих способностей, эмоционального,
эстетического восприятия,
*организация коллективной работы учащихся. Материалы для работы
: бумага или картон, ножницы,
гуашь, акварель, кисти. Зрительный ряд:
русские прялки, образцы деревянной
фигурной посуды, репродукции, слайды. Музыкальный ряд:
народная песня «Н/ч яка м/сячна»
запись ансамбль «консерватория», солист- Сергей Каяцкий заслуженный
артист России солист ансамбля песни и пляски МВД России Литературный ряд
: стихи и отрывки о мастерах -
изображения, украшения и постройки.
План урока.
1. Организационный момент.
2. Ввод в тему.
3. Беседа по теме.
4. Практическая работа. Работа по группам.
5. Игровой момент.
6. Индивидуальная помощь учащимся.
7. Повторение и закрепление изученного материала.
8. Итог работы класса.
ХОД УРОКА
И шум дубрав, и птичьи голоса
Люби природу, сказочную фею,
За то, что она дарит чудеса
Нам лишь беречь и восхищаться ею.
М.Коваленко
Учащиеся располагаются, создавая творческие группы
(рабочие места для этого приготовлены) Учитель
: здравствуйте! Ребята нам с вами предстоит
совместная творческая работа. Ребята, согласны ли вы работать со мной? Дети:
согласны. Учитель
: давайте познакомимся – меня зовут Вера
Ивановна, вам предлагаю написать свои имена на заготовке осенних
листьев (листики различных деревьев лежат у ребят на столах, ребята
быстро записывают свои имена) какие красивые у вас имена.
Мы с вами будем «мастерами» изображения, украшения и
постройки. Выбрать мастера помогут инструменты, которыми они работают
(предлагаю взять конверт с кистью, карандашом, ножницами) Вот и
собрались наши мастера в полном составе
На столе стоят предметы быта, деревянная посуда. Вот это
сюрприз! Что это? (обращаюсь к ребятам)
Дети - посуда расписная, красивая Учитель. Посуда необычная, легкая,
деревянная из такого материала была раньше посуда. А узор кудрявый,
травный. Как же он называется? Дети: «хохлома» Учитель: ребята, вспомните, какие
декоративные росписи по дереву вы знаете? Где они находятся? Дети: хохлома, Городецкая, Загорская,
Полховский – Майдан (учащиеся рассказывают о местах, где находятся
мастера росписей) Учитель. Прекрасно! Какие цвета
использовали мастера украшения для хохломской росписи? Дети. Красный, жёлтый, чёрный, позже зелёный. Учитель. Для хохломы эти цвета особенно важны,
красный придаёт теплоту и мягкость искусственному золоту, а чёрный
усиливает его сияние. Видом хохломской росписи стало «фоновое» письмо
«Кудрина», состоящее из завитков (показываю на таблице, расположенной
на доске) «травная» роспись. Основа её - растительный орнамент. Ещё
совсем недавно в сёлах Горьковской области можно было услышать легенду о
том, как пришла на волжскую землю «хохлома» и где она взяла свои
огненные краски. Хотите услышать? Дети. Конечно, интересно знать. Учитель. Жил в давние времена в Москве мастер-
иконописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за
труды. Любил мастер своё ремесло, но больше всего любил он вольную
жизнь и поэтому однажды тайно покинул царский двор и перебрался в глухие
керженские леса.
Срубил себе избу и стал заниматься прежним делом. Мечтал
он о таком искусстве, которое стало бы родным всем, как простая песня, и
чтобы отразилась в нём красота родной земли. Так и появились первые
хохломские чашки, украшенные пышными цветами и тонкими веточками.
Слава о великом мастере разнеслась по всей земле.
Рассказывают её всегда чуть-чуть по - разному, любознательный сможет
прочитать в сборниках легенд и сказок Горьковской области. Необходимую
книгу всегда можно найти в школьной библиотеке.
Знакомимся с росписью деревянной посуды Горьковской
области. Деревня Семёнова (репродукции, изделия) Учитель. Ребята, какие предметы труда из дерева вам
знакомы? Дети. Прялки, но они уже другие, у моей бабушки
есть. На них нитки прядут для вязания рукавичек, носков, шапочек,
свитеров. Учитель. Действительно так и было. А вот росписью
прялок занимались из поколения в поколение семьями, как мужчины, так и
женщины. Известно, прялка сопровождала русскую крестьянку всю жизнь с
6-7 лет идо глубокой старости. Красивую прялку она получала в подарок
от отца или жениха, будучи невестой. И эта прялка с изображением на ней
картинами мирной крестьянской жизни, вместе с парящей птицей -
птицей счастья, являлась как бы пожеланием счастливого замужества,
(показываю репродукции прялки деревни Ульяновской, Красноборский район,
Архангельская область.)
*Прялки1890года Городецкий район, Горьковская область.
Дерево, роспись. Музей народного искусства.
В росписи используются цвета: красный, зелёный, жёлтый,
реже - синий. Роспись приобретает нарядность, декоративность,
сказочное многоцветье. Расписывали прялки клеевыми красками по левкасу
(в переводе с греческого – белый грунт на деревянных изделиях).
Традиционные мотивы состоят из кругов, завитков,
треугольников, розеток и ломаных линий. Форма прялок была проста и
незатейлива, главным образом у прялки её верх – гребень, (показ
репродукций) Как и всё русское народное искусство, убранство прялок
отражает радостное восприятие мира. Всё, что оставили нам наши предки,
мы должны сохранить. А оставили они нам несметное богатство: народные
песни, частушки, пословицы, поговорки, добрые русские избы с
прекрасными образцами народного рукотворчества, предметами
крестьянского быта- одним словом музыкальный, поэтический,
изобразительный фольклор. Народное искусство- это сплав доброго
человеческого разума, душевной теплоты, мудрой неуёмной фантазии. Мы с
вами в нашей мастерской её и проявим. Ведь только сердцем можно
почувствовать доброе, прекрасное в любых проявлениях щедрого таланта.
И сейчас мы прослушаем народную песню артиста России,
солиста ансамбля песни и пляски МВД России Сергея Каяцкого ( имени не
называю ). Ребята, а может кто – узнает нашего земляка- артиста….он
давал концерты не только в ближнем и дальнем зарубежье но и на своей
малой Родине – Кубань, пел и в нашей станице Динская. Внимательно
послушайте, как песней можно передать красоту природы. Кому-то из ребят
послужит эмоциональным настроем в творческой работе.
*Вспомним пословицу о труде. Дети. Без труда не вынешь рыбку из пруда.
Что посеешь то и пожнёшь. -стук в дверь-
Учитель: кто – то стучится, у нас все ребята на
местах, кто это? Дверь открывается, входят коробейники с мешком, в
котором задание «мастерам» - творческим группам. Коробейники (в красочных костюмах)
Мы проехали весь свет,
Но прекрасней места нет,
Это школа№2 в ней прекрасные друзья! 2коробейник
Говорят, здесь собрались «мастера» Дети, да конечно мы здесь. Коробейники, тогда мы доверим вам
украсить…..попробуйте, догадаться, что в мешке?
Вопрос. Что можно смастерить из дерева?
Какие предметы быта и труда? Дети, это посуда и прялки мы только что об этом
говорили. Коробейники достают из мешка шаблоны прялок и
посуды раздают творческим группам (мастерам украшения, мастерам
постройки)
затем уходят, но обещают на обратном пути зайти оценить
мастерство. Учитель, вот и получили мы задание, справимся, как
вы думаете? Дети, конечно справимся. Учитель: приступаем к работе, время терять нельзя,
да и полочки наши скучают без посуды, а места мало надо успеть
разместить свою посуду. Успехов в вашей работе.
Надеюсь, все мастера имеют инструменты для работы. Дети, да все.
Работают по группам:
1 группа – мастера украшения – украшают посуду,
2 группа – мастера украшения – украшают прялки,
3 группа – мастера постройки – вырезают новые формы
прялок, посуды. Учитель, напоминаю ребятам, как правильно
пользоваться ножницами. Фоном звучит народная песня Учитель, мастера, справившиеся с работой ставят
предметы быта на полку (на доске приготовлена полка для посуды для
выставки ученических работ, прялки прикрепляю на доске солнечным
кругом) оцениваю работы, выставляю оценки в дневники. Благодарю ребят
за прекрасно выполненные работы.
В класс входят коробейники и восхищаются результатом
работ. Коробейники: ой, как здорово! Красота
необыкновенная! Нам очень понравилась ваша работа. Мы с вами будем
сотрудничать, вы согласны? Дети – конечно, согласны, нам понравилась такая
работа. Учитель, прекрасно поработали, а теперь немного
поиграем. *Прикрепляю заготовку кроссворда.
*Выставляю предметы, которыми, пользуются художники, они
помогут разгадать кроссворд:
(бумага, рамка, кисть, палитра, мел, карандаш,
краски, картина, стакан, последняя буква в алфавите)
ключевое слово- МАСТЕРСКАЯ.-
Вместе с учениками узнаём предметы, которыми пользуются
художники в своей работе, создавая прекрасные картины.
Слова вписываем в ячейки и получаем ключевое
слово-мастерская- Учитель – завершена работа в нашей мастерской, всем
мастерам огромное спасибо и коробейникам за доверенные изделия. Ребята
мне очень жаль, что наше время вышло, расставаться с вами совсем не
хочется, но меня ждут ребята в моей школе. Всем спасибо за
сотрудничество, до новых встреч! Рефлексия – (расположен ствол дерева и ветви,
листики лежат отдельно)
Уходя из мастерской оставьте своё мнение: *понравилось
занятие листик приклейте на дереве,
* не понравилось – внизу, упавший (получу оценку от ребят
за совместную работу – рефлексия) |