Цель: развитие
воображения,
внимания и памяти учащихся.
Оборудование: запись
пьес Э.Грига
«Утро» и «В пещере горного короля» из сюиты «Пер
Гюнт», музыки П.Хоффера «Битва»; ноты «Игра в
слова» И.Арсеева (с текстом) и «Канадская
народная песня».
ХОД УРОКА
Музыкальное приветствие
(Звучит аудиозапись либо музыка в
исполнении учителя.)
? Ребята, нет музыки без развития, даже
когда она стремится передать полный покой,
неподвижность. Примером может служить
произведение Э.Грига. Под звуки знакомой вам
пьесы «Утро» постарайтесь полностью
расслабиться. Займите удобное положение,
закройте глаза.
Отправляемся в путешествие в мир грез.
Представьте какую-нибудь радостную картину с
собственным участием. Рисуйте в воображении
такие ситуации, в которых вы испытываете самые
приятные чувства.
Релаксация под музыку
(Звучит пьеса Э. Грига «Утро».
Применяется метод визуализации, помогающий
высвободить внутреннее беспокойство и
избавиться от напряжения.)
Обсуждение пьесы Э.Грига
«Утро»
– Предлагаю вам инсценировать
прослушанную пьесу. Но сначала расскажите: что же
в ней происходит, как должна звучать музыка в
разных куплетах?
(1-й куплет – картина спокойного
зимнего леса, медведь тихо идет в свою берлогу.
Таким же спокойным должно быть звучание музыки.)
Что происходит в конце куплета? (Происшествие.
Медведь наступил лисе на хвост. В жизни лесных
обитателей – шум, гам, переполох. Музыка звучит и
быстрее, и громче.)
Верно. Музыка звучит взволнованно, шумно, быстро.
А в третьем куплете? (Медведь залез в берлогу. В
лесу все успокоилось. Музыка опять медленная и
тихая.)
Какие движения помогут нам изобразить
неуклюжего медведя, обиженную красавицу-лисицу,
мудрого дятла? (Импровизация движений,
инсценировка песни.)
Наше исполнение внесло развитие, движение,
изменение характера. Помогли нам в этом средства
музыкальной выразительности. Какие именно? (Темп,
динамика.)
Лесные обитатели живут на свежем воздухе,
никогда не болеют и вам желают здоровья.
Выполните вместе с ними веселые упражнения.
Упражнение «Мишка» на напряжение и
расслабление мышц рук
Мишка до пяти считает,
Мишка гири поднимает. (Разводят руки в стороны,
сжимают пальцы в кулаки, с силой сгибают руки к
плечам и разводят их в стороны.)
Раз, два, три, четыре, пять! (Поднимают руки
вверх, напрягая мышцы.)
Буду гири опускать. (Опускают руки вниз и
расслабляют их.)
Гимнастика для глаз
Сел медведь на бревнышко,
Стал глядеть на солнышко. (Сидя на стуле,
поднимают голову вверх и водят глазами вправо –
влево в ритме стихотворения.)
– Не гляди на свет, медведь!
Глазки могут заболеть! (Прикрывают глаза
ладонями.)
(М.Дружинина)
А вот гимнастика от хитрой
лисы-плутовки.
Гимнастика для стоп
(Ребята выполняют следующие
упражнения: переступание с ноги на ногу, ходьба
на носках, на пятках, перекаты с пятки на носок,
сведение и разведение носков и т.п.)
– Теперь сделаем своему соседу массаж,
которому нас научил дятел.
Массаж спины «Дятел»
Попевка «Игра в слова»
(Ребята исполняют попевку, и педагог
вместе с ними анализирует элементы музыкальной
речи.)
– На картине можно изобразить
смеющегося или плачущего человека, но нельзя
показать переход от радости к печали и наоборот.
А вот композитор, напротив, может выразить именно
развитие чувства, переход от одного состояния,
настроения к другому. Мы уже знаем, что через
музыку можно передать движение, приближение –
удаление. Приведите пример. (Л.Книппер.
«Полюшко-поле».) Сегодня мы познакомимся с
пьесой норвежского композитора Э.Грига «В
пещере горного короля» из сюиты «Пер Гюнт». В
Норвегии много сказок, легенд и преданий о
волшебных существах – троллях и гномах.
А какие герои живут в русских народных сказках и
поверьях? (Баба-яга, Леший, Змей Горыныч,
Чудо-юдо и др.)
Кто обычно побеждает страшных чудищ? (Иван-царевич,
Иван – крестьянский сын.) Добро всегда
побеждает зло? (Да.) Давайте представим себе
такую ситуацию.
Упражнение «Битва»
Под музыку П.Хоффера изображается
Иван-царевич, бьющийся с трехглавым Змеем
Горынычем и побеждающий его.
Дети по очереди выполняют выразительные
движения:
1. Голова и кисти рук – это головы Змея Горыныча.
Они качаются, делают выпады в сторону
Ивана-царевича, никнут по очереди (срубленные),
поднимаются (вырастают новые). Иван с видимым
усилием размахивает воображаемым мечом.
2. Поза и мимика победителя выражают радость и
гордость. Его плечи развернуты, ноги слегка
расставлены, голова откинута, брови подняты, губы
тронуты улыбкой.
– А что же происходит в произведении Эдварда
Грига? Герой попадает в сказочную пещеру, он
прилег отдохнуть. Вдруг послышалось легкое
движение, отовсюду стали появляться тролли. Кто
они? (Волшебные существа.) Какие – добрые или
злые? Об этом мы узнаем, послушав музыку.
Слушание и обсуждение пьесы Э.Грига
«В пещере горного короля»
– Верил я, сходя
впервые в
недра мрачные земные:
Духи тьмы там, в глубине, тайну тайн откроют мне. (Г.Ибсен)
Созвучны ли стихи музыке? (Да.)
Пьеса полна фантастической таинственности. На
добро или на зло собрались тролли? (На зло, они
собираются и строятся в колонны с воинственными
криками.) Что подсказало вам ответ, как
изменялась музыка? (Мелодия не менялась, была
однообразной, ритм тоже, использовался прием
повтора.) А что менялось? (Темп: движение от
очень медленного шествия к очень быстрому, как
вихрь; динамика: от едва слышного звучания к
мощному, громкому; тембр: от спокойного к
возбужденному; характер: от злого к
агрессивному.)
Мы убедились, как и во время «Игры в слова», что
контраст в музыке создается прежде всего такими
элементами, как лад и темп. Очень важна динамика.
Сочетание медленного и быстрого темпа, мажора и
минора, динамических оттенков способствует
отражению печали, спокойствия, гнева и радости.
Упражнение «Противоположные
движения»
Дети становятся в две шеренги
друг
против друга. Звучит «Канадская народная песня».
На начало каждого такта вторая шеренга выполняет
движения, противоположные первой. Если первая
приседает, вторая подпрыгивает; и т.д.
|