Занятие проводится после изучения тем
«Бактерии», «Грибы», «Лишайники» как обобщающий
контрольный урок. Ученики делятся на несколько
соревнующихся команд. В каждой команде есть
консультант, проверяющий ответы ребят. По
окончании урока каждый ученик получает отметки.
Оборудование: таблицы «Бактерии»,
«Шляпочные грибы», «Плесневые грибы»,
«Грибы-паразиты», «Лишайники»; муляжи грибов;
кодоскоп и кодотранспаранты на прозрачной
пленке; сигнальные карточки для коллективной
работы.
Задание № 1. Работа с классом
На доске написан план характеристики
представителей царств бактерий, грибов,
лишайников.
1. Название царства.
2. Особенности строения организма.
3. Место обитания.
4. Представители.
Отвечает любой желающий, консультант
заносит отметки в оценочный лист.
Задание № 2. Индивидуальная работа
Каждому выдаются 2–4 отдельные
карточки, на которых напечатаны термины по темам
урока. Карточки с терминами необходимо
распределить соответственно темам по кармашкам
классификатора. Количество терминов зависит от
количества учащихся в классе. Например: ядерное
вещество, ядро, нуклеотид, прокариоты, эукариоты,
аэробы, анаэробы, сыворотка, иммунитет, вакцина,
микология, гетеротрофы, фитофтора, пенициллин,
«манна небесная», слоевище и др.
Каждый учащийся подписывает свою
карточку (фамилия) и кладет ее в соответствующий
кармашек.
Работа оценивается
консультантами.
Задание № 3. Биологический диктант
Учащиеся выслушивают вопросы и
записывают ответы.
1. Надцарство живой природы,
представители которого не имеют ядра.
2. Организм, который для питания использует
органические вещества живых организмов.
3. Взаимовыгодное сожительство двух и более
организмов.
4. Вещества, поглощаемые грибами из корней
деревьев.
5. Отрасль производства, которая использует живые
организмы и биологические процессы для
производства ценных для народного хозяйства
продуктов.
Учитель проверяет ответы, пока
консультанты проводят конкурс по заданию № 4.
Задание № 4. Коллективно-индивидуальная
работа
Каждый ученик получает карточку с
тремя вопросами и устно отвечает на них, при
затруднении на вопрос может ответить любой
желающий из той же группы.
Примерные варианты вопросов.
Вариант 1
1. Какие организмы называют паразитами
и почему?
2. Что такое лишайники?
3. Что «лишнее»: накипные, азотфиксирующие,
почвенные, молочнокислые.
Вариант 2
1. В сосновом лесу встречается много
маслят, а в березовом подберезовиков. Почему?
2. Как питаются бактерии?
3. Найди пару:
гриб
бактерии
лишайник |
золотянка
фитофтора
сальмонелла |
Вариант 3
1. Как размножаются бактерии?
2. Почему лишайники медленно растут?
3. Заполни пробел: «Живые организмы, состоящие из
одной клетки, встречаются среди представителей
царства... (из предложенных на теме урока).
Вариант 4
1. Какие живые организмы называются
сапрофитами. Приведите примеры бактерий
сапрофитов.
2. Почему лишайники называются первопроходцами
жизни?
3. Дополни ответ: «Готовыми органическими
веществами питаются представители царств ... ».
Работа оценивается консультантами.
Задание № 5. Работа с сигнальными
карточками
Ученики читают вопросы, записанные на
кодотранспаранте. Оценивается верность вопроса:
ДА – красная карточка, НЕТ – синяя.
Вопросы открываются по мере ответов.
1. Бактерии, грибы и лишайники
участвуют в круговороте веществ в природе.
2. Мукор и пеницилл – шляпочные грибы.
3. Ультрафиолетовый свет благоприятен для
бактерий.
4. Все бактерии – паразиты человека и животных.
5. Лишайники – индикаторы чистого воздуха.
6. Деревья от грибов получают минеральные
вещества.
7. ЛСД делают из спорыньи.
8. С помощью микроорганизмов получают пенициллин,
витамины, ферменты, кормовые дрожжи.
9. Грибы используют в пищу, так как они содержат
много витаминов, белки и микроэлементы.
10. Для грибов характерен только паразитический
образ жизни.
Задание № 6. Коллективная работа
Значение бактерий, грибов и лишайников
в природе и жизни человека.
Отвечают все желающие.
Задание № 7. Кроссворды
Разгадывание кроссвордов по группам.
Пока ребята разгадывают кроссворды,
консультанты и учитель подводят итоги и каждому
выставляется отметку за проделанную на уроке
работу. (Представлен один из вариантов.)
СЪЕДОБНЫЕ ГРИБЫ
|