Задачи. Овладение новой разновидностью
аппликации - мозаикой. Развитие художественного вкуса, аккуратности,
точности и координации движений, мелкой мускулатуры пальцев рук.
Учитель. На этом уроке мы с вами познакомимся с
мозаикой.
Ваня. А у меня дома есть мозаика, я уже давно умею узоры
складывать.
Многие дети говорят, что у них дома тоже есть такая игра.
Учитель. Замечательно, вы мне очень поможете на уроке.
Может быть, даже расскажете о таких приемах, с которыми я не знакома.
Дети согласны.
Учитель. Мозаика - изображение или узор, выполненный из
однородных или различных по материалу частиц (галька, камень, смальта,
кусочки стекла, черепки, пластмасса), природного материала: соломы,
засушенных растений. Дома я просила вас подготовить интересный материал о
мозаике. Что интересного вы можете рассказать классу?
Ксюша. Этот вид искусства очень старый. Когда-то очень
давно мозаику делали из глиняных разноцветных кружочков и камешков.
Учитель. Да, это древний вид искусства. До наших дней
дошли великолепные мозаики из полудрагоценных камней и смальты в Италии и
Византии. В Древней Руси тоже знали и умели делать цветное стекло.
Многие соборы и храмы в Киеве, Чернигове и Владимиро-Суздальском
княжестве славились своими прекрасными мозаичными картинами из цветной
смальты. Те из них, которые сохранились, и сегодня поражают своими
красками. Позже этот вид искусства был забыт на Руси. Возродил его М.В.
Ломоносов. Секрет цветного стекла был утерян, поэтому ученому пришлось
проделать тысячи опытов, пока у него не получилась смальта. Он создал
"Портрет Петра I" и работу "Полтавская баталия" (учитель показывает
детям цветные фотографии работ М.В. Ломоносова). Ломоносов писал: "Пою
перед тобой в восторге похвалу не камням дорогим, не злату, а стеклу".
Настя. У нас в Сочи тоже есть мозаика на Торговой галерее.
Там сделаны красивые рыбы и морские звезды. Очень красиво! Особенно
сейчас, когда ларьки от этой стенки убрали, и все опять стало видно.
Учитель. Спасибо, а кто из вас был в детском городке в
Адлере.
Дети поднимают руки.
Миша. Там тоже мозаика! Там животные и рыбы из мозаики. У
меня есть фотография, где я на крокодиле сижу.
В классе радостное оживление.
Учитель. И Торговую галерею, и Адлерский детский комплекс
создал художник Зураб Константинович Церетели. За эти работы он получил в
1976 году Ленинскую премию. А как вы думаете, для украшения чего
используют мозаику?
Лаура. Ее используют для украшения стен домов, чтобы город
был красивый и яркий.
Денис. Пол можно делать из мозаики. Так паркет делают с
рисунком и плитку выкладывают.
Других мнений нет.
Учитель. Хорошо. Действительно, мозаику часто используют
для украшения общественных зданий. Так, мозаиками украшены станции
Московского метрополитена: плафоны для станций "Площадь Маяковского",
"Новокузнецкая" (художник А. А. Дейнека), станции "Новослободская",
"Смоленская" и "Комсомольская" - кольцевая (художник П. Д. Корин).
Учитель показывает цветные фотографии.
Учитель. А теперь мы с вами научимся сами делать мозаику.
Откройте, пожалуйста, ваш учебник "Умные руки" на странице 18.
Дети открывают учебники.
Учитель. Рассмотрите иллюстрации и докажите, что мы будем
делать именно мозаику.
Дети рассматривают иллюстрации.
Олег. Мы будем делать мозаику, потому что эта аппликация
сделана из кусочков цветной бумаги.
Дети согласны.
Учитель. Спасибо. Что нам потребуется для этой работы?
Игорь. Нам нужна цветная бумага, клей, карандаш и ножницы.
Алена Л. Можно и без ножниц. Тут написано (читает): "Нарви
или нарежь кусочки бумаги нужного цвета".
Учитель. Да, неровные контуры вырванных деталей придают
изображению более привлекательный вид, но для того, чтобы мозаика
получилась действительно привлекательной, нужно работать очень...
Дети. Аккуратно!
Учитель. Назовите, пожалуйста, последовательность работы.
Аня Ш. Сначала нужно выбрать цвет фона.
Алена Н. А я думаю, что сначала нужно придумать, что
будешь делать. Выберешь зеленый фон, а потом разве можно на нем будет
зеленую лягушку сделать?
Аня Ш. Сначала всегда придумывают, а потом выбирают фон.
Учитель. Хорошо. Придумали рисунок, выбрали фон, а что
дальше?
Артем. Дальше надо нарисовать простым карандашом эскиз и
нарвать или нарезать столько бумажек нужного цвета, чтобы их хватило на
всю аппликацию.
Савва. Потом нужно аккуратно намазывать контур клеем и
приклеивать кусочки бумаги.
Учитель. Нужно намазать клеем сразу весь контур?
Савва. Нет, надо по частям намазывать, чтобы он не успел
высохнуть.
Ксюша. Клей надо наносить совсем чуть-чуть, потому что он
растечется, размажется, и аппликация испортится.
Учитель. Да, на аккуратное выполнение работы нужно
обращать большое внимание. Мы с вами обговорили последовательность
работы, а теперь выберите ту картинку, которая вам больше всего
понравилась.
Все дети выбрали морскую звезду.
Учитель. Хорошо. На каком фоне вы будете работать?
Валя. На голубом. Она же в море живет. У меня дома есть
настоящая морская звезда, только она высохшая. Она такая бледно-красная.
Можно я свою звезду сделаю?
Учитель. Конечно! Для тех, кто хочет сделать морскую
звезду точно такую, как в учебнике, на странице 46 есть выкройка,
которую можно перевести. Те, кому нужна копировальная бумага, возьмите
ее в шкафу.
Большая часть детей хочет нарисовать эскиз самостоятельно.
Учитель. Дети, когда будете намечать рисунок, обратите
внимание на то, чтобы не перегружать картинку мелкими деталями. Скажите,
пожалуйста, как сделана рамка работы?
Максим. Она тоже составлена из кусочков бумаги?
Настя. Можно не делать рамку? Мы хотим потом из мозаики
сделать одну большую картину. Составить ее из наших работ.
Дети поддерживают предложение.
Учитель. Очень интересная идея. Тогда те дети, которые
хотят участвовать в совместной работе, не делайте рамку. Мы в конце
урока обдумаем, как лучше сделать общее панно. Скажите, пожалуйста, как
лучше расположить лист, на котором вы будете намечать рисунок?
Валя. По ширине, горизонтально. Так она будет лучше
смотреться. Она в ширину больше, чем в высоту. Возражений нет.
Учитель. Хорошо. Можно приступать к работе.
Дети выполняют эскиз самостоятельно, переводят готовый рисунок на свой
лист, рвут бумагу, обмениваясь цветными листами, чтобы подобрать нужный
оттенок. Учитель подходит к детям, дает советы, обращает внимание на
недостатки отдельных работ. Дети заканчивают мозаику. Учитель закрепляет
готовые работы на классной доске так, что получается коллективное
декоративное панно из морских звезд.
Учитель. Давайте подведем итоги работы. У вас у всех
получились живые и яркие мозаики. А какие из них понравились вам больше
всего?
Ваня. Мне понравилась Ксюшина звездочка. Она очень яркая и
красивая. У нее один лучик немножко длиннее, как у настоящей. Настоящие
же не бывают совсем ровными.
&nbs p; Алена Н. А мне нравится Валина мозаика. Морская
звезда у нее не просто красная, а из разных красных кусочков.
Учитель. Ты хочешь сказать, что из кусочков разного
оттенка красного цвета?
Алена Н. Да.
Саша А. Мне нравятся все работы. Только Миша много клея
налил, и у него не совсем аккуратно получилось.
Миша. Это у меня нечаянно клей разлился! Когда мне купят
клеящий карандаш, у меня тоже хорошо будет.
Учитель. Да, у Миши работа получилась не совсем
аккуратная, но он постарался сделать свою звезду яркой и разноцветной.
Вы все хорошо постарались. Вижу, что никто не захотел сделать рамку. Вы
все хотите объединить мозаики в одно панно?
Дети радостно соглашаются.
Учитель. Хорошо, но давайте подумаем, что еще нужно
добавить, чтобы совместная работа получилась интересной?
Стасик. Нужно еще приклеить рыбок и морскую травку.
Ксюша. Водоросли.
Больше желающих высказаться нет.
Учитель. Очень хорошо. На уроке рисования мы попробуем
составить эскизы рыбок, а на следующем уроке завершим работу. Я оставлю
ваши мозаики в кабинете, чтобы выпотом не забыли их принести. Урок
закончен. Можете убирать свои рабочие места и сдавать их дежурным. |