1. Формирование правовой культуры учащихся.
Ознакомление с Конвенцией о правах ребенка.
2. Отработка умения вести дискуссию, высказывать свое
мнение, отстаивать свою точку зрения.
Материалы и оборудование: Конвенция о правах ребенка,
карточки с ситуациями, ватман с кроссвордом, рисунки учащихся.
Ход мероприятия
Учитель. Ф. М. Достоевский писал: счастье всего мира
не стоит одной слезы на щеке невинного ребенка.
Эти слова сейчас очень часто повторяются, но при этом
мало кто руководствуется этой абсолютно нравственной мыслью.
В нашей стране проблема защиты детства почти всегда
стояла особенно остро.
Российские дети, по данным статистики, находятся в
тяжелейшем положении. Насилию в семье подвергается ежегодно около 2 млн. детей
в возрасте до 14 лет. Каждый год из дома убегают 50 тыс. детей. 60 % сирот, достигших
трех лет, попадают в специнтернаты. 348 тыс. семей состоят на учете в ПДН.
Это еще раз подтверждает необходимость получения, как
детьми, так и родителями, знаний в области прав ребенка.
Благополучие детей и их права всегда вызывали интерес
и пристальное внимание международного сообщества. Еще в 1924 г. Лига Наций
приняла Женевскую декларацию прав ребенка. В 1959 г. ООН принимает Декларацию
прав ребенка, в которой были провозглашены социальные и правовые принципы,
касающиеся защиты и благополучия детей.
В 1979 г. Комиссия ООН по правам человека приступила к
разработке проекта Конвенции о правах ребенка. Эта работа продолжалась 10
лет.
20.11.1989 г. Конвенция о правах ребенка была принята
Генеральной Ассамблеей ООН. В 1990 г. она была ратифицирована Россией и
вступила в силу 1.10.1990 г.
По сравнению с Декларацией (1959 г.), где было 10
принципов, Конвенция имеет 54 статьи и является наиболее полным документом, в
котором права ребенка приобретают силу норм международного права. Конвенция включает
в себя группы:
1) основные права - на жизнь, на имя;
2) обеспеченное семейное благополучие ребенка
(обязывает родителей заботиться о детях);
3) свободное развитие личности ребенка (свобода мысли,
совести, религии);
4) здоровье детей (право на медицинское обслуживание);
5) образование детей и их культурное развитие;
6) защита ребенка от экономической и др. эксплуатации.
Но, тем не менее, все чаще права ребенка нарушаются,
растет детская преступность...
А случалось ли вам встречаться с нарушением своих
прав?
Учащиеся представляют рисунки, на которых изображено
какое-либо нарушенное право.
У каждого учащегося на руках выдержки из Конвенции.
Учитель. Я предлагаю вам разделиться на 4 группы, и,
проанализировав ситуацию, ответить на вопросы: нарушаются ли права ребенка?
Какие? Оцените действия. (Карточки с ситуациями. См. Приложение 1.)
Учитель. А теперь я предлагаю вам разгадать кроссворд
с помощью Конвенции о правах ребенка.
В заключение я предлагаю вам высказать свое мнение:
1) Для чего нужна Конвенция?
2) Зачем ребенку знать свои права?
3) Что делать, если ваши права нарушены? Учащиеся
отвечают на вопросы.
Учитель. Впереди у нас большая работа по претворению в
жизнь положений Конвенции о правах ребенка. Надо при этом почаще вспоминать,
что основной смысл этого документа можно выразить так: «Надо проявлять как
можно больше уважения к ребенку, его правам, заботы о нем, любви к нему!».
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение I
Ситуация 1.
В лютый мороз ребенка не пустили в школу из-за того,
что он был один не в форме, предусмотренной в школе. Поэтому он пошел гулять по
городу, так как дома у него никого не было. Вечером он все рассказал маме, и
она пошла к директору, на что директор ответил, что их школа предусматривает
специальную форму, а если не нравится, - переходите в другую школу.
Вопрос. Нарушаются ли права ребенка? Какие?
Ситуация 2.
Учительница заявила своим ученикам, что ей надоели
письменные работы, ответы на которые, как она считает, ученики списывали. И
поэтому она сказала, что будет вызывать учеников на перемене и опрашивать их.
Когда один из учеников сказал, что так нельзя, так как перемена - это личное
время учеников, учительница ответила: «А зачем она вам в школе? Вы здесь для
того, чтобы учиться».
Вопрос. Нарушаются ли здесь права ребенка? Кто прав?
Ситуация 3.
Родители Васи часто выпивали, а когда у них
заканчивались деньги, они заставляли его идти на улицу и просить милостыню.
Если мальчик возвращался домой без денег, родители били его и говорили, что он
обуза для них. Соседке, которая видела это, стало жалко Васю, и она рассказала
все участковому милиционеру. На все вопросы родители отвечали, что так они
воспитывают у Васи чувство долга и готовят его к взрослой трудной жизни, и
вообще, это ребенок их, и они воспитывают его как хотят.
Вопрос. Нарушаются ли здесь права ребенка? Оцените действия
родителей.
Ситуация 4.
Света всегда приходила в школу в рваных кроссовках, в
старой куртке она ходила весь год. У нее не было тетрадей, а ручку ей подарила
одноклассница- На вопрос учителя, почему она не носит школьные принадлежности,
она ответила, что их нет, мама с папой ничего не покупают, все тратят на водку.
Тогда учительница пошла вместе со Светой к ней домой, чтобы поговорить с
родителями. От них она услышала, что у них нет денег на «побрякушки», которые
хочет их дочь.
Вопрос. Нарушаются ли здесь права ребенка? Какие?
Оцените действия родителей.
ИЗВЛЕЧЕНИЕ ИЗ КОНВЕНЦИИ О ПРАВАХ РЕБЕНКА
Статья 18.
1. Государства-участники предпринимают все возможные
усилия к тому, чтобы обеспечить признание принципа общей и одинаковой
ответственности обоих родителей за воспитание и развитие ребенка. Родители или в
соответствующих случаях законные опекуны несут основную ответственность за
воспитание и развитие ребенка. Наилучшие интересы ребенка являются предметом их
основной заботы.
Статья 19.
1. Государства-участники принимают все необходимые
законодательные, административные, социальные и просветительные меры с целью
защиты ребенка от всех форм физического или психологического насилия,
оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения,
грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление, со
стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о
ребенке.
Статья 27.
1. Государства-участники признают право каждого
ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного,
нравственного и социального развития ребенка.
2. Родитель(и) или другие лица, воспитывающие ребенка,
несут основную ответственность за обеспечение в пределах своих способностей и
финансовых возможностей условий жизни, необходимых для развития ребенка.
Статья 28.
1. Государства-участники признают право ребенка на
образование, и с целью постепенного достижения осуществления этого права на
основе равных возможностей они, в частности:
a) вводят бесплатное и обязательное начальное
образование;
b) поощряют развитие различных форм среднего
образования, как общего, так и профессионального, обеспечивают его доступность
для всех детей и принимают такие необходимые меры, как введение бесплатного
образования и предоставление в случае необходимости финансовой помощи;
c) обеспечивают доступность высшего образования для
всех на основе способностей каждого с помощью всех необходимых средств;
d) обеспечивают доступность информации и материалов в
области образования и профессиональной подготовки для всех детей;
е) принимают меры по содействию регулярному посещению
школ и снижению числа учащихся, покинувших школу.
2. Государства-участники принимают все необходимые
меры для обеспечения того, чтобы школьная дисциплина поддерживалась с помощью
методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка, и в
соответствии с настоящей Конвенцией.
Статья 29.
1. Государства-участники соглашаются в том, что
образование ребенка должно быть направлено на:
a) развитие личности, талантов и умственных и
физических способностей ребенка в их самом полном объеме;
b) воспитание уважения к правам человека и основным
свободам, а также принципам, провозглашенным в Уставе Организации Объединенных
Наций;
c) воспитание уважения к родителям ребенка, его
культурной самобытности, языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в
которой ребенок проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличным
от его собственной;
d) подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном
обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и
дружбы между всеми народами, этническими, нацио
нальными и религиозными группами, а также лицами из
числа коренного населения;
е) воспитание уважения к окружающей природе.
Статья 31.
1. Государства-участники признают право ребенка на
отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях,
соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и
заниматься искусством.
2. Государства-участники уважают и поощряют право
ребенка на всестороннее участие в культурной и творческой жизни и содействуют
предоставлению соответствующих и равных возможностей для культурной и
творческой деятельности, досуга и отдыха.
Статья 6.
1. Государства-участники признают, что каждый ребенок
имеет неотъемлемое право на жизнь.