I. Функции корня
Учитель. Послушайте стихотворение.
Мы в букет собрали маки жаркие,
Много незабудок голубых.
А потом цветов нам стало жалко,
Снова в землю посадили их.
Только ничего не получается:
От любого ветерка качаются!
Почему осыпались и вянут?
Без корней расти и жить не станут!
Как ни тонок, неприметен
Под землею корешок,
Но не может жить на свете
Без него любой цветок!
(В. Жак)
Как вы думаете, почему растение не
может жить без корня? (Ученики высказывают свои
соображения.) Когда дует сильный ветер,
попробуйте удержать за ручку зонтик. Трудно!
Какая же сила нужна, чтобы дуб или липу с толстыми
стволами и ветвями удержать на месте при ветре
или урагане?. Сила могучего великана! Этой силой
обладают корни. Словно стальные канаты натянуты
они во все стороны и держат растение. Корни очень
крепки. Попытайтесь разорвать тонкий корешок.
Нелегко это сделать! А ведь корней у каждого
растения очень много и они идут далеко вглубь и
вширь.
Все корни одного растения образуют корневую
систему. (Таблички с новыми терминами
укрепляются на магнитной доске.)
В зависимости от местных условий корневые
системы растений располагаются по-разному. На
равнине корни обычно растут в глубину. У горных
растений – проникают в трещины, расширяют их и
разрушают скалы. В песчаной пустыне вместо земли
песок, но и к этим условиям приспособились
растения. У кустарника джузгуна корни тянутся
вдоль поверхности песков на 20 м. Как бы ни
бушевала буря, корневая система держит растение,
как якорь.
А еще корень ищет в почве и доставляет растению
необходимые вещества. (Используется рисунок из
«Книги для чтения по ботанике», стр. 29). У
верблюжьей колючки в пустыне корни уходят на
глубину до 15 м, достигая грунтовых вод. Но
рекорд глубины принадлежит корням вяза – 110 м.
Закрепление
Учитель. Так какова же роль корней
в жизни корня?
Учащиеся. Корни закрепляют
растение в почве, снабжают его водой и
минеральными солями, проникая на большую
глубину. (Раскрывают функции корней на
примерах.)
II. Рост корня
Учитель. Растет корень чаще всего
прямо вниз. И растет он своей верхушкой. Это можно
доказать на опыте. Взгляните – вот гербарии двух
проростков гороха. Чем они отличаются друг от
друга?
Учащиеся. У одного проростка корни
длиннее, а листья мелкие; у другого – корни
короче, но их больше, а листья крупнее.
Учитель. У второго проростка
верхушку корня отщипнули. И он перестал расти в
длину, но зато от него стали отрастать другие,
новые корни. Это свойство роста корней человек
использует при выращивании рассады. (Примеры
технологии выращивания рассады томатов, огурцов
и др.)
Закрепление
1. Работа с учебником – прочитать
определение понятия пикировка.
2. Зарисовать в тетрадях схему пикировки.
3. Записать в тетрадях вывод: корень растет своей
верхушкой.
III. Строение корня
Учитель. Известны случаи, когда
стебли растений прорастали сквозь асфальт. А
ведь его трудно пробить даже ломом. Корни
растений очень сильные. Они могут «прогрызать»
даже камни. Самая твердая почва для них не
преграда.
Участок верхушки корня, за счет которого он
растет, называют зоной роста.
Главную роль в продвижении растущего корня в
грунте играет корневой чехлик. Он как
колпачок защищает верхушку корня от повреждений.
Главная задача корня – поглощение воды из почвы.
Если осторожно выкопать молодое растение (демонстрируется
рассада), можно увидеть, что корешки тесно
оплетают частицы земли. Эти тонкие корневые
волоски – мощное орудие всасывания.
Биологи измерили длину всех корней у растения
ржи. Она оказалась равной 623 км, а с корневыми
волосками – 11 тыс. км.
(По ходу объяснения учащиеся находят
соответствующие участки корня на рисунке
«Строение корня» в учебнике. Для
ознакомления с корневыми волосками предлагается
также рассмотреть под лупой корни проростка
гороха.)
Закрепление
1. Показать на таблице участки корня и
рассказать об их функциях.
2. Записать в тетради название зон корня.
3. Записать в тетради вывод: на корне растения
выделяют отдельные участки, связанные с
выполнением разных функций.
IV. Типы корневых систем
Учитель. Корневые системы разных
растений различаются по внешнему строению.
Посмотрите на таблицу «Типы корневых систем». В
чем состоят эти различия?
(Ученики высказывают свои
соображения.)
Если хорошо выделен центральный
корень, а от него отходят более мелкие – это
стержневая корневая система. Если центральный
корень незаметен среди других – это мочковатая
корневая система.
Закрепление
1. Прочитать вслух определение типов
корневых систем в учебнике.
2. Рассмотреть предложненные гербарные
экземпляры растений с различными типами
корневых систем и привести свои примеры
растений.
3. В тетради зарисовать схемы корневых систем.
V. Видоизменения корней
Учитель. Некоторые растения
откладывают в видоизмененных корнях – корнеплодах
– часть созданных питательных веществ про запас.
(Демонстрируются корнеплоды свеклы, моркови.)
А у плюща развиваются корни-присоски – с
их помощью это растение цепляется за опору и
растет, карабкаясь в вверх по стволам деревьев.
У некоторых тропических растений – фикусов –
корни начинают расти на широко раскинувшихся
ветвях. Достигнув земли, они утолщаются и
превращаются в подпорки для кроны дерева.
У мангров – деревьев и кустарников, растущих на
низких берегах теплых морей, где в почве имеется
избыток воды и недостаток кислорода, появляются
необычные корни – дыхательные. Они
растут не вниз, а вверх, и, выходя на поверхность,
поглощают кислород из воздуха.
Корни дерева веллингтония, также растущего на
очень влажной почве, поднимаются из почвы
сплошной стеной. В такой чаще корней можно даже
устраивать загоны для лошадей.
Закрепление
Учащиеся записывают в тетрадях
названия видоизменений корней и их примеры.
В заключение урока звучит басня
Крылова «Свинья под дубом».
|