Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Воскресенье, 28.04.2024, 22:01:18
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [50]
ЛИТЕРАТУРА [91]
АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК [58]
ИТАЛЬЯНСКИЙ ЯЗЫК [6]
ИСТОРИЯ [90]
БИОЛОГИЯ [287]
ГЕОГРАФИЯ [109]
МАТЕМАТИКА [54]
ИНФОРМАТИКА [70]
ЭКОНОМИКА [9]
ФИЗИКА [62]
АСТРОНОМИЯ [20]
ХИМИЯ [54]
НАЧАЛЬНЫЕ КЛАССЫ [49]
ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ [29]
МУЗЫКА [40]
ИЗО [6]
ТЕХНОЛОГИЯ [16]
ОБЖ [52]
ЭКОЛОГИЯ [11]
МХК [11]

КРОССВОРД-ГОЛОВОЛОМКА "Откуда пошло..., или сколько здесь историй?"
08.03.2011, 10:13:40
Рисунок 57

Внимательно присмотритесь к этой "лесенке". В клетки по горизонтали надо вписать десять крылатых выражений, бытующих в русском языке (иногда несколько веков!). Вписывать их можно в любом порядке (по мере того как отгадаете), пользуясь рассказами о времени и условиях их происхождения. Вертикальные черточки - разделительные, они подскажут, сколько слов в данном выражении.

1. Это выражение часто применяют к человеку, который со дня на день откладывает, затягивает решение. Давно бы пора решить дело, а оно все еще лежит без движения. Злой ли тут умысел или лень простая? Откуда же вошло это выражение в народный язык? Царь Алексей Михайлович, отец Петра I, будучи человеком богомольным, отменил существовавший до него обычай класть челобитные на "высокое" имя на царские гробницы в Архангельском соборе. Он приказал установить перед дворцом в селе Коломенском (загородная резиденция царской семьи) особый ящик, куда каждый мог опустить свою жалобу или просьбу, чтобы сам царь мог их ежедневно прочитывать. А ответы все равно шли через приказы, и дождаться решения было нелегко, иногда проходили не только долгие месяцы, но и годы. Видимо, поэтому, а может быть, по форме ящика и дано было ему прозвище. Само же выражение оказалось живучим и в московских канцеляриях последующих веков. Иногда его заменяли другим: "положить под сукно".

2. Так говорят о человеке, который небрежно, кое-как, с ленцой выполняет работу. А родилось выражение в допетровской Руси, когда многие носили верхнюю одежду с непомерно длинными рукавами, концы которых ниспадали до колен, а то и до самой земли. В такой одежде не поработаешь! Недаром о человеке, который берется за дело решительно, горячо, устранив все помехи, и работает со старанием, говорят, что он работает "засучив рукава".

3. Родилось это выражение и стало общеупотребительным в XIX в. в смысле показного благополучия, заведомого обмана, очковтирательства. В основе его фамилия знаменитого вельможи екатерининских времен, совершавшего вместе с императрицей поездку в 1783 г. по землям Новороссии.

4. Употребляется в наше время в значении "запомнить крепко-накрепко, раз и навсегда". В давние времена, когда основная масса населения, будучи неграмотной, не могла делать памятных записей, многие княжеские и боярские слуги, ведающие учетом того, что поступало от населения господину, носили при себе специальные дощечки, на которых делали всевозможные заметки - зарубки. Название этих дощечек и стало составной частью выражения.

5. В. В. Верещагин (1842-1904) так назвал свою картину, изображающую занесенных снегом и замерзающих русских солдат во время русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Стояли сильные морозы, заносы мешали снабжению солдат, они сотнями погибали от холода и голода, но тем не менее войска удерживали горный перевал, являвшийся важным стратегическим пунктом. Этот заголовок взят был художником из лживых официальных реляций с театра военных действий. С тех пор эти слова употребляются во всех случаях, когда трудное положение скрывают за притворным спокойствием, когда делается вид, что все обстоит благополучно, в то время как на самом деле происходят события печальные или опасные.

6. Так будто бы объявляли славяне, когда начинали войну с кем-либо из соседей. По летописи такой способ объявления войны связан с именем киевского князя Святослава. Выражение употребляется в смысле честного, открытого заявления о начале решительных действий.

7. Происхождение этого выражения относят к далеким временам ордынского владычества. Русские князья, приезжая по делам в Золотую Орду, подвергались унизительной процедуре: чтобы очистить себя от всяких "злых мыслей" на хана, православный князь должен был пройти между двумя языческими кострами. Вот и говорят так о человеке, когда он попал в тяжелое положение, выход из которого, может быть, даже заставит его попуститься своим достоинством.

А может быть, родилось выражение в результате борьбы с частыми на Руси лесными пожарами, когда для прекращения их пускали встречный огонь. Каково было человеку, оказавшемуся между двумя огненными стенами!

8. В московские времена бояре и разные приказные чины приходили в Кремлевский дворец к государю с просьбами или с благодарностями на так называемый "честной поклон". Государю кланялись, как тогда говорили, "большим обычаем", т. е. падали на колени, касаясь пола лбом, что выражало крайнюю степень уважения. Отсюда и пошло это выражение, означающее обращаться с просьбой, ходатайствовать.

9. Употребляется в наше время для обозначения громкого крика, а прежде было неотъемлемой частью общественной жизни столицы. Самым высоким зданием в Москве была в XVII в. колокольня Ивана Великого в Кремле. По ней и центральная площадь называлась Ивановской, отличавшаяся многолюдством. Она была местом встреч торговых людей и свершения различных сделок. За площадью закрепилось значение важного публичного места - здесь оглашались "площадными подьячими" указы и другие правительственные сообщения. Чтобы перекрыть многоголосый говор и шум, глашатаю надо было иметь громкий голос.

10. В старину это выражение имело мрачный смысл и жуткие последствия, так как по законам Киевской Руси со времен Ярослава Мудрого такая мера применялась к неоплатным должникам или замешанным в мошенничестве и могла повлечь за собой лишение всех прав - похолопление.

В наше время чаще употребляется в смысле проболтаться о какой-нибудь тайной шалости, секретной проделке товарища, передать, хотя бы и нечаянно, чужую тайну, подвести человека, навлечь на него беду или поставить его в неловкое положение.

Категория: ИСТОРИЯ | Добавил: tineydgers | Теги: кроссворд по истории, головоломка, внеклассное мероприятие, современный урок, неделя истории в школе, чайнворд
Просмотров: 1122 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0