Эта звезда непростая. Ее 12 лучей разного размера. В их клетки надо
вписать имена древнегреческих божеств, богов, героев, деятелей и
название местности, начинающиеся с одной и той же буквы. Если вы хорошо
знаете мифологию, то сделаете это быстро, если же кое-что забыли, вам
помогут эти краткие рассказы.
Начинать можно с малых лучей (5 букв), а можно и с самых больших (8), как это сделано в перечне рассказов.
1. Укрепленная часть города, буквально - верхняя часть города,
"кремль". Особенно известен он в Афинах, расположенный на крутом холме,
высотою до 100 метров. Холм этот был посвящен богам, и на нем находились
различные священные памятники, храмы и статуи. Главнейшие здания были
сооружены здесь в период расцвета Греции при Перикле. Кроме всех
названных сооружений, здесь же прямо под открытым небом возвышалась
колоссальная (около 20 м высотой) бронзовая статуя Афины.
2. Пища греческих богов, сообщавшая им вечную юность и бессмертие.
Считалось, что бессмертие может получить и смертный, если его тело
натирать пищей богов.
3. Дочь Зевса и Геры (у римлян Диана), сестра Аполлона, родившаяся
вместе с ним на о. Делосе. Неутомимая богиня охоты, покровительница
животных, особенно новорожденных. Жизнь ее протекает на лоне природы: с
луком и колчаном за спиной, с копьем охотника в руках, в коротком до
колен платье, вечно юная дева охотится в лесах и полях, а после охоты
отдыхает в тенистых гротах. На изображениях чаще всего ее спутником
является лань. Она почти всегда изображается стремящейся вперед.
4. Прекраснейшая из богинь (у римлян Венера), воплощение идеальной
женской красоты, символ женского обаяния, богиня любви, покровительница
браков и семейного счастья. Красота ее всепокоряюща: при ее появлении
солнце светит ярче, цветы распускаются пышнее, дикие звери ласкаются к
ней. О ее происхождении существует несколько легенд. По наиболее
распространенной легенде произошла она из морской пены, волны выбросили
ее на берег о. Кипр, который являлся главным местом ее почитания. От
него и ее второе имя - Киприда.
5. Лучезарный, сияющий сын Зевса и Леты (у римлян Феб), покровитель
музыки, поэзии, хранитель всего возвышенного и прекрасного, бог света и
тепла. Даже само рождение его на о. Делосе, до этого носившемся в океане
в виде бесформенного нагромождения камней, принесло свет и тепло.
Неприступные голые скалы покрылись травой, зацвели цветы, зажурчали
ручьи и живительные источники. Его культ получил наибольшее
распространение на о. Делосе и в г. Дельфах, основанном на месте, где
был зарыт убитый им грозный Пифон. Сам он приезжает в Дельфы весной (вся
природа расцветает) и живет до осени, проводя время в играх и хороводах
с музами, отдаваясь поэтическому вдохновению и музыке. А осенью на
колеснице, запряженной белыми лебедями, он уезжает в страну вечной
весны, счастливого и справедливого народа - гипербореев. Сами боги чтут
его: когда в сопровождении муз он появляется на Олимпе, боги прекращают
распри и раздоры, мир и радостное веселье воцаряются среди бессмертных.
Изображали его греки чаще всего вечно юным, энергичным, сильным,
прекрасного сложения, но в то же время нежным юношей. Тело его
совершенной формы чаще всего изображают ничем не прикрытым. На некоторых
изображениях в руке у него лира. В качестве бога гармонии и
поэтического вдохновения его изображали в длинной одежде, ниспадавшей до
земли. Ему посвящен лавр. Победителей игр-состязаний Кифаредов,
проводившихся в его честь ежегодно в Дельфах, не менее известных в
Греции, чем Олимпийские, награждали венками из священного лавра.
6. Часть Пелопоннеса, где, по преданиям греков, родился козлоногий бог
лесов Пан. Окруженная с трех сторон мощными горными цепями, она не знала
развития промышленности и пользовалась у остальных греков славой земли
гостеприимного, благочестивого и счастливого пастушеского народа. Многие
позднейшие поэты идиллически воспевали ее как страну простоты нравов,
патриархальности, мирного счастья.
7. Вторая река загробного мира по греческим мифам. Преодолев первую -
Стикс, тени умерших попадали на берег этой реки скорби, через которую
грязный, нечесаный, отвратительный, свирепый и неприступный старик Харон
перевозит в утлом челне за один обол (медная монета) тени умерших в
подземное царство Аида.
8. В сказаниях греков это храбрейший из героев, сын смертного - одного
из царей Фессалии и морской богини Фетиды которая и после вступления в
брак cо смертным была вхожа на Олимп. По ее просьбе боги
покровительствовали ее сыну помогали совершать героические поступки.
Фетида, желая сделать сына бессмертным, погрузила его в воды Стикса (по
другим преданиям - в огонь), так что одна лишь пята, за которую она его
держала, оказалась уязвимой. Отсюда и поныне употребляется выражение:
"А... пята".
9. Латинское (римское) имя юной греческой богини Эос, родоначальницы
всех звезд и ветров, богини утренней зари. Сестра бога солнца Гелиоса и
богини луны Селены, она олицетворяет собой розовый нежный утренний свет,
рассеивающий ночные сумерки. Она открывает ворота для выезда Гелиоса.
Образ ее с большой лиричностью дан у многих античных авторов и
позднейших поэтов.
10. Смертный юноша удивительной красоты, которого страстно полюбила
Афродита и проводила с ним время в развлечениях и на охоте. Арес,
гневный, несущий разрушения, бог войны, ревновал богиню к юноше и стал
причиной его гибели. Опечалилась богиня, узнав о смерти своего любимца.
Из его крови она вырастила цветок - воплощение нежной прелести.
Неутешное горе богини любви об утраченном друге тронуло Зевса, и он
разрешил тени юноши ежегодно весной покидать на полгода мрачное царство
Аида и проводить это время с Афродитой. Этот миф, символизирующий
умирание и оживание растительного царства, очевидно, был занесен в
Грецию с Востока.
11. Могучий исполин, поддерживающий своими плечами по приказу Зевса
небесный свод. Этому наказанию он подвергся якобы за то, что вместе с
другими титанами покушался на самого Зевса, стремясь захватить небо.
Изображали его чаще всего в виде могучей мужской фигуры, поддерживающей
архитектурные перекрытия.
12. Юго-восточная область средней Греции, соединительное звено между
Балканским полуостровом и архипелагом. Почвы здесь тощие,
каменисто-известняковые, наиболее пригодные для произрастания олив.
Здесь особенно чтили Афину. Известен миф о том, что между Афиной и
Посейдоном разгорелся жаркий спор - кому владеть этой страной. Богами
было решено, что она будет отдана тому, кто создаст лучшее творение.
Ударил Посейдон трезубцем по скале, с силой вырвалась из скалы струя
воды, а из нее вышел замечательный конь. Взнуздал его Посейдон и научил
людей обращаться с ним. С восхищением смотрели судьи на прекрасное
творение и с нетерпением ждали очереди Афины. От удара ее копья по той
же скале выросло оливковое дерево. Суд богов решил, что страна будет
принадлежать Афине (в гористой стране невыгодно заниматься коневодством,
а оливы произрастают хорошо и дают масло). Именем Афины был назван
главный город страны.
|