ЦЕЛИ:
- Развитие и
углубление понятия о внутренней
среде организма.
- Знакомство с составом
крови функциями ее
компонентов.
- Значение и механизм
свертывания крови.
- Объяснение значения
анализа крови, как
диагностического средства.
- Введение
понятия малокровие.
- Продолжение развития
навыков
микроскопирования.
ОБОРУДОВАНИЕ: таблицы
- кровообращение и лимфообращение, состав
крови,
- лабораторное оборудование,
- микропрепараты крови человека и лягушки.
ХОД УРОКА
1. Вызов.
Прием "Верные и неверные утверждения”.
№ |
Утверждения |
До изучения |
После изучения |
1 |
Кровь, лимфа образуют
внутреннюю
среду организма |
|
|
2 |
Гомеостаз заболевание,
связанное
с кровью |
|
|
3 |
Кровь основной компонент
ВСО |
|
|
4 |
Кровь жидкая
соединительная
ткань |
|
|
5 |
Эритроциты, лейкоциты и
тромбоциты – клетки крови |
|
|
6 |
Эритроциты всех
организмов имеют
одинаковое строение, т.к. выполняют одинаковые
функции. |
|
|
7 |
Фибриноген - растворимый
белок
плазмы крови. |
|
|
8 |
Плазма крови и кровяная
сыворотка понятия однозначные. |
|
|
9 |
В анализе крови
указывают все ее
показатели |
|
|
10 |
Гемоглобин и малокровие -
наследственные заболевания крови человека. |
|
|
2. Осмысление содержания. Лекция с показом
слайд – шоу.
- Компоненты ВСО. Относительное постоянство ВСО.
Тканевая жидкость, лимфа, кровь. Взаимосвязь
компонентов ВСО. Гомеостаз. - Кровь, ее
состав. Плазма крови. Форменные
элементы крови: клетки кровяные пластинки.
- Форменные элементы крови. Эритроциты,
лабораторная работа "Сравнение эритроцитов
крови человека и лягушки”. Лейкоциты.
Тромбоциты. Изучение строения и выполняемых
функций.
- Анализ крови. Работа с
бланками анализов крови
предоставленных Селтинской ЦРБ (с учетом
медицинской этики и конфиденциальности.)
- Функции крови.
3. Рефлексия.
Возвращаемся к таблице "Верные и неверные
утверждения”, ученик при этом реально видит, что
же он узнал на уроке. Вопросов открытых не должно
оставаться.
4. Задание на дом. Параграф 17, таблица
"Форменные элементы крови”, стих в форме
Синквейна или Диаманты по теме урока.
Линия сравнения |
Эритроциты |
Лейкоциты |
Тромбоциты |
Форма элемента |
|
|
|
Наличие ядра |
|
|
|
Количество |
|
|
|
Место образования |
|
|
|
Продолжительность жизни |
|
|
|
Место гибели |
|
|
|
Функции клеток |
|
|
|
Ключевые понятия темы: Кровь. Лимфа. Тканевая
жидкость. Плазма. Форменные элементы. Эритроциты,
гемоглобин. Лейкоцит, лимфоцит, фагоцит,
иммунитет. Тромбоциты фибриноген, фибрин.
Малокровие. Гемофилия.
Приложения.
1. Прием "Верные и неверные утверждения”.
№ |
Утверждения |
До изучения |
После изучения |
1 |
Кровь, лимфа образуют внутреннюю среду
организма |
|
|
2 |
Гомеостаз заболевание, связанное с
кровью |
|
|
3 |
Кровь основной компонент ВСО |
|
|
4 |
Кровь жидкая соединительная ткань |
|
|
5 |
Эритроциты, лейкоциты и тромбоциты –
клетки крови |
|
|
6 |
Эритроциты всех организмов имеют
одинаковое строение, т.к. выполняют одинаковые
функции. |
|
|
7 |
Фибриноген - растворимый белок плазмы
крови. |
|
|
8 |
Плазма крови и кровяная сыворотка
понятия однозначные. |
|
|
9 |
В анализе крови указывают все ее
показатели |
|
|
10 |
Гемоглобин и малокровие -
наследственные заболевания крови человека. |
|
|
2. Инструктивная карточка для проведения
лабораторной работы.
- Приготовьте
микроскоп к работе.
- Рассмотрите
микропрепараты крови человека и
лягушки.
- Выясните в чем их различие.
- Зарисуйте клетки в тетради.
- Ответьте
на вопрос: чья кровь человека или
лягушки, перенесет в единицу времени больше
кислорода? Почему?
3. Таблица. Форменные элементы крови.
Линия сравнения |
Эритроциты |
Лейкоциты |
Тромбоциты |
Форма элемента |
|
|
|
Наличие ядра |
|
|
|
Количество |
|
|
|
Место образования |
|
|
|
Продолжительность жизни |
|
|
|
Место гибели |
|
|
|
Функции клеток |
|
|
|
Презентация
|