Цели урока: ознакомить учащихся с
произведениями И.А. Крылова, расширять читательский кругозор
детей; научить определять басню как жанр литературы по
характерным признакам (аллегоричность, мораль,
поучительность), находить мораль в произведении; развивать навыки
выборочного и выразительного чтения. Оборудование: рисунки с изображением животных, иллюстрации к басне;
портрет И.А. Крылова; слоговые таблицы. Ход урока I. Организационный момент II. Речевая разминка У тридцати трех полосатых поросят Тридцать три хвостика висят. - Прочитайте «птичьим базаром». - Прочитайте с вопросительной
интонацией, с утвердительной, с интонацией удивления, с
огорчением, скороговоркой (читают несколько раз). III. Постановка цели урока - Прочитайте, что написано на доске, только справа налево
(тренировка произвольного внимания): КАРИАКУЩ, ЬДЕБЕЛ - Правильно, сегодня мы с вами прочитаем басню Ивана
Андреевича Крылова «Лебедь, Щука и Рак». IV. Изучение нового материала 1. Тренировка навыка чтения. 5-ти
минутная тренировка по слоговым таблицам. 2. Актуализация знаний. - Кто из вас знает, что такое басня? (Ответы детей.) - Правильно. Это небольшой рассказ в
стихах или в прозе, в котором действуют звери или птицы. Обычно они
умеют говорить. -
На какой жанр литературы похожа басня, если животные там разговаривают и
действуют, как люди? (На сказку.) - Еще в басне всегда есть поучение или мораль, совет. В морали осуждаются
глупые или плохие поступки. Мы должны сегодня найти
в басне мораль и понять, что же хотел сказать нам своей басней И.А.
Крылов. - Посмотрите на
портрет Крылова. Каким он вам представляется по
характеру? (Добрый, умный и т. д.) - Иван Андреевич был еще и очень трудолюбивым. Давайте
прочитаем текст на странице 102. (Дети читают текст по цепочке.) - Что нового вы узнали из этой
заметки? - Какие вопросы у
вас возникли? (Что же это за басни? Мы их не знаем...) Показ картинок с героями басни. - Что общего у героев этой басни?
(Живут в воде.) Показ иллюстрации. - Что они делают? (Пытаются сдвинуть телегу с места.) - Получится у них сдвинуть воз или
нет? - А вот что
рассказал об этом И.А. Крылов. 3.
Чтение басни учителем. 4.
Первичная проверка понимания: - Понравилась ли вам басня? - Что заставило вас улыбнуться? - Каким был ваш смех? - Что узнали из басни? Какое событие
описывает Крылов? -
Есть ли незнакомые слова? (Лад, поклажа, воз, впряглись, ныне.) - Случайно ли подобрал Крылов именно
этих героев? (Все живут в воде, должны бы быть друзьями.) V. Физкультминутка VI.
Закрепление изученного материала 1. Выборочное чтение. - Прочитайте басню про себя, найдите слова, которые помогают увидеть
образ каждого героя. {«Лебедь рвется в облака» - он стремительный,
упрямый, быстрый; «Рак пятится назад» - неповоротливый, нерасторопный,
идет назад; «Щука тянет в воду» -упрямая, только свое дело знает.) - Обратите внимание на глаголы,
которые очень точно передают характер каждого героя. - Какими словами описано усердие
персонажей? {Из кожи лезут вон.) - Есть ли в тексте слово, которое подсказывает, что воз можно было бы
свезти? {Товарищи, поклажа легка.) - Почему же «воз и ныне там»? - Как надо читать эту басню? С каким
настроением? 2. Выразительное чтение басни. - Какое чувство вызывают у вас герои? - Найдите главную часть басни -
мораль. {Первые три строчки.) VII. Итог урока - С каким писателем мы сегодня познакомились? - С каким произведением? - Что такое басня? - Для чего и зачем написана басня? - Какая мораль была в этой басне? - Как вы оцениваете свою работу на
уроке? Выставляются оценки за работу на уроке. Домашнее задание 1. Самостоятельно прочитать басню «Стрекоза и Муравей»; найти
мораль басни, выписать в тетрадь. 2. Подготовиться к выразительному чтению басни. |