Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Суббота, 11.05.2024, 20:40:15
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [190]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [218]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [200]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

«Культ личности» Сталина в зеркале учебников
15.12.2010, 23:00:27
Цели урока

1. Закрепление пройденного учебного материала
2. Изучение влияния официальной идеологии советского общества на историческую науку и образование
3. Формирование у учащихся навыков работы с историческими источниками (сравнительный анализ текстов в контексте эпохи)
4. Демонстрация приемов оценки информативности текстов

В качестве домашнего задания учебная группа получает § 62 главы XVII («Номенклатура и реформы») из учебного пособия: Левандовский А.А. Щетинов Ю.А. Россия в ХХ веке. М.: Просвещение, 1997.
Класс делится на три группы.
Первая анализирует документ № 1 — отрывки из учебника: Берхин И.Б., Беленький М.И., Ким М.П. «История СССР: 1938—1962», издание 1964 г. Эта часть класса может быть больше, чем две остальные.
Вторая группа работает с документом № 2 — фрагментами того же учебника, но уже 1971 г. издания. (Название — «История СССР»).
Третьей предлагается проанализировать соответствующую информацию
из учебника: Балев в.М., Берхин И.Б., Ким М.П., Потемкин П.И. «История СССР». М.: Просвещение, 1983 (документ № 3).
В документах при сохранении авторской последовательности собрана информация о культе личности И.В.Сталина, которая должна была быть обязательной для передачи десятиклассникам (в 1964 г. — ученикам 11 класса) на уроках истории в школе. В них сохранена также структура каждого текста: названия глав, параграфов и — по интересующей нас теме — подзаголовков (отмечены звездочкой).

Документ № 1.
1964 год

Глава VIII. СССР в период послевоенного восстановления и развития народного хозяйства
(1945—1953 г.)

§ 55—56. Возвращение к мирной жизни. Восстановление и развитие народного хозяйства

... Положение в сельском хозяйстве продолжало оставаться тяжелым. Производство зерна отставало от потребностей государства. Поголовье скота не достигло довоенного уровня. В стране было много отстающих колхозов и совхозов. Это объяснялось не только трудностями, порожденными войной, но и серьезными ошибками, допущенными Сталиным в руководстве сельским хозяйством.
Отрицательные последствия культа личности Сталина всё тяжелее сказывались во всех областях жизни страны. В послевоенные годы Сталин всё больше нарушал ленинские нормы партийной и государственной жизни, принципы коллективности руководства. Пленумы ЦК фактически перестали собираться. Сталин единолично решал важнейшие государственные вопросы. Будучи оторванным
от реальной жизни, не зная подлинного положения в стране, он нередко допу-скал серьезные ошибки в государственных делах.
Продолжались грубые нарушения социалистической законности. Возглавлявший органы государственной безопасности авантюрист и преступник Берия с ведома и одобрения Сталина продолжал уничтожать партийных и государственных работников.
Так, в 1948—1949 гг. было сфабриковано так называемое «ленинградское дело» и жертвой необоснованных репрессий пали видные деятели партии: член Политбюро ЦК Н.А.Вознесенский, секретарь ЦК партии А.А.Кузнецов, председатель Совета министров РСФСР М.И.Родионов, многие партийные и советские работники Ленинграда.
Чуждый советскому общественному и государственному строю культ личности сильно мешал нашему продвижению к коммунизму. Поэтому ликвидация культа личности и его последствий стала жизненной необходимостью.
В марте 1953 г. умер И.В.Сталин. Враги рассчитывали, что в рядах КПСС появятся растерянность и колебания в проведении внутренней и внешней политики. Но они просчитались.
Советский народ еще теснее сплотился вокруг Коммунистической партии и ее ленинского ЦК.
Под руководством ЦК КПСС партия приступила к решительному преодолению последствий культа личности Сталина, к полному восстановлению ленинских норм партийной и государственной жизни. Под водительством Коммунистической партии наш народ с новым подъемом развертывал борьбу за окончательную победу социализма в СССР и постепенный переход к коммунизму.

Глава IX. Завершение социалистического строительства.
Полная и окончательная победа социализма в СССР
(1953—1958 гг.)

§ 57. Международная обстановка и внешняя политика СССР в 1953—1958 гг.
§ 58. Восстановление ленинских норм партийной и государственной жизни

* Выполнение пятой пятилетки.
* Перестройка жизни партии и государства на основе ленинских норм.

С 1953 г. Советская страна вступила в новый период своего развития, который характеризовался мощным подъемом производительных сил, большими успехами в повышении жизненного уровня народа, в развитии науки и культуры.
Этому в огромной степени содействовала решительная борьба против культа личности Сталина и его последствий. В партии и государстве был восстановлен ленинский принцип коллегиальности руководства. Начали регулярно созываться пленумы ЦК КПСС, на которых всесторонне обсуждались и решались важнейшие вопросы жизни партии и страны. Между пленумами большую работу проводил Президиум ЦК КПСС.
На сентябрьском Пленуме ЦК
(1953 г.) первым секретарем ЦК КПСС был избран верный ленинец, выдающийся деятель Коммунистической партии и советского государства Н.С.Хрущев.
Большую работу по восстановлению ленинских норм в партийной и государственной жизни проводили местные партийные организации. Усилилась связь партии с народом.
Значительно улучшилась работа советов, они стали систематически проводить свои сессии, обсуждать и решать вопросы хозяйственного и культурного строительства. Депутаты советов регулярно отчитывались перед избирателями. Всё более широкие массы трудящихся привлекались к работе советов через комиссии и секции советов. Расширялись права союзных республик в области руководства хозяйственным и культурным строительством.
Одним из тяжелых проявлений культа личности Сталина явился грубый произвол в отношении ряда малых народов нашей страны (балкарцев, калмыков, чеченцев, ингушей, карачаевцев). В годы Великой Отечественной войны по указанию Сталина их лишили национальной государственности и выселили в отдаленные районы. Эта несправедливость была исправлена, выселенных людей возвратили в родные места, восстановили их национальную советскую государственность и оказали необходимую материальную помощь.
Партия и правительство приняли решительные меры к укреплению социалистической законности. Проведена проверка дел репрессированных в предыдущие годы людей, и невинно осужденные полностью реабилитировались. Деятельность органов государственной безопасности, суда, прокуратуры поставлена под строгий контроль партии и государства. На работу в эти органы партия направила стойких, проверенных коммунистов.
Вся эта огромная и плодотворная работа по восстановлению ленинских норм партийной и государственной жизни, по укреплению социалистической законности и развитию социалистической демократии получила всеобщее одобрение советского народа и способствовала росту его политической и трудовой активности. Советские люди с энтузиазмом боролись за повышение производительности труда и выполнение народнохозяйственных планов.

* Успешное выполнение пятой пятилетки в области промышленности.
* Борьба за преодоление отставания сельского хозяйства.
* Освоение целинных земель.

§ 59. XX съезд КПСС и его историческое значение

* ХХ съезд о важнейших вопросах современного международного развития.
* ХХ съезд КПСС об основных задачах внутреннего развития страны.
* ХХ съезд о преодолении последствий культа личности Сталина.

XX съезд КПСС решительно и смело разоблачил и осудил культ личности Сталина и его вредные последствия. С докладом по этому вопросу выступил
Н.С. Хрущев.
Центральный Комитет в результате глубокого изучения документов выявил, что в период культа личности допускались грубейшие нарушения социалистической законности, злоупотребления властью, произвол и репрессии против многих честных людей, в том числе против видных деятелей партии и советского государства.
ЦК КПСС, глубоко сознавая ответственность перед партией и народом, решил сказать XX съезду и трудящимся всю правду о злоупотреблениях в период культа личности. Группа членов ЦК (Молотов, Каганович, Маленков и другие), которая вместе со Сталиным была повинна в грубейших нарушениях социалистической законности, пыталась помешать этому, выступала против разоблачения последствий культа личности.
Но победила ленинская линия Центрального Комитета. Вопрос о культе личности и его последствиях был поставлен на XX съезде. В принятом постановлении съезд поручил ЦК КПСС «последовательно осуществлять мероприятия, обеспечивающие полное преодоление чуждого марксизму-ленинизму культа личности, ликвидацию его последствий во всех областях партийной, государственной и идеологической работы, строгое проведение норм партийной жизни и принципов коллективности партийного руководства, выработанных великим Лениным.
Съезд обязал все партийные и советские органы бдительно стоятяь на страже законности, решительно и сурово пресекать всякие проявления беззакония, произвола, строго соблюдать права граждан, гарантированные советской Конституцией.

* Разоблачение антипартийной группы.

В то время, когда партия под руководством ленинского ЦК во главе с Н.С.Хрущевым решительно исправляла ошибки и недостатки, порожденные культом личности Сталина, осуществляла важнейшие мероприятия по дальнейшему развитию народного хозяйства, против линии партии выступила антипартийная группа Молотова, Маленкова, Кагановича и других.
Участники этой фракционной группы выступили против освоения целинных и залежных земель, нового порядка планирования в сельском хозяйстве, мероприятий, направленных на повышение материальной заинтересованности колхозов и колхозников в росте колхозного производства, против расширения прав союзных республик в области экономической, культурной жизни и законодательства. Фракционеры оказывали противодействие проводившемуся партией исправлению ошибок и недостатков, порожденных культом личности. Во внешней политике они мешали ослаблению международной напряженности. В своей борьбе против ленинской политики ЦК КПСС группа фракционеров стала на путь антипартийной борьбы, пыталась захватить руководство в партии и стране заговорщическими методами.
Июньский Пленум ЦК КПСС (1957) разоблачил и осудил эту антипартийную группу. Фракционеры были выведены из состава ЦК. Партия и народ единодушно одобрили решение июньского Пленума. Разгром антипартийной группировки послужил дальнейшему укреплению единства рядов партии, усилению руководящей роли партии в коммунистическом строительстве.
Октябрьский Пленум ЦК КПСС (1957) осудил бывшего министра обороны Г.К.Жукова, который проводил линию на ликвидацию руководства и контроля партии и советского правительства над армией и флотом. Пленум вывел Жукова из состава ЦК КПСС, а Верховный совет СССР освободил его от обязанностей министра обороны. На этот пост был назначен Маршал Советского Союза Р.Я.Малиновский.

* Сорокалетие Великого Октября.

§ 60. Народное хозяйство СССР в 1957—1958 гг.
§ 61. Культурное строительство в послевоенные годы (1946—1958 гг.)
§ 62. Полная и окончательная победа социализма в СССР.
Документ № 2. 1971 год

Глава IV. Завершение социалистического строительства.
Полная и окончательная победа социализма в СССР
(1951—1958 гг.).

§ 17. Международная обстановка и внешняя политика СССР в 1951—1958 гг.
§ 18. Курс на дальнейшее развитие социалистической демократии.

* Выполнение пятой пятилетки.
* XIX съезд партии. Июльский пленум ЦК.

... В марте 1953 г. умер И.В.Сталин. Враги социализма рассчитывали, что его смерть породит разброд в руководстве партии и страны. Но наша партия на всех этапах своей деятельности была сильна сплоченностью, поддержкой трудящихся масс, умела вырабатывать правильную политическую линию в самых различных условиях, успешно руководить жизнью страны.
Июльский Пленум ЦК КПСС 1953 г. нацелил партию на строгое соблюдение выработанных Лениным принципов партийного и государственного руководства. Пленум подчеркнул, что высшим, принципом партийного и государственного руководства является его коллективность.
После этого начали регулярно созываться пленумы ЦК КПСС, на которых обсуждались и решались важнейшие вопросы жизни партии и страны. Между пленумами систематически работал Президиум ЦК как орган коллективного руководства.
Значительно улучшилась работа советов, они стали систематически проводить свои сессии, обсуждать и решать вопросы хозяйственного и культурного строительства. Депутаты советов регулярно отчитывались перед избирателями. Всё более широкие массы трудящихся привлекались к работе советов через комиссии и секции советов.
Расширялись права союзных республик в области руководства хозяйственным и культурным строительством.
Партия и правительство приняли решительные меры к укреплению социалистической законности. Проведена проверка дел репрессированных в предыдущие годы людей, и невинно осужденные полностью реабилитировались. Деятельность органов государственной безопасности, суда, прокуратуры поставлена под строгий контроль партии и государства. На работу в эти органы партия направила стойких, проверенных коммунистов.
Вся эта огромная и плодотворная работа по укреплению социалистической законности и развитию социалистической демократии получила всеобщее одобрение советского народа.

* Успешное выполнение пятой пятилетки в области промышленности.
* Борьба за преодоление отставания сельского хозяйства.

§ 19—20. Советская страна в 1956—1958 гг.

* ХХ съезд КПСС и его важнейшие решения.

... XX съезд КПСС решительно осудил культ личности Сталина. В принятом постановлении съезд поручил ЦК КПСС последовательно осуществлять мероприятия, обеспечивающие полное преодоление чуждого марксизму-ленинизму культа личности, ликвидацию его последствий во всех областях партийной, государственной и идеологической работы, строгое проведение норм партийной жизни и принципов коллективности партийного
руководства, выработанных великим Лениным.
Съезд обязал все партийные и советские органы бдительно стоять на страже законности, решительно и сурово пресекать всякие проявления беззакония, произвола, строго соблюдать права граждан, гарантированные советской Конституцией.

* Государственное и общественное управление страной.
* Самоотверженный труд рабочего класса.
* Успехи в развитии экономики.
* Подъем жизненного уровня народа.

§ 21. Культурное строительство в послевоенные годы (1946—1958).
§ 22. Полная и окончательная победа социализма в СССР.
Документ № 3.
1983 год

Глава IV. Развитие социалистического общества в 1950-е гг.

§ 20. Внешняя политика СССР
§ 21. Общественно-политическая жизнь страны в 1950-х гг.

* XIX съезд КПСС.

... Вскоре после съезда, 5 марта 1953 г., умер секретарь ЦК КПСС и Председатель Совета министров СССР И.В.Сталин, который более 30 лет стоял во главе руководства Коммунистической партии. Враги социализма полагали и надеялись, что смерть И.В.Сталина породит разброд в руководстве партии и страны, колебания в проведении политики партии и государства. Но они жестоко просчитались.Советский народ еще теснее сплотился вокруг партии и ее Центрального Комитета. Под руководством партии он уверенно решал задачи развития страны.

* Дальнейшее развитие советской демократии.

Коммунистическая партия осуществила важные политические и хозяйственные меры, направленные на дальнейшее укрепление демократии, советского общественного и государственного строя, развитие советской демократии, укрепление социалистической законности, на новый подъем народного хозяйства, повышение материального и культурного уровня жизни советского народа.
Партия добивалась строгого соблюдения ленинских норм и принципов партийной и государственной жизни, серьезно нарушавшихся в последние годы жизни И.В.Сталина. В июле 1953 г. состоялся Пленум ЦК КПСС, который наметил меры по ликвидации нарушений ленинских норм, подчеркнул важность осуществления коллективного руководства в партийной и государственной жизни. Решения Пленума способствовали дальнейшему развитию советской демократии.
Была полностью восстановлена регулярность созыва пленумов ЦК КПСС в сроки, предусмотренные Уставом партии. Между пленумами регулярно проводились заседания Президиума ЦК КПСС. На пленумах и в Президиуме ЦК КПСС коллективно обсуждались и решались важнейшие вопросы жизни партии и государства.
В установленные сроки созывались сессии Верховного совета СССР, Верховных советов союзных и автономных республик, местных советов, систематически стали работать президиумы Верховных советов и исполкомы местных советов, где коллективно решались вопросы, подлежащие их компетенции. Многие важные законы, прежде чем быть принятыми Верховным советом, ставились на всенародное обсуждение, в котором участвовали десятки миллионов людей.
Значительно активизировалась деятельность местных советов, повысилась их роль в решении вопросов хозяйственного и культурного строительства, улучшении культурно-бытового обслуживания населения, в охране общественного порядка и прав граждан, соблюдении социалистической законности. Улучшилась и расширилась связь советов с населением. Депутаты советов регулярно отчитывались о своей деятельности перед избирателями. Всё более широкие слои трудящихся привлекались к работе советов через их постоянные комиссии. Активизировали свою деятельность различные самодеятельные общественные организации: уличные и домовые комитеты, советы пенсионеров, женские советы, родительские комитеты школ и др.
Возросла роль профсоюзов, комсомола и других общественных организаций в управлении государством и производством, в улучшении материального и культурного положения трудящихся. На предприятиях и стройках функционировали производственные совещания, ставшие с 1958 г. постоянно действующими. Члены производственных совещаний избирались на общих собраниях рабочих и служащих. Производственным совещаниям были предоставлены большие права в управлении производством, контроле за деятельностью администрации предприятий. Значительно расширились права низовых профсоюзных организаций. Так, при назначении на руководящие хозяйственные должности администрация должна учитывать мнение профсоюзной организации. Увольнение рабочих и служащих допускается лишь с согласия местного профсоюзного органа.
Партия и правительство приняли решительные меры к укреплению социалистической законности. Проведена проверка дел лиц, репрессированных в предыдущие годы, и невинно осужденные были реабилитированы. Деятельность органов государственной безопасности, суда, прокуратуры поставлена под строгий контроль партии. Эти органы были укреплены стойкими, проверенными коммунистами.
Все эти мероприятия по развитию советской демократии, укреплению социалистической законности получили всеобщее одобрение советского народа.

* ХХ съезд КПСС.

... XX съезд КПСС полностью одобрил большую работу, проделанную ЦК партии по преодолению последствий культа личности Сталина, поручил ЦК обеспечить и впредь строгое проведение норм партийной и государственной жизни, принципов коллективного руководства, обязал все партийные и советские органы бдительно стоять на страже социалистической законности, решительно и сурово пресекать всякие проявления беззакония, строго соблюдать права граждан, гарантированные советской Конституцией.

§ 22. Развитие промышленности.
§ 23. Развитие сельского хозяйства.
§ 24.  Культурное строительство во второй половине 1940-х и 1950-х гг.
§ 25. Полная и окончательная победа социализма в СССР

Вторая и третья группы получают на изучение материала по 5—8 минут, первая — 12—15.

Предварительное задание

Составить, используя заголовки глав и параграфов, план содержания документов.
Эта работа производится по ходу чтения: учащиеся выписывают нужный материал, составляя планы. В итоге работы они получают следующие результаты.

Документ № 1. 1964 г.
I. СССР в период послевоенного восстановления и развития народного хозяйства (1945—1953 гг.)
Возвращение к мирной жизни. Восстановление и развитие народного хозяйства.
II. Завершение социалистического строительства. Полная и окончательная победа социализма в СССР (1953—1958 гг.)
1. Международная обстановка и внешняя политика СССР в 1953—1958 гг.
2. Восстановление ленинских норм партийной и государственной жизни.
а. Выполнение пятой пятилетки.
б. Перестройка жизни партии и государства на основе ленинских норм.
в. Успешное выполнение пятой пятилетки в области промышленности.
г. Борьба за преодоление отставания сельского хозяйства.
д. Освоение целинных земель.
3. XX съезд КПСС и его историческое значение.
а. ХХ съезд о важнейших вопросах современного международного развития.
б. ХХ съезд КПСС об основных задачах внутреннего развития страны.
в. ХХ съезд о преодолении последствий культа личности Сталина.
г. Разоблачение антипартийной группы
д. Сорокалетие Великого Октября.
4. Народное хозяйство СССР в 1957—1958 гг.
5. Культурное строительство в послевоенные годы (1946—1958).
6. Полная и окончательная победа социализма в СССР.

Документ № 2. 1971 г.
I. Завершение социалистического строительства. Полная и окончательная победа социализма в СССР (1951—1958 гг.).
1. Международная обстановка и внешняя политика СССР в 1951—1958 гг.
2. Курс на дальнейшее развитие социалистической демократии.
а. Выполнение пятой пятилетки.
в. XIX съезд партии. Июльский пленум ЦК.
г. Успешное выполнение пятой пятилетки в области промышленности.
д. Борьба за преодоление отставания сельского хозяйства.
3. Советская страна в 1956—1958 гг.
а. ХХ съезд КПСС и его важнейшие решения.
б. Государственное и общественное управление страной.
в. Самоотверженный труд рабочего класса.
г. Успехи в развитии экономики.
д. Подъем жизненного уровня народа.
4. Культурное строительство в послевоенные годы (1946—1958).
5. Полная и окончательная победа социализма в СССР.

Документ № 3. 1983 г.
I. Развитие социалистического общества в 1950-е годы.
1. Внешняя политика СССР.
2. Общественно-политическая жизнь страны в 1950-х годах.
а. XIX съезд КПСС.
б. Дальнейшее развитие советской демократии.
в. ХХ съезд КПСС.
3. Развитие промышленности.
4. Развитие сельского хозяйства.
5. Культурное строительство во второй половине 1940-х и 1950-х гг.
6. Полная и окончательная победа социализма в СССР.

Когда планы документов составлены, учитель предлагает группам выделить в них пункты, содержащие информацию. Речь идет о тех, которые сообщают читателю (ученику) какие-либо конкретные сведения.
Преподаватель предупреждает, что заголовки типа «ХХ съезд» или «Июльский пленум» информации не несут.
Найденные учащимися информативные пункты выписываются на доске, образуя следующие ряды.

Документ № 1.
II. Завершение социалистического строительства. Полная и окончательная победа социализма в СССР (1953—1958 гг.)
2. Восстановление ленинских норм партийной и государственной жизни.
б. Перестройка жизни партии и государства на основе ленинских норм.
г. Борьба за преодоление отставания сельского хозяйства.
д. Освоение целинных земель.
3в. ХХ съезд о преодолении последствий культа личности Сталина.
3г. Разоблачение антипартийной группы.
6. Полная и окончательная победа социализма в СССР.

Документ № 2.
I. Завершение социалистического строительства. Полная и окончательная победа социализма в СССР (1951—1958 гг.).
2. Курс на дальнейшее развитие социалистической демократии.
2д. Борьба за преодоление отставания сельского хозяйства.
5. Полная и окончательная победа социализма в СССР.

Документ № 3.
I. 6. Полная и окончательная победа социализма в СССР.

Учащиеся делают вывод, что названия глав, параграфов и подзаголовков при редактировании и изменении текста учебника истории перестают нести конкретную фактическую информацию.
Иначе говоря, все остальные пункты планов могут быть (с изменением дат) использованы для любых других частей текста.Далее учитель предлагает группам
определить количество фамилий, встречающихся во всех трех документах. При этом указывается, что упоминания имен тех или иных политических деятелей являются информативными.
Ученики выписывают имена, а преподаватель дублирует на доске образующиеся списки:
Документ № 1.
И.В.Сталин (12 раз), [В.И.] Ленин (ленинский — 4), Н.С.Хрущев (3), [В.М.] Молотов (2), [Л.М.] Каганович (2), [Г.М.] Маленков (2), [Л.П.] Берия (1), Н.А.Вознесенский (1), А.А.Кузнецов (1), М.И.Родионов (1), Р.Я.Малиновский (1)
Итого: 11 имен, 30 упоминаний.
Документ № 2. 
В.И.Ленин (2), И.В.Сталин (1).
Итого: 2 имени, 3 упоминания.
Документ № 3.
И.В.Сталин (4), [В.И.] Ленин (ленинский — 1).
Итого: 2 имени, 5 упоминаний.

Учитель вместе с учениками отмечает, что и при таком методе оценки информативности, заметно ее резкое снижение в 1970—1980 гг., когда для всего исторического периода сообщаются лишь две фамилии — Ленин и Сталин. При этом оба эти персонажа к событиям второй половины пятидесятых годов, о котором идет речь, отношение имеют косвенное: Ленин умер в 1924 г., Сталин — в 1953 г.
Уместно также задать классу вопрос:
— Почему в учебнике 1964 г. (Документ № 1) фамилии Ленин, Молотов, Каганович, Маленков и Берия употребляются, в отличие от прочих, без инициалов?
Этот вопрос может быть сформулирован и по-другому:
— В документе № 1 найдите различия при употреблении тех или иных фамилий и попробуйте объяснить их (различий) происхождение.
Учащиеся могут сделать вывод, что отсутствие инициалов в основном является указанием на отрицательный характер деятельности исторических персонажей. Исключение составляет имя Ленина как символ и (ученики должны это заметить) часто употребляется для образования притяжательных прилагательных (ленинские идеи, ленинская политика и т.п.)
Учитель также просит все группы задуматься:
— Почему в Документе № 3 (1983 г.) фамилия Сталин упоминается чаще, нежели в Документе № 2 (1971 г.)?
Желательно, чтобы ученики заметили в этом небольшом изменении общую тенденцию на реабилитацию И.В.Сталина и его политики в конце 1970-х — начале 1980-х гг.
В качестве объяснения такой «смены вех» преподаватель использует цитату из романа В.Войновича «Монументальная пропаганда»:
«Адмирал [один из героев повести — С.С.] считал, что, развенчав Сталина, Хрущев совершил фатальную ошибку. Нарушив главный неписаный закон Единственного Правильного Научного Мировоззрения [так автор обозначает марксизм-ленинизм — С.С.], согласно которому ничто не должно подвергаться сомнению. Если разрешено ругать Сталина, значит, можно усомниться и в Ленине. А если не верить в непогрешимость Ленина, то возникает соблазн задуматься и насчет Единственного Правильного Научного Мировоззрения, настолько ли оно правильно.
Единственное Правильное Научное Мировоззрение, — утверждал Адмирал, — как автомобильная шина. На ней можно уверенно ехать, пока она герметична. Проткнуть одну дырку — и ее уже можно менять.
— Или клеить, — сказал я.
Или клеить, — согласился Адмирал. — Но это уже будет клееная шина. А идеальное Единственное Правильное Научное Мировоззрение, в отличие от шины, должно иметь репутацию непротыкаемого ни при каких обстоятельствах».

Далее учитель предлагает учащимся выбрать, среди представленных ниже, наиболее подходящий вариант ответа на вопрос:
— Какими методами проводилась реабилитация Сталина?
1. Путем признания несправедливости критики в его адрес.
2. Посредством восхваления его заслуг.
3. Замалчиванием негативных явлений, связанных с деятельностью.
4. Острой критикой в адрес его преемника и разоблачителя Н.С.Хрущева.

Если ученикам удается найти правильный ответ (№ 3), то важно вместе с ними выяснить, почему такое замалчивание было возможно, и было ли оно эффективно (полностью, отчасти, бесполезно).
Большой удачей можно считать, если группы укажут, что политика умолчания основывалась на тотальной цензуре средств массовой информации, издательской деятельности и публичных высказываний.
В отношении же эффективности такой тактики можно разъяснить, что успех сопутствовал лишь отчасти и временно, так как распространение информации и размышление по ее поводу — процесс необратимый. Если он уже начался, то его можно затормозить, но нельзя прекратить и, тем более, вернуть к исходному пункту.
В заключение учитель ставит вопрос:
— Почему период «оттепели» можно считать началом коренных изменений в жизни советского общества, — подразумевая тот факт, что «оттепель» инициировала в массах недоверие к правящей верхушке и, как следствие, породила сопротивление режиму (хотя бы в основном и пассивное).

Категория: ИСТОРИЯ | Добавил: tineydgers | Теги: поурочные планы, открытый урок, урок истории, История, школьный урок, методическая копилка, конспект урока, в помощь учителю
Просмотров: 1281 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0