Сегодня
мы с вами находимся в царстве великого, могучего властелина – Русского Языка.
Мы попробуем доказать, что хорошо умеем ориентироваться в этом огромном
царстве. А наблюдать за нами будет уважаемое жюри. (Представление членов
жюри).
Итак,
сегодня встречаются 2 команды. Давайте мы с ними
познакомимся.
1.
Визитная карточка команд.(Команды представляют свою
визитную карточку: название, эмблему, девиз,
Ведущий:
Команды
готовы, и мы проводим
2 конкурс"Разминка”.
За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
Я
читаю начало предложения, команды выбирают правильный ответ и поднимают номер с
правильным ответом: 1, 2, 3, если среди вариантов нет правильного ответа, то
команда поднимает 0.
Итак,
начинаем:
-
Глагол – это часть речи, которая обозначает:
1
- добавочное действие предмета;
2 - признак предмета;
3 - действие предмета.
-
Существительное – это часть речи, которая обозначает:
Ведущий: Молодцы!
Вы знаете многих жителей Морфологии. А помогли вам знания, которые вы получаете
на уроках русского языка.
3. Следующий конкурс "Сыщики”. Вам предстоит отыскать одного из главных жителей
Морфологии – его величество Глагол. Каждая команда получит столько баллов,
сколько найдёт слов в песне "Учат в школе”. (Звучит песня, команды
выписывают разные глаголы, встречающиеся в песне. Список слов отдаётся жюри).
4. Конкурс "Строитель”. Каждая команда получает задание «Отгадай слово» За
каждое правильное слово команда получает 1 балл. Шарады для каждой команды.
1 команда
а)
Корень тот же, что и в слове отдавать, приставки взяты из слов преграда
и посылка, суффикс и окончание взяты из слова знание.
(преподавание)
б)
Первое – предлог.
Второе – летний дом
А целое порой
Решается с трудом.(задача)
2 команда
а)
Корень тот же, что и в слове сказка, суффикс тот же, что и в слове извозчик,
приставка та же, что и в слове расход. (рассказчик)
б)
С буквой «к» я в школе на стене,
Горы, реки есть на мне.
С буквой «п» -от вас не утаю-
Тоже в школе я стою.(карта- парта)
Работа
выполняется в течение 5 минут.
Ведущий: Пока
жюри подсчитывает количество заработанных командой баллов, мы обратимся к тем,
кто ведёт команду за собой – капитанам. Ведь именно от них во многом зависит
успех команды.
Не
будем от правил и мы отступать,
Пора в бой капитанов вызывать.
5. Конкурс капитанов. Капитанам предстоит поставить в словах ударение. За
каждый правильный ответ 1 балл (2 минуты)
Ведущий: Слово
для подведения первых итогов предоставляется жюри.
6. Конкурс «Замени одним словом.» Команды получают карточку с фразеологизмами.
Количество баллов соответствует количеству правильно замененных фразеологизмов.
Рука
не дрогнет -
Нос
не дорос -
Лезть
на рожон -
Глаз
выколи -
Чесать
языком -
Рукой
подать -
Опустив
рукава -
Сел
в калошу -
Прикусить
язык -
Через
час по чайной ложке -
Морочишь
голову -
Засучив
рукава -
Ни
к селу, ни к городу -
Не
в своей тарелке -
Стоять
за спиной -
Во
весь дух -
Лясы
точить -
Заговаривать
зубы -
Водить
за нос -
Держать
язык за зубами -
Ворон
считать -
Выходить
из себя -
Совать
нос -
Водить
за нос -
Унести
ноги -
Надуть
губы -
Воды
в рот набрать -
Задирать
нос -
Бить
баклуши -
Зуб
на зуб не попадает -
Рука
не дрогнет – о том, кто не остано́вится ни пе́ред чем
Глаз
выколи - очень темно
Опустив
рукава – медленно лениво
Через
час по чайной ложке - очень медленно
или очень долго
Ни
к селу, ни к городу - некстати, не к месту, невпопад.
[н’
ис’ ид’ исл а жар ук’ и н’ибу д’ит скук’и](Не сиди сложа руки, не будет и скуки.)
[н’ исп’ ишы й’ азы ко мта рап’ ис’
д’ э ла м]( Не спеши языком, торопись
делом.)
[ка
к офм аст’ ирт ака ваи ра б от а]
(Каков
мастер, такова и работа.)
[ма л’и н’ка й’ эд’ эла лу тшэба л’шо ва б’и зд’эл’ й’ а](Маленькое дело лучше большого безделья.)
[у
ч’он ова уч’ ит’т ол’ ка по р т’ит’] ( Учёного учить, только портить.)
[дружбан’игр’ипвл’исун’инай’д’ош]
[уч’эн’й’эсв’этан’эуч’эн’йэт’ма]
( Ученье свет, а не ученье тьма.)
[кн’иг’ич’ит ай’ад’элан’изаб ывай’] ( Книги читай, а дело не забывай.)
[тр
уткорм’итч’ил ав’эка ал’эн’п ор т’ит] ( Труд кормит человека, а лень портит.)
[хоч’ишй’эс’т’калач’итакн’ис’ид’инап’ич’и] Хочешь есть калачи, так не сиди на
печи.)
[др
уз’й’апа зна й’уц а вб’ид’э](
Друзья познаются в беде.)
[кор’эн’уч’эн’йагор’экдаплотсладак] ( Корень ученья горек, да плод сладок.)
Запиши
предложение по правилам русской графики за 3-4 минуты.
За
каждую правильно записанную пословицу 1 балл + 1 балл за правильное ее
объяснение.
8. Конкурс «Расписание»
Ведущий: Отгадайте
загадку: стоит дом, кто в него войдет тот ум приобретет.
Верно
это школа.
В
любой школе ребята учатся по определенному расписанию. Сейчас вам предстоит
отгадать ребусы:
И 100 ’3 Я(История)
Рсс КИТ’ Й язык (Русский
язык)
Герб’’ О Метр ’ми ’ля(Геометрия)
’3 сова ’книга’’ ель’’ (
Рисование)
Время
на выполнение задания 7 минут.
Жюри
подводит итоги конкурсов.
9. Конкурс «Домашнее задание». В любой школе задают домашнее задание. Вот и вам было
дано домашнее задание.
Реклама
на тему «Школа»
Задание
оценивается до 5 баллов.
Ведущий: Вот
и подходит к концу наше состязание, но последний конкурс решит, кто же станет
победителем.
10. Конкурс "Дальше, дальше…” Команда получит столько баллов, сколько даст
правильных ответов за 1 минуту. Если команда не знает правильного ответа, она
может сказать: "Дальше”
Вопросы
для конкурса "Дальше, дальше…”
1 команда:
Сколько
звуков в слове «лью» (3)
Синоним
слова "алфавит”. (азбука)
Антоним
к слову "сухой”. (мокрый)
Какую
строчку не может прочитать ни один учёный? (швейную)
Какое
окончание пишется в слове "дышим”? (им)
Какого
рода слово «огонь» (м.р.)
Продолжите
пословицу «Терпенье и труд… (все перетрут)
Как
сказать одним словом «унести ноги». (убежать)
Перечислите
по порядку пять дней недели, не называя их. (позавчера, вчера, сегодня, завтра,
послезавтра)
2 команда:
Сколько
звуков в слове «вью» (3)
Одежда
для селёдки. (шуба)
Синоним
слова "бегемот”. (гиппопотам)
Слова,
имеющие противоположное значение. (антонимы)