Цель: прививать интерес к чтению, учить размышлять над прочитан-ным,
развивать логическое мышление, ум; учить детей доказывать свою мысль;
сравнивать;
обогащать их речь;
учить детей сопереживать вместе с автором;
приобщить детей к искусству.
Оборудование: учебник «Живое слово».
рисунок «Парусный кораблик».
выставка книг Л.Толстого.
у каждого на парте книга Л.Н.Толстого.
I. Подготовка к теме урока.
Отгадать кроссворд.
1. Кто написал эти строки?
Лешенька, Лешенька,
Сделай одолжение:
Выучи, Алешенька,
Таблицу умножения. (Барто)
2. Кто написал рассказ «Клякса»? (Носов)
3. Кто автор басни «Стрекоза и Муравей»? (Крылов)
4. Назовите фамилию поэта, который написал стихотворение «Береза».
(Есенин)
5. Кому принадлежат эти строки?
Ласточки пропали,
А вчера зарей
Все грачи летали
Да как сеть мелькали
Вон над той горой (Фет)
6. Кто автор рассказа «Плохо»? (Осеева)
7. Назовите фамилию автора, который написал произведение «Чук и Гек»
(Гайдар)
- А теперь прочитайте фамилию, с произведением которого мы
продолжили
знакомство.
В литературе три писателя по фамилии «Толстой». Каких знаете?
(Лев Николаевич
Толстой; Алексей Николаевич Толстой; Алексей Константино-вич Толстой).
II. Сообщение темы урока.
a) – Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством Л.Н.Толстого.
1. Что известно о нем современному читателю?
2. С какими произведениями связана фамилия «Толстой»? (Выставка
книг)
b) Вспомните, как раньше совершали морские плавания? (Рассказ
учи-теля
о парусных кораблях с использованием рисунка).
Раньше морские плавания совершали на парусном корабле.
Палуба такого корабля делалась из твердых, как камень, пород дерева:
мачты возвышались над палубой на 15-25 м., т.е. высота 3-5 этажного
дома.
На мачтах – перекладины, на которых держатся паруса. От переклади-ны
к перекладине протянуто множество канатов, веревочных лесенок. Ско-рость
парусного корабля была очень небольшой в сравнении с современными
кораблями,
плавание продолжалось долго. И если случалось паруснику по-бывать в
жарких
странах, команда нередко раздобывала себе обезьяну, весе-лого и
шаловливого
зверёнка, который потешал людей в свободную от не-легкой морской службы
минуту. А бывало и так, что неприятных происшест-вий. Об одном из них,
случившемся давным-давно, поведывал в рассказе «Прыжок» писатель
Л.Н.Толстой.
III. Чтение рассказа учителем.
- Какие мысли и чувства вызвал у вас этот рассказ?
IV. Работа с текстом.
- Чтение учащимися по абзацам.
- Не открылось ли вам что-то новое в этом рассказе при
перечитыва-нии?
- Назовите действующих лиц.
- Давайте проследим за поведением мальчика.
- Что его раззадорило?
- Назовите слова-глаголы, которые показывают действие мальчика.
- Проследим за состоянием мальчика.
- Что в это время происходило на палубе?
- А в самый опасный момент?
- Найти в тексте строки про капитана.
- Как вы оцениваете поступок капитана?
- Какие качества характера проявились у капитана?
- А как бы вы поступили на месте отца?
- Прочитать последний абзац.
1) вслух
2) шепотом
3) глазами
- О ком нам стоило еще сегодня поговорить? (о моряках)
- Дадим характеристику морякам. Их девиз: один за всех и все за
одно-го.
V. Сравнение двух рассказов Л.Толстого «Акула» и «Прыжок»
- Прочитать рассказ «Акула».
- Чем похожи?
1. Похожи местом действия – корабль на воде.
2. Похожи настроением и переживаниями: вначале у всех хорошее
на-строение,
потом тревога, волнение, страх, в конце облегчение, разрядка.
3. И в одном, и в другом рассказе отец спасает сына, проявляет
находчивость
в трагические моменты. Это сильные, решительные, красивые люди. Когда их
дети на волоске от смерти, они спасают их, им помогают сильные отцовские
чувства, в их характерах – смелость, умение действовать и не теряться.
В обоих рассказах столько картин, столько движения!
- Чем отличаются?
1. В «Прыжке» лучше показано состояние мальчика (покраснел,
бросился
раззадорился и т.д.).
2. В «Акуле» лучше показано состояние отца.
VI. Итог
- Что вы можете сказать о произведении Толстого? (Рассказы Толстого
короткие, но захватывающие. Его рассказы заставляют сопереживать – мы не
остаемся равнодушными, читая о льве и собачке, о Ване, об отставшем
лебеде.
А главное и важное в его рассказах – это не только изображение событий,
а изображение характеров героев, их внутреннего мира).
VII. Домашнее задание
Если душа ваша захочет – перечитайте. Пофантазируйте.
- А что было бы, если отец не был опытным капитаном?
- А как можно было бы избежать беду? (осуждается легкомыслие)
Рекомендация:
Прочитать книгу «Жизнь и творчество Л.Толстого», «Сад Толстого».
|