Цель: выяснить функции зрачка,
хрусталика, сетчатки.
ХОД РАБОТЫ
1. Изучение реакции зрачка на свет
1-й вариант
Оборудование: черная полоска
бумаги размером 3ґ4 см с точечным отверстием
посередине.
Испытуемый берет черную бумагу и
правым глазом через точечное отверстие смотрит
на окно или другой источник света. Затем он
открывает левый глаз, а в правом наблюдает
сужение отверстия.
После того как этот эффект получен, глаз, не
загороженный черной бумагой, снова закрывается.
Испытуемый видит, как точечное отверстие
расширяется снова.
2-й вариант (проводится в парах)
Экспериментатор просит испытуемого
посмотреть на окно. Зрачки сужены. Затем просит
закрыть глаза рукой. Когда испытуемый открывают
их снова, видно, что расширенные зрачки сужаются.
Опыт более нагляден, если у испытуемого серые или
синие глаза. У кареглазых изменение зрачка
заметно хуже.
Форма отчетности
1. Ответьте на вопросы. Действительно
ли уменьшается отверстие в экране, когда мы
открываем не загороженный глаз, и расширяется,
когда мы этот глаз закрываем? Какую функцию
выполняет экран в нашем опыте? Какую функцию
выполняет неэкранированный глаз? Почему зрачки
обоих глаз реагируют на свет одинаково?
2. Сделайте вывод о значении зрачка.
2. Выявление функций хрусталика
Оборудование: лист белой бумаги
7ґ7 см с отверстием в середине. Вокруг
отверстия по периметру написаны буквы или цифры.
Надпись на доске или таблица на стене.
Возьмите белый листок бумаги и
расположите его так, чтобы буквы, находящиеся по
периметру отверстия, были хорошо видны. Затем
закройте один глаз, а вторым через отверстие в
бумаге посмотрите на текст на доске или таблице.
Буквы, написанные на листе бумаги, кажутся
размытыми, теряют резкость. Они как бы находятся
не в фокусе. Затем переведите взгляд на буквы,
написанные на бумаге. Тогда нечеткой становится
надпись на доске и изображение на таблице.
Форма отчетности
1. Ответьте на вопросы. Какую форму
принял хрусталик, когда вы смотрели вдаль? Какую
форму принял хрусталик, когда вы перевели взгляд
на близкий предмет?
2. Сделайте вывод о функции хрусталика.
Выявление функций сетчатки
1-й вариант
Оборудование: карандаши или ручки,
окрашенные в разные цвета.
Испытуемого сажают на стул и просят
смотреть прямо перед собой (двигать головой или
скашивать глаза на предмет, который ему будут
показывать, не разрешается). Исследователь
поочередно демонстрирует набор предметов,
окрашенных в разные цвета. Объекты
демонстрируются в движении и короткое время, с
таким расчетом, чтобы они проецировались на
боковую поверхность сетчатки. Каждая
демонстрация должна сопровождаться вопросами:
«Какой предмет был показан? Какого он был цвета»?
Форма отчетности
Полученные результаты занесите в
таблицу.
На основании полученных данных
сделайте вывод о восприятии формы и цвета
предметов.
2-й вариант
Оборудование: небольшой круглый
фонарик.
Кровеносные сосуды входят в глаз через
диск зрительного нерва. В основном сетчатка
снабжается кровью через сосудистую оболочку, но
часть сосудов проникает и в саму сетчатку.
Разветвления кровеносных сосудов можно увидеть,
если рассматривать глазное дно через
специальный прибор — офтальмоскоп. В
собственном глазу сосуды сетчатки увидеть
гораздо проще, но только в виде теней. Почему мы
не видим эти тени постоянно? Почему они не мешают
видеть окружающее? Дело в том, что
световоспринимающие клетки, на которые всегда
попадают тени от сосудов, привыкли к этому. Но
если осветить глаз сбоку так, чтобы тени упали на
соседние клетки, в мозг пойдет сигнал и сосуды
станут «видны».
В затемненной комнате осветите глаз
сквозь сомкнутые веки тонким пучком света.
Слегка подвигайте фонариком из стороны в
сторону. Где-то перед собой вы увидите сосуды
сетчатки. Продолжайте двигать источник света над
веком. Появятся древоподобные ветвящиеся фигуры
крупных сосудов. Попытайтесь проследить
разветвление до их ствола — вы получите теневой
образ диска зрительного нерва, от которого
отходят ветви сосудов.
Иногда необходим очень яркий
маленький источник света, колеблющийся и
вспыхивающий у виска. Опыт лучше повторить не 2—3,
а 10—15 раз.
|