Простейшие – это одноклеточные
микроскопические организмы. Основу их клетки
составляет цитоплазма с одним или несколькими
ядрами. Хотя тело простейших состоит лишь из
одной клетки, оно способно выполнять все функции
живого организма: передвижение, питание, дыхание,
рост, развитие, размножение. Большинство
простейших питается готовыми органическими
веществами. Обитают простейшие во всех водоемах
(пресных и соленых), во влажной почве, могут жить в
органах растений, животных и человека.
Цель: ознакомиться со строением, способом
передвижения и питанием инфузории туфельки.
Оборудование: микроскоп, сенный настой,
приготовленный за 2–3 недели до работы, раствор
метилцеллюлозы – МЦ (можно использовать раствор
карбоксиметилцеллюлозы – КМЦ), суспензия
дрожжей, раствор конго красного, предметные и
покровные стекла, фильтровальная бумага, вата,
пипетка, пинцет.
Техника безопасности. Используйте для
работы лабораторные фартуки. Обращайтесь
осторожно со стеклянной посудой. Будьте особенно
осторожны при работе с химическими веществами,
которые могут вызвать раздражение на коже или
испортить одежду. Никогда не используйте
химические реактивы, не ознакомившись с
инструкцией к ним. Ответственно относитесь к
правилам работы с микроскопом. При переводе
объектива на большое увеличение аккуратно
работайте с винтом, чтобы не раздавить
микропрепарат.
ХОД РАБОТЫ
Часть 1. Строение и движение инфузории
1. С помощью стеклянной палочки поместите на
предметное стекло каплю раствора МЦ, как это
показано на рис. 1. Будьте осторожны при работе с
метилцеллюлозой – она может вызвать
раздражение на коже.
Рис. 1
2. Пипеткой капните в этот раствор сенный
настой. Раствор МЦ густой, как сироп, и инфузории
будут в нем передвигаться медленно, что
облегчает наблюдения за ними. Накройте каплю
покровным стеклом. Рассмотрите препарат под
малым увеличением. Опишите, как передвигаются
под микроскопом инфузории.
_____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
3. Поместите в каплю с инфузориями несколько
волокон ваты. Накройте каплю покровным стеклом.
Рассмотрите препарат под малым увеличением.
Из-за ватных волокон движения инфузории
ограничены. Как реагируют инфузории, когда
сталкиваются с волокнами ваты?__________________________________
____________________________________________________________________________________
__________________________________________
Опишите движения ресничек инфузории.
_____________________________________________
____________________________________________________________________________________
__________________________________________
Какие органоиды можно увидеть при малом
увеличении?
4. Рассмотрите инфузории при большом увеличении
микроскопа. Для этого поместите предметное
стекло так, чтобы одна или несколько инфузорий
находились среди волокон ваты в центре поля
зрения микроскопа, поставьте объектив и окуляр,
дающие большее увеличение. Осторожно, чтобы не
раздавить стекло, наведите резкость и
посмотрите, какие органоиды видны теперь.
Используя рисунок инфузории в учебнике,
обозначьте органоиды на рис. 2.
Рис. 2
Часть 2. Питание инфузории
1. Приготовьте новый микропрепарат с
инфузориями и МЦ. Добавьте пипеткой дрожжевую
суспензию, окрашенную раствором конго красного.
Конго красный является рН-индикатором. В кислой
среде он окрашивается в синий цвет, в нейтральной
среде – в розовый, а в щелочной – в красный. Будьте
осторожны, чтобы краситель не попал на кожу и
одежду. Накройте препарат покровным стеклом.
Рассмотрите его под малым, затем под большим
увеличением микроскопа. Понаблюдайте в течение
нескольких минут как дрожжевые клетки
втягиваются в инфузорию и как формируются
пищеварительные вакуоли. Как дрожжевые клетки
попадают в глотку? __________
____________________________________________________________________________________
_____________________________________________
Опишите, как образуются пищеварительные
вакуоли, когда дрожжевые клетки попадают в
инфузорию?_______________________________________
____________________________________________________________________________________
Что происходит с пищеварительной вакуолью,
когда она заполняется? __________________________
__________________________________________
Какой первоначальный цвет пищеварительной
вакуоли в дрожжевой клетке? _____________________
____________________________________________
Как меняется цвет вакуоли в дрожжевой клетке
через некоторое время? ____________________________
__________________________________________
2. Рассмотрите другие органоиды. Найдите
сократительную вакуоль. Обратите внимание на то,
что дрожжевые клетки не контактируют с
сократительной вакуолью. Понаблюдайте, как
сократительная вакуоль время от времени
сокращается и даже исчезает. Отметьте, через
какие промежутки времени происходит ее
сокращение. ___________________________________
___________________________________________
Выводы
1. Почему для наблюдения за инфузорией
используют карбоксиметилцеллюлозу? ________________
___________________________________________
2. Какую функцию выполняют реснички?
__________________________________________________
3. О чем свидетельствует изменение цвета пищи в
пищеварительной вакуоли?_____________________
___________________________________________
4. Какую функцию выполняет пищеварительная
вакуоль?____________________________________
___________________________________________
5. Какую функцию выполняет сократительная
вакуоль?_____________________________________
Проблемные задачи
1. Почему простейшие не отравляются вредными и
ненужными организму веществами, образующимися в
их теле в процессе жизнедеятельности?
____________________________________________________
2. Какие признаки характерны для простейших, как
животных организмов?_________________________
__________________________________________
3. Чьи клетки крупнее: инфузорий, мух или слонов?
_________________________________________ __________________________________________ |