Птицы – высокоорганизованные теплокровные
позвоночные животные, тело которых покрыто
перьями, а передние конечности превращены в
крылья. Особенности строения и перьевое покрытие
тела дают возможность птицам летать. И хотя есть
птицы, не способные к полету, их предками были
летающие птицы.
Существует огромное многообразие птиц. Каждый
вид птицы адаптирован к определенным условиям.
Форма и величина клюва, строение ног у разных
птиц различны и связаны с различным способом
добывания пищи.
Способность летать, теплокровность и другие
особенности строения и жизнедеятельности дали
возможность птицам широко расселиться на Земле.
Цель: ознакомиться с внешним строением птиц
и строением перьев, найти черты
приспособленности к полету.
Оборудование: чучело птицы, набор перьев,
лупа, микроскоп.
Техника безопасности. Бережно обращайтесь
с микроскопом. Ответственно относитесь к
правилам работы с ним.
ХОД РАБОТЫ
1. Опишите форму тела птицы и укажите, из каких
отделов оно состоит. _________________________
По каким признакам можно отличить птицу от
других позвоночных животных?____________________
2. Как располагаются перья на теле птицы? _______
Где располагаются самые крупные перья, а где –
более мелкие?______________________________
3. Рассмотрите набор перьев птицы. Найдите в
контурном пере очин, ствол, опахало. Зарисуйте
контурное перо и сделайте подписи.
Разъедините опахало в нескольких местах, а
затем попробуйте пальцами соединить его. Удалось
ли это
сделать?____________________________________________________________________________
4. Выясните при помощи лупы и микроскопа
строение опахала. Найдите бородки первого и
второго порядка, а также крючочки, при помощи
которых бородки второго порядка соединяются
между собой. Зарисуйте строение опахала и
сделайте подписи.
5. Сравните строение других перьев с
контурным пером. В чем их сходство и различие?
Зарисуйте контурное и пуховое перья и сделайте
подписи.
6. Рассмотрите голову птицы. Какие
органы располагаются на ней?____________________________
__________________________________________
7. Чем передняя конечность птицы отличается от
передней конечности ящерицы?_________________
____________________________________________
8. Какая часть ног птицы не имеет оперения, и чем
она покрыта?_____________________________
___________________________________________
У каких ранее изученных вами животных имеется
такой же покров?___________________________
_______________________________________________
Сколько пальцев на ногах птицы, как они
располагаются?____________________________________
Где расположена цевка? _____________________
__________________________________________
9. Подпишите на рис. 1 среды обитания и образ
жизни различных видов птиц.
Рис. 1
Выводы
1. Как строение контурных перьев способствует
полету птиц?________________________________
2. Каково значение бородок и крючков на
перьях?_______________________________________
3. Какую функцию выполняют пуховые
перья?_______________________________________
4. В чем выражается приспособленность птиц к
полету, к передвижению по суше, добыванию
пищи?______________________________________
Проблемные задачи
1. Дайте описание клюва и ног следующих птиц:
а) птицы водоемов, питающиеся планктоном.
_______________________________________________
б) птицы, питающиеся насекомыми, обитающими в
трещинах и щелях деревьев. ___________________
2. Правильно ли считали, что воробьи и некоторые
другие зерноядные птицы всегда приносят только
вред и что их надо уничтожать? Ответ обоснуйте.
_______ ___________________________________________ |