В типе моллюсков выделяют три основных класса:
Брюхоногие (прудовики, катушки, слизни),
Двустворчатые (перловицы, беззубки, устрицы,
мидии), Головоногие (кальмары, осьминоги,
каракатицы). Мягкое тело большинства моллюсков,
относящихся к классам брюхоногих и
двустворчатых, заключено в раковину. Тело
снаружи полностью или частично покрыто особой
складкой кожи – мантией. Мантия выделяет
вещества, из которых образуется раковина. Живут
моллюски в водоемах и на суше.
Цель: ознакомиться с внешним строением
различных моллюсков, выявить их сходства и
различия.
Оборудование: раковины беззубки, перловицы,
прудовика, катушки, скальпель, соляная кислота,
пипетка.
Техника безопасности. При работе
используйте лабораторные фартуки. Будьте
осторожны при работе со скальпелем. Будьте
особенно осторожны при работе с соляной кислотой
– она может вызвать ожог, попав на кожу, или
испортить одежду. Никогда не используйте
химические реактивы, не ознакомившись с
инструкцией к ним.
1. Рассмотрите раковины беззубки и перловицы.
Найдите передний (широкий, округлый) и задний
(узкий) концы раковины. Найдите самую высокую
наружную часть раковины (верхушку) и обратите
внимание на концентрические круги вокруг нее.
Они отображают чередование периодов медленного
и быстрого роста (годовые приросты). Сколько
годовых приростов вы насчитали у
раковины?____________________ _________________________________________
Соскребите скальпелем в каком-либо месте
раковины наружный слой. Будьте осторожны при
работе со скальпелем, держите его так, чтобы не
порезаться. Под верхним слоем находиться
фарфоровый слой. Капните, как это показано на рис. 1, на фарфоровый слой соляной кислотой. Будьте
осторожны при работе с кислотой, не капните на
кожу или одежду. Опишите, ваши наблюдения.
___________________
____________________________________________________________________________________
Рис. 1
Выделение пузырьков указывает на присутствие
карбоната кальция в раковине.
2. Рассмотрите внутреннюю часть раковины и
установите, чем раковина беззубки отличается от
раковины
перловицы.________________________________________________________________________
Зарисуйте раковину и сделайте подписи.
3. Рассмотрите раковины прудовика и
катушки. Найдите устье и завиток. Подсчитайте,
сколько оборотов в завитке раковины прудовика и
катушки. _________________________________________________
Все ли завитки одинаковы? _________________
В чем сходство раковины прудовика и катушки?
__________________________________________
В чем их
различие?________________________________________________________________
Зарисуйте раковину прудовика. Сделайте к ней
подписи.
Выводы
1. Вставьте пропущенные слова.
Моллюски высокоорганизованные беспозвоночные
животные. Тело мягкое, у большинства видов
состоит из _____, ______, ________. Со спинной стороны и с
боков оно покрыто складкой кожи __________. Между
мантией и телом моллюска образуется __________
полость. У многих видов хорошо развита твердая
известковая _______. У некоторых сохранились ее
остатки.
2. Установите возраст беззубки по количеству
годовых приростов на раковине. __________________
___________________________________________
3. Из чего образуется фарфоровый слой раковин
беззубки и перловицы? ______________________
______________________________________________
4. Чем раковины прудовика и катушки отличаются
от раковин беззубки и перловицы?____________
____________________________________________
Проблемные задачи
1. Каковы, на ваш взгляд, достоинства и
недостатки раковин, в которых заключены
моллюски? ______ _______________________________________
2. Почему ископаемые моллюски встречаются чаще,
чем ископаемые черви?_______________________
_____________________________________________
|