К классу земноводных относится позвоночные
животные, приспособленные к жизни как в воде, так
и на суше. У большинства земноводных имеется 2
пары пятипалых конечностей. Взрослые животные
дышат кислородом воздуха через легкие и
растворенным в воде кислородом через кожу. Кожа у
них голая. Большинство видов земноводных живет
на суше, а размножается в пресной воде.
Активность земноводных зависит от температуры и
влажности окружающей среды.
Цель: ознакомиться с внешним строением
лягушки, найти черты приспособленности к жизни
на суше и в воде.
Оборудование: таблица «Внешнее строение
лягушки», рисунки в учебнике.
ХОД РАБОТЫ
1. Рассмотрите тело лягушки. Укажите, из каких
отделов оно состоит. _________________________
_____________________________________________
Чем отличается форма тела лягушки от формы тела
рыбы? С чем это связано? _____________________
__________________________________________
2. Почему лягушку трудно удержать в руке?
________________________________________________
Каково значение слизи, покрывающей кожу
лягушки? _______________________________________
___________________________________________
3. Сравните длину передних и задних конечностей.
Чем они отличаются друг от друга? _______________
__________________________________________
Объясните роль задних конечностей в
передвижении на суше.________________________________
__________________________________________
Какие приспособления имеются на задних
конечностях для передвижения лягушки в воде?
___________ __________________________________________
4. Рассмотрите голову лягушки. Какие органы
расположены на голове?__________________________
___________________________________________
Каковы особенности строения этих органов?
______________________________________________
Какая часть тела остается над водой, когда
лягушка плавает в воде? Какое это имеет значение?
_____ ___________________________________________
5. Какова особенность строения языка лягушки?
__________________________________________
6. Сделайте подписи к рис. 1.
Рис. 1
Выводы
1. В чем выражается приспособленность лягушек к
жизни в воде и на суше?______________________
____________________________________________
2. Какие особенности органов чувств связаны с
жизнью лягушек на суше?______________________
____________________________________________
3. Язык у лягушки липкий. Какое это имеет
значение? ______________________________________
____________________________________________
4. В чем проявляется усложнение организации
земноводных по сравнению с рыбами? ______________
__________________________________________
Проблемные задачи
1. Какие особенности окраски делают лягушек
менее заметными в воде, на суше? Всегда ли окраска
защищает лягушек от врагов?
____________________________________________________________
2. Почему лягушка погибает, если ее лишить
возможности дышать через кожу? _________________
___________________________________________
3. Некоторые лягушки в средней полосе проводят
зиму на дне водоема. Каким образом они дышат?
____________________________________________
|