1. Проверка домашнего задания. 2. Объяснение понятия "лады" (сказка "Два брата"). 3. Разучивание пьесы И. X. Баха "Модерато" (2-я часть). 4. Слушание пьесы Ж. Векерлена "Детская песенка".
* Перемена. "Сказка про невидимку".
Два брата Сказка В давние-давние времена в
сказочной стране под названием Звукландия правил король Дин-дон
Седьмой. Больше всего на свете он любил спать да скучать.
Бывало сядет он на свой трон и скучает. От скуки ногами поболтает, От скуки прикажет печенье подать, А солдатам — песню запевать. Солдаты были у него необычные — Все, как один, певцы отличные. И за это, кстати сказать, Стал Дин-дон их Звуками звать.
Споют Звуки королю одну песню, другую, Король захрапит, и звуки тоже на боковую. Спят себе до утра. Утром встанут, крикнут: "Ура!"
Король проснется, С боку на бок повернется, И все заново начнется: Скука, печенье, солдатское пение. От этой жизни звуки до того обленились, Что петь как следует совсем разучились.
Король был ужасно огорчен. Даже скучать перестал он. Заставляет их петь и так и сяк, А они не хотят никак.
Но вот однажды прибыли в Звукландию из далекой страны Ладии два
брата-Лада. Один был веселый плясун-хохотун, другой грустный,
задумчивый. Веселого звали Мажор, а грустного Минор. Мажор и Минор о
беде короля узнали и решили помочь ему.
Во дворец явились, Королю, как положено, поклонились. — Здравствуй, Дин-Дон, — говорят. — Хотим послушать твоих солдат. — А ну, — скомандовал Звукам король, — Запевать все изволь! Раз, два! Раз, два! Запели Звуки, кто в лес, кто по дрова. Не выдержали этой музыки братья, Закричали на два голоса: "Хватит!" — Давай, — говорят, — Дин-дон, мы тебе поможем, Из Звуков твоих песню ладную сложим. Выстроил мажор Звуки в ряд — Получился звукоряд.
Скомандовал им Мажор: "На тон, полутон рассчи-и-тайсь!" Звуки быстренько рассчитались:
— ТОН, ТОН, ПОЛУТОН, ТОН, ТОН, ТОН, ПОЛУТОН. — Запевай! — скомандовал Мажор. Звуки запели:
См. Приложение: Все дружно встали в ряд, получился звукоряд. Не простой мажорный, радостный, задорный.
Кончили Звуки петь. Шагнул вперед Минор, скомандовал: "На тон,
полутон рассчи-и-тайсь!" Звуки сразу почему-то загрустили, нехотя
рассчитались:
— ТОН, ПОЛУТОН, ТОН, ТОН, ПОЛУТОН, ТОН, ТОН.
— Запевай! — скомандовал Минор. Звуки запели:
См. Приложение: Мы минорный звукоряд, грустный звуков длинный ряд. Песня грустную поем и сейчас мы заревем.
С тех пор наступил порядок в Звукландии. Дин-Дон по-другому жить стал, Под новую музыку спать перестал. Загрустит он — Минор явится, Захочет веселиться — Мажор появится. Стали Звуки жить ладно, И песни зазвучали складно.
Задание 29 Запомни: среди звуков, из которых сложена мелодия, должно быть согласие, порядок, они должны как бы ЛАДИТЬ между собой. БЕЗ ЛАДА НЕТ МЕЛОДИИ.
Задание 30 Послушай и скажи, в каком из этих примеров есть лад, а в каком нет. См. Приложение.
Задание 31 Послушай и скажи, какая из пьес написана в мажорном ладу, а какая в мажорном.
Колыбельная. Е. Юцевич
Баюшки-баю Д. Г. Тюрк
Детская песенка Ж. Векерлен Воробьишка утром рано Солнце радостно встречал. Но ему сказала мама, Что б он громко не кричал:
— Если будешь так шуметь - Горло может заболеть. Я прошу тебя, сыночек, Чуть потише песню петь.
Сказка про невидимку Рассказать вам про невидимку? Тогда слушайте. Невидимка
— это такая паучиха. Она маленькая-маленькая, ну совсем крошечная,
меньше макового зернышка. Ни ее, ни паутинки, которые она плетет,
увидеть невозможно. Зато можно увидеть дела невидимки. Паутины у нее
хоть и тонкие, но зато очень прочные. Расставляет она их возле каждого
человека и ждет заветных слов — НЕ ХОЧУ, НЕ БУДУ. Стоит только ей
услышать, что эти слова произносятся хнычущим голосом, она тут же
накидывает на человека свою паутину и все больше, больше с каждым днем
укутывает ею свою жертву. Спастись от этой невидимки можно, если только
разозлиться на нее как следует, сказать очень твердо: "ХОЧУ! БУДУ!" — и
взяться за дело. Тогда паутина упадет сама собой. Помнить про невидимку
надо постоянно, а потому любое дело следует делать хорошо и с желанием,
тогда она будет не страшна. Догадались, как ее зовут?
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ 1. Выучи, как строились солдаты в ряд по команде братьев — Мажора и Минора. 2. От звука СОЛЬ построй мажорный звукоряд и от звука РЕ — минорный. 3. Выучи пьесу И.Х. Баха "Модерато". 4. Повтори "Чешскую польку" (обе партии). 5. Выучи наизусть стихотворение К. Смирновой "Доброе дело" и умей выразительно его прочитать.
Доброе дело Я вышел на улицу, глянул вперед — Старушка тяжелую сумку несет. Навстречу старушке скорее бегу: — Давайте, бабуля, я Вам помогу.
По улице шумной тихонько идем, О маме, о школе беседу ведем. Вот так незаметно мы к дому пришли И сумку на пятый этаж принесли.
Довольна старушка, доволен и я, Ведь доброе дело я сделал, друзья. А стареньким стану я тоже когда-то — Мне так же помогут другие ребята.
К. Смирнова |