Цель. Формировать у учащихся понятие "Арктика", "Ледяная зона",
умение
находить и показывать ее на карте, воспитывать бережное
отношение к природе;
формировать умение пользоваться атласом и энциклопедиями; учить
определять
существенные признаки природных зон и сравнивать их.
Оборудование. Энциклопедии природы, пособие по экологии "Окно в
мир",
карта полушарий, карта природных зон России, иллюстрации
животного и растительного
мира Арктики, контурные карты.
Х О Д У Р О К А.
1. Организационный момент.
2. Вступительное слово.
Учитель. Если долго - долго идти на Север, никуда не поворачивая
и не
отклоняясь, то мы попадем на Северный полюс. Издавна эту область
Земли
называют Арктикой - от греческого слова arkticos - северный, так
древние
греки называли расположенное в северной части неба созвездие
Большой Медведицы.
(Показывает на карте).
Сурова природа Крайнего Севера, но и там можно найти много
удивительного.
Нам, конечно же, интересно будет узнать, встречаются ли на
Севе-ре зеленые
льдинки, почему медведь не скользит по льду, бывает ли ночь
длиною в полгода,
почему животные, живущие среди льдов Северного Ледовитого океана
больше
нигде не встречаются. Интересно? Конечно! Тогда наш путь лежит в
самую
северную часть планеты, покрытую снегами и льдами, - Арктику.
Арктика - это зона островов, лежащих около Северного полюса.
Климат здесь
очень разнообразен. Холодные порывистые ветры гуляют по
безмолвным снежным
просторам, прижимая к земле и без того редкие низко-рослые
кустарники
карликовой березки и полярной ивы (показать гербарий). Здесь
долгая холодная
зима и короткое холодное лето, поэтому растительность скудная:
мхи да
лишайники. Белыми пустынями называют огромное пространство
Севера, где
только льды и снега. Но вдруг попадается зеленая льдина! Откуда
она здесь?
Оказывается, есть мельчайшие растения, которые могут жить на
снегах и
во льдах. Их называют снежными водорослями.
В Арктике несколько месяцев не заходит солнце - продолжается
полярный
день. Зимой наступает долгая полярная ночь: темным-темно и очень
холодно,
но и к этим суровым условиям обитатели Севера приспособились.
Моржам и тюленям не дает замерзнуть толстый слой подкожного
жира. Моржи
- близкие родственники тюленей, большие и сильные, и мало кто
решается
нападать на них. У них два длинных клыка, которые они используют
в боях
и чтобы выбираться из воды на лед для отдыха. (Показ иллюстраций
или слайдов).
У моржей крепкие губы, позволяющие высасывать съедобных
моллюсков из раковин.
Морж может съесть 3000 моллюсков за день.
У белого медведя густой мех хорошо сохраняет тепло. Сутками
бродит великан
Арктики по снежной пустыне в поисках добычи. Он часами может
лежать возле
лунки во льду, выжидая, когда вынырнет за порцией воздуха
тюлень. Полярные
(белые) медведи - самые крупные и сильные животные Арктики, на
них никто
не нападает. В середине зимы в заснеженных берлогах у них
рождаются детеныши.
Мать кормит их своим молоком, а сама ничего не ест, пока не
потеплеет
настолько, что она может выйти на охоту. Белые медведи имеют
великолепный
нюх и могут очень быстро бегать по льду, преследуя жертву. Они
хорошо
плавают и ныряют. Летом они питаются травой, лишайниками,
черникой и леммингами.
На скалистых берегах - птичьи базары. Здесь гнездится множество
морских
птиц: топорики, кайры, тупики, различные виды чаек. По побережью
живут
гуси и утки. Среди них наиболее известны гаги, имеющие мягкий
теплый пух. Некоторые животные могут жить круглый год в Арктике.
Другие
животные навещают эти места только летом, когда лед тает, и море
очищается
ото льда. Растения, которые вырастают летом, - основной источник
питания многих животных.
Фронтальная работа.
Работа по вопросам и заданиям.
§ Как вы представляете себе Арктику?
§ Как вы думаете, какая температура воздуха преобладает в этой
зоне?
§ Где находится Арктика? Покажите на карте ее границы.
§ Нанесите границы Арктики на контурные карты.
§ Почему в Арктике всегда холодно?
§ Какие природные явления можно наблюдать в Арктике?
§ Почему они возникают?
§ Какие растения и почему могут расти в полярных районах?
Работа с учебником. (Учебник А.А.Плешакова для 4 класса).
Учитель. Сейчас я предлагаю ознакомиться с материалом учебника,
чтобы
продолжить нашу работу.
§ Причины происхождения полярной ночи и полярного дня.
§ Причины низких температур.
§ Особенности почвы.
§ Приспособленность растений.
§ Жизнь человека в этих условиях.
Работа над обобщением материала.
§ Ответы на вопросы раздела "Подумай".
§ Выбери животных и растения, обитающие в Арктике (из
иллюстративного
материала).
Учитель. Давайте определим, на какой высоте над уровнем
поверхности находится
солнце. Обоснуйте свое решение.
Расскажите, как приспособились к жизни в Арктике те животные и
птицы,
которых вы выбрали. (Тетрадь № 41, 43, 44).
Почему в Арктике растут только эти растения?
Назовите обитателей арктических морей.
Составьте пищевую цепочку для птиц.
(Водоросли - рачки - рыбы - птицы).
Закрепление пройденного.
Решение кроссворда "Арктика". (См. приложение).
Домашнее задание. Статья из учебника на стр. 43 - 49, ответы на
вопросы.
Заполнить таблицу в тетради № 39-40.
П Р И Л О Ж Е Н И Е.
Кроссворд "Арктика".
Если правильно отгадаешь кроссворд, то в серых клетках
прочитаешь слово.
Вопросы.
1. Эти птицы собираются летом на скалистых берегах в шумные
"птичьи базары",
очень любят полакомиться рыбой. 2. Близкий родственник тюленя. 3. Птицы, которые откладывают яйца прямо на голые уступы скал.
4. На них
очень любит поохотиться белый медведь. 5. Самое распространенное
растение
полярных районов. 6. Самый крупный обитатель морей и океанов. 7.
Маленькие
жители морей, которыми питаются рыбы.
Ответы. 1. Чайка. 2. Морж. 3. Кайры. 4. Тюлень. 5. Лишайники. 6.
Кит.
7. Рачки.
|