Бородино» М.Ю. Лермонтова традиционно
входит в программу пятого класса. Мы с учениками читаем это
стихотворение в конце апреля, чтобы на майских праздниках съездить в
музей на Бородинском поле и воочию увидеть то, о чём говорили на уроках.
А говорим мы и о литературе, и об истории: Наполеоне и Кутузове, героях
Бородинского сражения (имена и биографии Барклая-де-Толли, Багратиона,
Раевского, Тучкова-4-го и других нам нужны для изучения стихотворения
Марины Цветаевой «Генералам двенадцатого года»), вооружении и
обмундировании русских и французов, родах войск, как упомянутых
Лермонтовым, так и не вошедших в стихотворение, о ходе Бородинского
сражения и разных точках зрения относительно его исхода.
Времени на такую внелитературную работу стараемся не жалеть.
Во-первых, читая произведение, учимся работать со словарями и
энциклопедиями, не ограничиваясь сносками и примечаниями в книгах для
чтения (хороши для этого книга Ю.А. Федосюка «Что непонятно у классиков,
или Энциклопедия русского быта XIX века»; историческая серия
издательства «Белый город»: «Война 1812 года», «Герои 1812 года»,
«Русские полководцы»). Во-вторых, каждый ученик получает возможность
сделать небольшое устное выступление, продумав не только, что и как он
скажет, но и какие слова, имена, даты запишет на доске для всего класса,
какие вопросы задаст слушателям, чтобы проверить, что они услышали и
запомнили.
После трёх-четырёх сообщений мы устраиваем письменный блиц-опрос, в
котором участвует весь класс. Такая форма работы помогает нам
подготовиться и к экскурсии в музее: пятиклассники с уважением слушают
рассказ экскурсовода, задают вопросы "по делу”, не устают от объёма
точной информации — дат, имён, названий мест, — уже известной им, с
интересом рассматривают выставленные в витринах предметы: у каждого есть
здесь "свой”, который совсем недавно "представлял” классу.
"Поход” в музей и уроки литературы по теме заканчиваем традиционной
большой игрой. Все участники получают призы и хорошие оценки по истории и
литературе. Обычно играем двумя классами (5 «А» и 5 «Б»), смешанными
командами. Игра занимает полтора-два урока и требует просторного
помещения (мы проводим её в актовом зале). В жюри учителя или
старшеклассники. Для игры командам раздаются листы для письменных
ответов.
Сначала каждая команда придумывает себе название, связанное с войной
1812 года, и даёт короткое обоснование своему выбору. (2 балла)
Разминка
Ведущий по очереди задаёт командам вопросы. Все команды, кроме той,
которой адресован вопрос (она отвечает вслух), молча пишут ответы на
листочках (после разминки они сдаются в жюри). Если дан правильный
ответ, отвечавшей команде присуждается 2 балла и ведущий задаёт
следующий вопрос другой команде. Если ответ неверен, то отвечавшая
команда получает 0 баллов, а те команды, которые правильно ответили на
вопрос письменно, — по 1 баллу. В конце разминки ведущий озвучивает
правильные ответы, жюри подсчитывает баллы.
Вопросы
1. Кто назвал Бородинское сражение "битвой гигантов”? (Наполеон.)
2. Зачем нужен конский хвост драгунам? (Защищать шею от
ударов.)
3. Почему существуют две даты Бородинской битвы? (По
старому стилю 26 августа, по новому стилю 7 сентября.)
4. Как переводится с французского слово "флешь”? (Стрела.)
5. Какова форма редута? (Шестиугольник.)
6. Назовите основной цвет русских и французских мундиров? (Зелёный
и синий.)
7. Чем сражались партизаны, у которых не было оружия? (Орудия
труда: вилы, цепы, топоры; дубинки и прочие "ошарашники”.)
8. Какое крупное европейское государство, кроме России, не было
захвачено Наполеоном в 1812 году? (Англия.)
9. Около какой деревни был бой за два дня до Бородинского сражения? (Шевардино.)
10. Чем на императорском знамени Наполеона были заменены лилии
Бурбонов? (Пчёлы.)
11. Как выглядит памятник павшим французам на Бородинском поле? (Стела
с орлом.)
12. По какой дороге пришлось отступать Наполеону от Москвы? (По
Старой Смоленской дороге.)
Второй конкурс называется «Одень и вооружи гусара для битвы».
Каждая команда получает набор карточек. Важно, чтобы слова на карточках
были напечатаны крупно, а участники игры имели возможность разложить их
на столе или на полу. Надо выбрать такие слова, которые обозначают
предметы одежды и вооружения гусара, и на выбранной карточке кратко
записать, что это слово значит (например, чикчиры — брюки). За
каждое правильно выбранное слово команде даётся 1 балл. За объяснение
значений слов ещё по 1 баллу. Отобранные карточки сдаются жюри. Ведущий
озвучивает правильные ответы.
Карточки (правильные ответы
выделены): |
1. Банник |
4. Доломан |
2. Бивак |
5. Кивер |
3. Вензель |
6. Кираса |
7. Лафет |
15. Рыдван |
8. Люлька |
16. Сабля |
9. Макинтош |
17. Сапоги |
10. Ментик |
18. Фижмы |
11. Омбрелька |
19. Чепец |
12. Палаш |
20. Чикчиры |
13. Пелерина |
21. Шлафрок |
14. Плюмаж |
|
Следующий этап игры посвящён героям войны 1812 года и условно
называется «Чей портрет?». Каждой команде выдаётся по 6
портретов. Их надо разложить на столе или на полу и внимательно
рассмотреть перед началом конкурса. На это даётся две-три минуты. Затем
ведущий читает "загадки” о героях, которые изображены на портретах. Надо
определить, о каком человеке идёт речь, найти его портрет и подписать
на нём имя героя и номер загадки (например, Наполеон — 5).
Команды могут получить по 3 балла (нашли портрет — соотнесли с
вопросом — правильно назвали), за каждое несоответствие снимается
1 балл. Орфографические ошибки не считаются. Подписанные портреты
сдаются в жюри. Ведущий озвучивает правильные ответы.
Вопросы-загадки
1. Он должен был стать юристом, а стал императором: сначала — всей
Европы, потом — одного острова. Кто он? (Наполеон.)
2. По происхождению шотландец, но возглавлял русскую армию в начале и
конце войны России с Францией. Кто он? (Барклай-де-Толли.)
3. Он был учеником Суворова и Потёмкина, главнокомандующим в войне
России против Турции и Франции. Кто он? (Кутузов.)
4. Он воспитывался бабушкой. Знал о заговоре против императора. После
войны с Францией был назван Благословенным восстановителем держав. Кто
он? (Александр I.)
5. Грузин. Воевал против Наполеона в Европе, а погиб, защищая от него
Москву. Кто он? (Багратион.)
6. Сон его жены оказался пророческим. На месте его гибели был основан
монастырь. Его портрет вдохновил Цветаеву на создание стихотворения. Кто
он? (Тучков-4-й.)
Два последних конкурса — самые весёлые. Первый из них — "художественный”:
от каждой команды вызывается один человек. Участники с завязанными
глазами под диктовку ведущего (нарисуйте тело, нарисуйте правую заднюю
ногу и т.д.) рисуют боевого скакуна. Всем — по 2 балла. Ведущий шутливо
комментирует получившиеся изображения. Важно, чтобы фломастеры для
рисования были яркими.
Последний этап игры — пантомима. Команды получают
отрывки из стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино». Надо изобразить в
пантомиме содержание отрывка так, чтобы были задействованы все участники
команды. Команды разбиваются на три группы (первая играет со второй,
третья — с четвёртой и т.д.) и показывают пантомимы друг другу внутри
групп. Задача "зрителей” — правильно процитировать изображённый отрывок.
За пантомиму — 1 балл. За правильное цитирование — 1 балл.
(1)
Прилёг вздремнуть я у лафета,
И слышно было до рассвета,
Как ликовал француз.
Но тих был наш бивак открытый:
Кто кивер чистил весь избитый,
Кто штык точил, ворча сердито,
Кусая длинный ус.
(2)
Вам не видать таких сражений!..
Носились знамена, как тени,
В дыму огонь блестел,
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.
(3)
И вот нашли большое поле:
Есть разгуляться где на воле!
Построили редут.
У наших ушки на макушке!
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки —
Французы тут как тут.
(4)
Ну ж был денёк! Сквозь дым летучий
Французы двинулись, как тучи,
И всё на наш редут.
Уланы с пёстрыми значками,
Драгуны с конскими хвостами,
Все промелькнули перед нами,
Все побывали тут.
(5)
Мы долго молча отступали,
Досадно было, боя ждали,
Ворчали старики:
"Что ж мы? на зимние квартиры?
Не смеют, что ли, командиры
Чужие изорвать мундиры
О русские штыки?”
(6)
Забил заряд я в пушку туго
И думал: угощу я друга!
Постой-ка, брат мусью!
Что тут хитрить, пожалуй к бою;
Уж мы пойдём ломить стеною,
Уж постоим мы головою
За родину свою!
|